город Воронеж |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А48-1060/2021 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова А.И.,
без вызова сторон, в порядке ст. 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), п.п. 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" на решение Арбитражного суда Орловской области от 06.05.2021 по делу N А48-1060/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" (ОГРН 1155749002530, ИНН 5753061812) к Инспекции ФНС России по г. Орлу (ОГРН 1125742000020, ИНН 5752077778) о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эксперт" (далее - ООО "Эксперт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г.Орлу (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 18.11.2020 N 1878 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Заявление было рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 06.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО "Эксперт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что срок для внесения исправлений в налоговую отчетность или представления пояснений наступил 24.08.2020, а не 14.07.2020 как считает налоговый орган. Ссылается на то, что требование от 26.05.2020 N 11596 о представлении пояснений направлено Инспекцией в его адрес 26.05.2020 в рассылке без возможности подтверждения его получения, о чем свидетельствует извещение о получении электронного документа от 04.06.2020, поскольку отсутствуют подтверждение даты отправки и квитанция о приеме. В связи с чем, Общество в силу отсутствии технической возможности не могло получить указанное требование 04.06.2020. Данное требование получено 20.07.2020.
Полагает, что поскольку требование о представлении документов (информации) направлено в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, квитанция не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться направленным.
Налоговый орган возражал на доводы апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда ( 19aas.info@ARBITR.RU) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Инспекция ФНС России по г. Орлу установила, что ООО "Эксперт" не предоставило сведения по требованию от 26.05.2020 N 11596, направленному в ходе камеральной проверки налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2019 год.
В связи с чем, налоговая инспекция составила акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ) от 28.09.2020 N 25051 и приняла решение от 18.11.2020 N1878 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, которым привлекла ООО "Эксперт" к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с указанным решением инспекции, заявитель обжаловал его в Управление ФНС России по Орловской области.
Решением Управления ФНС России по Орловской области от 21.01.2021 N 10 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 2 статьи 87 НК РФ установлено, что целью камеральной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им выходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" установленный Кодексом срок представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации) пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований с 01.03.2020 до 30.06.2020 включительно продлен на 20 рабочих дней.
В силу пункта 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Из материалов дела следует, что 20.03.2020 общество представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год.
Налоговая инспекция в ходе камеральной налоговой проверки в адрес ООО "Эксперт" направила требование от 26.05.2020 N 11596 о представлении пояснений.
Указанное требование отправлено налоговым органом в электронном виде 26.05.2020 и получено обществом по телекоммуникационным каналам связи 04.06.2020 в 15.17.02, со ссылкой на извещение о получении электронного документооборота. По мнению инспекции, срок для представления обществом пояснений истек 14.07.2020.
В установленный срок истребуемые пояснения не были представлены обществом.
Уточненная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2019 год была представлена обществом 07.08.2020.
Налоговая инспекция посчитала, что имелись основания для привлечения ООО "Эксперт" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
Относительно довода ООО "Эксперт" о направлении требования от 26.05.2020 N 11596 в рассылке без возможности подтверждения его получения, апелляционный суд исходит из следующего.
В спорный период Порядок представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы, был утвержден Приказом ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@ (далее - Порядок).
Порядок определяет общие положения организации информационного обмена при направлении налоговыми органами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, при проведении налогового контроля, в том числе, решения о проведении выездной налоговой проверки, требования о предоставлении пояснений и т.д.
В силу пункта 1 Порядка участниками информационного обмена при направлении документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, операторы электронного документооборота, налоговые органы.
Как следует из пункта 6 Порядка участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов.
Пунктом 7 Порядка установлено, что направление и получение документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном использовании средств электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в указанном документе.
В пункте 10 Порядка указано, что датой направления (отправки) налогоплательщику документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (пункт 11 Порядка).
Требование от 26.05.2020 N 11596 о представлении пояснений направлено налоговым органом в адрес общества 26.05.2020 по телекоммуникационным каналам связи.
Направление налоговым органом указанного требования в адрес общества по телекоммуникационным каналам связи подтверждается технологическим электронным документом "подтверждение даты оправки", полученным от специализированного оператора связи ООО "Компания "Тензор", из которого следует, что ООО "Компания "Тензор" подтверждает факт отправки инспекцией 26.05.2020 в 17.39.56 документа (документы) в файле (файлах) IU_OTVNO_5753061812575301001_575306181257530100 I_5740_20200526_5e4d46e7d8434b4889feb9f77052ab50.
Получение ООО "Эксперт" требования от 26.05.2020 N 11596 о представлении пояснений подтверждается технологическим документом "извещение о получении электронного документа", из которого следует, что обществом 04.06.2020 в 15.17.02 получен электронный документ в файле (файлах) IU_OTVNO_5753061812575301001_5753061812575301001_5740_20200526_5e4d46e7d8434b4889feb9f77052ab50.
Таким образом, факт направления по телекоммуникационным каналам связи в адрес общества и получение последним спорного требования подтвержден технологическими электронными документами.
При этом отсутствие технологического документа "квитанция о приеме" либо "уведомление об отказе" не опровергает факт получения ООО "Эксперт" требования от 26.05.2020 N 11596 о представлении пояснений по телекоммуникационным каналам связи 04.06.2020 (подтверждается технологическим документом "извещение о получении электронного документа").
Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.
Согласно п. 6 Порядка участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление Документов и технологических электронных документов.
Таким образом, Порядком предусмотрена ежедневная обязанность участников информационного обмена просматривать все поступившие документы, вне зависимости от способов и видов их сортировки. Указанная обязанность не обусловлена фактом отнесения поступившего электронного документа в тот или иной реестр или электронную папку. Категорию "важности" поступивших электронных документов Порядок также не предусматривает. Неисполнение указанной обязанности возлагает на налогоплательщика риск наступления негативных последствий. Налоговый орган в соответствии с требованиями ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в материалы дела доказательства направления и доставки в адрес общества спорных документов. Обязанность общества ознакомиться с ними предусмотрена п. 6 Правил.
Вместе с тем, в нарушение статьи 65 АПК РФ обществом в материалы дела не представлено надлежащих доказательств того, что полученные по телекоммуникационным каналам связи документы не были и не могли быть им просмотрены.
Ссылка Общества на то, что датой получения требования от 26.05.2020 N 11596 о представлении пояснений следует считать 20.07.2020, поскольку именно в этот день налогоплательщик сформировал квитанцию о приеме акта, подлежит отклонению, поскольку обязанностям налогового органа корреспондируют встречные обязанности налогоплательщика, как участника информационного обмена. Между тем доказательства соблюдения Обществом требований пункта 16 Порядка и направления квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме электронного документа, формирование которых полностью зависит от волеизъявления налогоплательщика, не представлены.
На момент вынесения оспариваемого решения налогового органа от 18.11.2020 N 1878, приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@, был утвержден новый Порядок направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2020 N 59335).
Согласно п. 20 указанного Порядка если налоговый орган в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка не получил от плательщика, в отношении которого Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, квитанцию о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган, в электронной форме, то указанные документы не направляются налоговым органом на бумажном носителе.
Таким образом, у налогового органа отсутствовала обязанность направлять требование от 26.05.2020 N 11596 в адрес ООО "Эксперт" на бумажном носителе.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Инспекции от 18.11.2020 N 1878 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение является законным и обоснованным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по делу относятся на заявителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом вышеизложенного, суда апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 06.05.2021 по делу N А48-1060/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1060/2021
Истец: ООО "Эксперт"
Третье лицо: ИФНС России по г.Орлу