гор. Самара |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А55-37006/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 июня 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июня 2021 года в зале N 7 апелляционную жалобу Акционерного общества "Транснефть-Приволга" на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2021 по делу N А55-37006/2019 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Акционерного общества "Транснефть-Приволга" (ИНН 6317024749, ОГРН 1026301416371), гор. Самара,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, гор. Самара,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, гор. Самара,
об оспаривании решений,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Родин Д.А., представитель (доверенность от 04.06.2021), Анашкина О.В., представитель (доверенность от 03.02.2020);
от ответчика - Чугуров С.А., представитель (доверенность от 01.06.2021);
от третьего лица - Чугуров С.А., представитель (доверенность от 19.01.2021).
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Акционерное общество "Транснефть-Приволга" обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области от 27.06.2019 N 36761, от 27.06.2019 N 36762, от 27.06.2019 N 36763, от 27.06.2019 N 36764, от 27.06.2019 N 36765, от 27.06.2019 N 36766, от 27.06.2019 N 36767, от 27.06.2019 N 36768 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2020 производство по делу N А55-37006/2019 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, которым завершится рассмотрение по существу дела N А12-19959/2019 с учетом срока на кассационное обжалование.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2020 производство по делу возобновлено.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2020 производство по делу N А55-37006/2019 было приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационных жалоб Акционерного общества "Транснефть-Дружба" по делу N А49-3817/2019 и Акционерного общества "Транснефть-Приволга" делу N А12-19959/2019.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2021 производство по делу возобновлено.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2021 требования Акционерного общества "Транснефть-Приволга" оставлены без удовлетворения.
Заявитель - Акционерное общество "Транснефть-Приволга", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
Податель жалобы полагает, что судом неправильно истолкованы нормы НК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, что привело к безосновательному ограничению их применения. Заявитель также полагает, что судом безосновательно применен п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации, который не является предметом спора.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2021 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 09 июня 2021 года на 09 час. 15 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2021 года суд в составе председательствующего Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Некрасовой Е.Н., рассмотрение апелляционной жалобы отложил и назначил на 21 июня 2021 года на 09 час. 55 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2021 года в судебном составе, рассматривающем дело, в связи с нахождением в отпуске судьи Некрасовой Е.Н. произведена ее замена на судью Корнилова А.Б. Судебное разбирательство начато заново.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней (пояснения), просили решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Представитель ответчика и третьего лица не согласился с доводами жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней (пояснения), мотивированных отзыва и пояснений, выслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 18 по Самарской области проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых расчетов и уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, представленных АО "Транснефть-Приволга" за 1 квартал 2016 года, полугодие 2016 года, 9 месяцев 2016 года, 2016 год, 1 квартал 2017 года, полугодие 2017 года, 9 месяцев 2017 года, 2017 год.
По результатам рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок, Актов налоговых проверок от 13.09.2018 N 16-21/49360, N 16-21/49393, N 16-21/49392, N 16- 21/49394, N 16-21/49396, N 16-21/49400, N 16-21/49398, N 16-21/49402, возражений от 15.10.2018 N ТПВ-01-22-42/49314, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, дополнений от 21.12.2018, от 07.02.2019, от 22.03.2019, от 21.05.2019 к Актам, возражений от 23.01.2019 N ТПВ-01-22Ч8/2673, от 27.02.2019 N ТПВ-01-22-48/8153, от 12.04.2019 N ТПВ-01-22-48/14873, от 10.06.2019 N ТПВ-01-22-48/23204, Инспекцией вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.06.2019 N 36761, N 36762, N 36763, N 36764, N 36765, N 36766, N 36767, N 36768.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36766 доначислен налог на имущество организаций за 1 квартал 2016 года в сумме 12 635 236 руб.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36764 доначислен налог на имущество организаций за 2 квартал 2016 года в сумме 12 522 871 руб.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36765 доначислен налог на имущество организаций за 3 квартал 2016 года в сумме 12 491 883 руб.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36768 доначислен налог на имущество организаций за 4 квартал 2016 года в сумме 13 319 548 руб.
В соответствии с решением от 27.06,2019 N 36763 доначислен налог на имущество организаций за 1 квартал 2017 года в сумме 17 973 791 руб.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36761 доначислен налог на имущество организаций за 2 квартал 2017 года в сумме 17 628 734 руб.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36762 доначислен налог на имущество организаций за 3 квартал 2017 года в сумме 17 269 331 руб.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36767 доначислен налог на имущество организаций за 4 квартал 2017 года в сумме 9 985 748 руб.
Основанием доначисления налога на имущество, соответствующих пеней и штрафов послужил вывод Инспекции о том, что общество неправомерно применило льготу по налогу на имущество, установленную пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, и занизило налоговую базу по налогу на имущество организаций за 2016 - 2017 годы.
В ходе камеральной проверки Инспекция переквалифицировала часть основных средств (оборудования), принадлежащих Обществу, из категории движимого имущества в категорию недвижимого: площадки обслуживания, площадки производственные, задвижки шиберные, электроприводы, комплектные трансформаторные подстанции, устройства катодной защиты, системы компенсации нагрузок, затворы обратные, задвижки клиновые, автоматические пункты секционирования, фильтры-грязеуловители и пр.
Переквалификация спорных основных средств произведена Инспекцией по основанию отнесения имущества к объектам магистральных нефтепроводов согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов".
По мнению Инспекции, спорные основные средства являются неотъемлемой технологической частью эксплуатируемого Обществом магистрального трубопровода как единого объекта недвижимого имущества, перемещение спорных основных средств без причинения несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Не согласившись с Решениями налогового органа, Общество обратилось в УФНС России по Самарской области с апелляционной жалобой от 31.07.2019 N ТПВ-01-22-48/31122.
Решением Управления ФНС России по Самарской области от 02.09.2019 N 03-15/31132@ жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований, заявитель ссылается на то, что спорные основные средства по своим природным свойствам и правовому режиму относятся к движимому имуществу, так как у них отсутствует прочная связь с землей, они могут свободно перемещаться без нанесения несоразмерного ущерба назначению как самого демонтируемого оборудования, так и иных объектов. Наличие технологической связи не является квалифицирующим признаком. Классификация Инспекцией основных средств и объектов магистрального трубопровода в качестве сложной вещи не свидетельствует о том, что спорные основные средства не являются недвижимым имуществом. Спорное оборудование и магистральный нефтепровод не является неделимой вещью. Правовой режим единого недвижимого комплекса на спорные основные средства не распространяется. Как считает заявитель, Инспекция ошибочно квалифицирует оборудование в качестве недвижимого на основании Постановления Правительства N 504 и отраслевых нормативно-технических документов. Как указывает заявитель отнесение спорных основных средств к движимому имуществу подтверждается заключениями специализированной организации - Федерального бюро технической инвентаризации, письмами производителей, заключением экспертной организации, разъяснениями уполномоченных органов. По мнению заявителя Инспекция не применила ПБУ 6/01, чем нарушила ст. ст. 374, 375 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "Транснефть-Приволга", исходя из требований статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество.
Основным видом деятельности общества является транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов и для этих целей общество использует магистральные трубопроводы (нефтепровод, нефтепродуктопровод) и соответствующее оборудование, которые числятся у него на балансе. В бухгалтерском учете магистральные трубопроводы обществом отражаются в качестве недвижимого имущества.
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорные периоды)).
Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подпункт 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), было предусмотрено, что освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2013 льгота по налогу на имущество организаций не распространяется на железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно пункту 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", действующей с 01.01.2013, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году - 0,4 %, в 2014 году - 0,7 %, в 2015 году - 1 %, в 2016 году - 1,3 %, в 2017 году - 1,6 %, в 2018 году - 1,9 %. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504).
В 2013 году в Постановление N 504 внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 292, с учетом которых Постановление N 504 устанавливает Перечень не только имущества, льготируемого по пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, но и имущества, в отношении которого применяются пониженные ставки, предусмотренные пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
Право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, пункте 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации; имущество поименовано в Перечне N 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно представленного на камеральную проверку протокола совещания комиссии по принятию к учету и списанию основных средств от 11.01.2018 перечень объектов переведенных из категории недвижимого имущества облагаемого по пониженной ставке в категорию движимого, включает в себя: площадки обслуживания, площадки производственные, задвижки шиберные, электроприводы (ЭПЦ-15000, ЭПЦ400), комплектные трансформаторные подстанции, устройства катодной защиты, системы компенсации нагрузок, затворы обратные, задвижки клиновые, фильтры-грязеуловители, системы линейной телемеханики, прочее имущество.
В соответствии с указанными кодами ОКОФ оборудование, согласно Постановления N 504, отнесено к имуществу, относящемуся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружениям, являющихся их неотъемлемой технологической частью. В перечень сооружений нефтепровода включены задвижки, заслонки, клапана, насосы, скважины, резервуары, фильтры, линейная часть трубопровода, электросети, тепловые сети, подстанции, дороги, узлы учета нефти, станции, отводы, переходники, площадки, здания, ограждения, и прочее имущество, необходимое для функционирования магистрального трубопровода.
Согласно данному перечню в Имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, включены: - в категории - площадки производственные включено следующее имущество: производственные площадки нефтеперекачивающих станций, магистральных и подпорных насосных станций с основным и вспомогательным оборудованием и системами, площадки узлов запорной арматуры, узлов подключения насосных станций, узлов пуска (приема) средств очистки и диагностики, узлов автоматического перекрытия магистральных трубопроводов, систем сглаживания волн давления, площадки станций электрохимической защиты от коррозии, контрольно- измерительных колонок, необслуживаемых и обслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов, пунктов контроля и управления на линейной части магистральных трубопроводов; площадки обезвоживания осадка; иловые площадки; амбары аварийного сброса нефти; площадки фильтров-грязеуловителей; камеры (площадки) регуляторов давления; - эстакады и галереи: сливоналивные эстакады нефтеналивных пунктов и перевалочных нефтебаз магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, включая регуляторы давления, емкости для сбора утечек и дренажа технологических трубопроводов, узлы технологических задвижек, комплектные трансформаторные подстанции, щиты системы управления, канализационные насосные, помещения с электроприводными задвижками, сливную железнодорожную эстакаду, сливные насосные станции для нефти, нефтепродуктов и вакуумного газойля, пункт обогрева, компрессорную, пост электроцентрали, совмещенный со служебно-техническими помещениями. Галереи прокладки технологических трубопроводов, сетей электроснабжения, систем связи и управления магистральных трубопроводов (в части галерей нефтеперекачивающих станций); - сооружения магистрального трубопроводного транспорта: узлы подключения насосных перекачивающих станций, камеры приема (пуска) средств очистки и диагностики, устройства для ввода метанола, пункты подогрева нефти, блок-боксы (площадки) регуляторов давления, фильтры-грязеуловители, клапаны предохранительные, компенсаторы, фильтры-решетки, регулирующие устройства, приемно-раздаточные патрубки резервуаров, узлы технологических задвижек, узлы учета нефти, резервные системы коммерческого учета нефти, блок-боксы энергообеспечения, блок-боксы контроля качества нефти, магистральные и подпорные насосные с основным и вспомогательным оборудованием и системами, сооружения систем автоматики и телемеханики нефтеперекачивающих станций и перевалочных нефтебаз; установки электрохимической защиты магистральных трубопроводов от коррозии, включая станции катодной защиты, анодные заземлители, дренажные установки и протекторы; - водопровод: системы оборотного водоснабжения технологических объектов систем охлаждения электродвигателей магистральных насосных агрегатов и других технологических систем производственных объектов магистральных трубопроводов; - арматура для магистральных трубопроводов: линейные и технологические задвижки, заслонки и регуляторы с электроприводами и системами автоматизированного контроля и управления, отводы, тройники, узлы подключения, вантузы с ограждением, предохранительные клапаны, компенсаторы, фильтры-решетки, регулирующие устройства, приемно-раздаточные патрубки резервуаров и иная трубопроводная арматура, являющаяся неотъемлемой частью объектов и сооружений магистральных трубопроводов; - насосы и оборудование компрессорное: магистральные насосные агрегаты, насосы и компрессорное оборудование для магистрального трубопроводного транспорта; нефтяные, водяные, масляные и иные насосы, компрессорные установки и компрессорное оборудование магистральных трубопроводов; - электродвигатели, генераторы и трансформаторы силовые: электродвигатели, генераторы и трансформаторы силовые, входящие в состав устройств, механизмов, оборудования, агрегатов и сооружений производственно-технологических объектов и магистральных трубопроводов.
При этом, право на пониженную ставку возникает у организации при соблюдении следующих условий:
- имущество по своему функциональному назначению относится к одному из видов, указанных в п. 1 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации;
- имущество поименовано в Постановлении N 504;
- имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии со СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года N 30, в состав магистральных трубопроводов входят: - трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения НПС, КС, УЗРГ, ПРГ, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола; - установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов; - линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и устройствами электрохимической защиты трубопроводов; - противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов; - емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов; - здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; - постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов; - головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки, КС, ГРС; - пункты подогрева нефти и нефтепродуктов; - указатели и предупредительные знаки.
С учетом изложенного, к магистральным трубопроводам относятся трубопроводы от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции с поименованным оборудованием, а также отводы от магистральных трубопроводов. Таким образом, магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приема до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.
Магистральным нефтепроводом согласно Правилам подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2011 года N 90), является совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, от мест ее приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.
Согласно Своду правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (утв. Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288) в состав нефтепродуктопроводов входят: - собственно трубопровод с запорной, запорно-регулирующей и предохранительной арматурой и линейными сооружениями; - установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии; - кабельные линии технологической связи; - устройства электроснабжения и дистанционного управления запорнорегулирующей арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов от коррозии; - узлы оперативного учета количества транспортируемых нефтепродуктов с дистанционной передачей показаний; - противоэрозийные и защитные сооружения трубопроводов; - указательные и предупредительные знаки.
Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в гл. 30 и 31 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: согласно пп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации движимое имущество (автомобили, оргтехника, компьютеры, мебель, оборудование и т.п.), принятое на учет в качестве основных средств с 01.01.2013, не признается объектом налогообложения и не облагается налогом на имущество организаций.
Согласно письмам Министерства финансов России от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5322 и от 29.03.2013 N 03-05-05-01/10050 в целях квалификации имущества как движимого или недвижимого следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
В соответствии со ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс. Сам комплекс представляет собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей. К данному комплексу применяются правила о неделимых вещах. Когда несколько объектов могут быть объединены в единый комплекс: эти объекты должны либо быть неразрывно связаны физически или технологически, либо располагаться на одном земельном участке. Кроме того, совокупности объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей единым недвижимым комплексом - это государственная регистрация права собственности на данные объекты в целом как на один недвижимый объект.
В соответствии со ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Таким образом, движимое имущество не является частью недвижимости, только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия: - оно учитывается как отдельные (самостоятельные) инвентарные объекты основных средств, не требующих монтажа; - оно может быть использовано вне объекта недвижимости; - его монтаж не причинит несоразмерного ущерба его назначению и (или) его предназначения не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что магистральные трубопроводы представляют собой сложную вещь, являются единым объектом (комплексом) и обустройство переездов через магистральные нефтепроводы, наличие электрохимзащиты, насосов, задвижек и прочего имущества непосредственно обусловлено требованиями норм действующего законодательства.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости по Самарской области на 23.08.2017 сооружения трубопроводного транспорта зарегистрированы на территории Самарской области с кадастровыми номерами N 63:29:0000000:324, 63:29:0000000:323, 63:23:0101001:37, 63:22:0000000:1608, 63:03:0000000:595, 63:22:1503010:2149 Магистральный нефтепровод "Бавлы-Куйбышев"; 63:29:0000000:338, 63:23:0104005:14, 63:22:1804005:667, 63:03:000000:596, 63:22:1103001:75 Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев"; 63:29:000000:322, 63:23:0101001:35, 63:22:000000:1625 Магистральный нефтепровод "Бугуруслан-Сызрань"; 56:07:0000000:847 Магистральный нефтепровод "Бугуруслан-Сызрань"; 56:28:0000000:646 Магистральный нефтепровод "Бавлы-Куйбышев"; 0:0:0:202 магистральный нефтепровод "ПокровкаКротовка"; 63:00:0000000:0:49 Магистральный нефтепровод "Муханово-Куйбышев"; 63:00:0000000:0:51 Магистральный нефтепровод "Кротовка-Куйбышев"; 63:17:0000000:6189 Магистральный нефтепровод "Кротовка-Куйбышев"; 63:12:0709002:149 Магистральный нефтепровод "Покровка-Сызрань"; 63:22:0000000:3720 Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев"; 63:22:0000000:1624 Магистральный нефтепровод "Бугуруслан-Сызрань"; 63:00:0000000:445 Магистральный нефтепровод "Кулешовка-Куйбышев".
Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АН 278584 от 12.11.2004 Вдольтрассовые сооружения ВЛ-6Кв для электроснабжения нефтепровода "МухановоКуйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АБ 117930 от 31.03.2004 Вдольтрассовые сооружения ВЛ-10кв Нефтепровод "Серные воды-Кротовка"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АБ 117929 от 31.03.2004 Вдольтрассовые сооружения ВЛ-10кв Нефтепровод "Покровка-Кротовка"; Свидетельство о государственной регистрации права N 56-00 477873 от 05.04.2004; Свидетельство о государственной регистрации права N АА001423 от 14.10.2015 Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк"; Свидетельство о государственной регистрации права N АА001424 от 14.10.2015 Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Лисичанск"; Свидетельство о государственной регистрации права N АА001330 от 06.03.2014 Магистральный нефтепровод "Гурьев- Куйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АЖ214883 от 28.10.2011 Магистральный нефтепровод "КротовкаКуйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АБ114194 от 17.03.2004 Вдольтрассовые сооружения ВЛ-6кв Нефтепровод "Кулешовка-Куйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АБ114193 от 17.03.2004 ВдольтрассоваяВЛ Нефтепровод "Гурьев-Куйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АБ 373325 от 30.12.2004 Вдольтрассовое сооружение "Нижневартовск-Курган-Куйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АБ 825954 от 02.12.2005 Строительство линии электропередач для обеспечения 1 категории надежности электроснабжения береговых задвижек сооружение "Нижневартовск-Курган-Куйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права 63-АЕ 378230 от 06.04.2011 Подводящий нефтепровод к Самарской базе смешения от нефтепровода Кротовка-Куйбышев; Свидетельство о государственной регистрации права 63-АЖ N 214880 от 28.10.2011 Магистральный нефтепровод "МухановоКуйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права 63-АЖ N 214879 от 28.10.2011 Магистральный нефтепровод "Кулешовка-Куйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права 63-АЖ N 111895 от 01.06.2012 Обводной нефтепровод от нефтепровода Муханово-Куйбышев-Самарской базы смешивания нефтей до нефтепровода Куйбышев-Тихорецк; Свидетельство о государственной регистрации права 63-АЖ N 111896 от 01.06.2012 Обводной нефтепровод от нефтепровода НижневартовскКурган-Куйбышев до нефтепровода Куйбышев-Лисичанск.
Выписки содержат описание местоположения объекта недвижимости, сведения о документах, на основании которых зарегистрировано право собственности.
Данные обстоятельства не оспариваются заявителем.
Таким образом, магистральные нефтепродуктопроводы, принадлежащие заявителю является производственно-технологическим комплексом, зарегистрированным как объект недвижимого имущества.
В ходе камеральной проверки налоговым органом были проанализированы представленные налогоплательщиком инвентарные карточки учета объекта основных средств. Налоговым органом установлено, что ранее объекты основных средств, переквалифицированных из недвижимого имущества в движимое, учитывались на 01 счете и входили в состав имущества, являющегося неотъемлемой частью магистрального нефтепровода и в отношении данного имущества налог на имущество исчислялся по пониженной ставке.
Согласно ответа полученного от Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, технологический контроль за эксплуатацией магистрального нефтепровода АО "Транснефть-Приволга" разработан в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 N 520 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", определяющего порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, который должен соответствовать проектным решениям, действительным характеристикам, условиям работы объектов повышенной опасности магистральных трубопроводов, требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и нормативных технических документов. Пояснено, что наличие в составе магистрального нефтепровода задвижек шиберных, задвижек стальных клиновых, электроприводов ЭПМЦ (ЭПЦ), затворов обратного ДУ 300, кранов шаровых запорных, систем компенсации нагрузок СКНР-700, фильтров-грязеуловителей горизонтальных, приемо-раздаточных устройств ПРУ- Д 700, щитов станции управления, площадок обслуживания, площадок производственных, устройств для размыва донных отложений Диоген -700, щитов станции управления, устройств катодной защиты, систем обнаружения утечек и прочего имущества регламентировано требованиями СП 36.13330.2012 "Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85", требованиями РД 153- 39.4-113-01 "Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов" и проектной документацией разработанной в установленном порядке.
Кроме того, в ответе Ростехнадзора отмечено, что эксплуатация магистрального нефтепровода без указанных устройств и сооружений не возможна, так как вышеуказанные устройства и сооружения предназначены для стабильной и безопасной эксплуатации магистрального нефтепровода. Обязательный перечень сооружений и устройств магистрального нефтепровода указан в приложении "Б" РД 153-39.4-113-01 "Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что данные объекты не могут классифицироваться как объекты движимого имущества, а являются неотъемлемой частью нефтепровода как единого комплекса.
Таким образом, у заявителя отсутствовали основания для переквалификации вышеуказанного имущества из "недвижимого" в "движимое", следовательно, налоговым органом сделан обоснованный вывод о неправомерном занижении налоговой базы заявителем в отношении имущества магистральных трубопроводов, облагаемого в соответствии с п. 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данный вывод также подтверждается:
- Протоколами допросов должностных лиц общества: от 27.11.2018 N 1 Симкина М.В. начальника отдела управления собственностью общества; от 27.11.2018 N 2 Белокопытовой И.А. начальника технического отдела общества, которые акцентируют своё внимание на том, что переклассифицируемое налогоплательщиком имущество, входит в состав единого и неделимого комплекса;
- Экспертизой, проведенной ООО "Федерацией Экспертов Саратовской Области" N 162/2018 в период с 07.12.2018 по 12.12.2018 на основании постановления ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, так как в ходе проведения контрольных мероприятий в рамках камеральной налоговой проверки уточненных налоговых расчетов и деклараций по филиалу АО "Транснефть-Приволга" были установлены аналогичные нарушения: перевод части имущества из категории "недвижимого" в "движимое". По итогам проведённой экспертизы было установлено, что магистральный трубопровод является линейным объектом, подпадающим под понятие единого недвижимого комплекса. Спорные объекты, переквалифицированные из "недвижимого" в "движимое" являются неотъемлемой частью магистрального трубопровода, который в свою очередь является линейным объектом, попадающим под понятие единого недвижимого комплекса, а так же трубопровод и объекты объединены единым назначением.
- Экспертизой, проведенной инспекцией в рамках камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2018 года, представленной обществом (экспертное заключение N 105/2019). Экспертами сделан вывод о том, что между объектами, указанными в перечне и объектом недвижимости (магистральным трубопроводом) имеется неразрывная технологическая связь. Спорные объекты являются неотъемлемой частью магистрального трубопровода, что подтверждается действующим законодательством, а именно требованиями: ГОСТ Р 55435-2013 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения; СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (с Изменением N 1); СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы (пересмотр актуализированного СНиП III-42-80* "Магистральные трубопроводы" (СП 86.13330.2012)) (с Изменением N 1).
Магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приема до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.
Магистральным нефтепроводом согласно Правилам подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.02.2011 N 90), является совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, от мест ее приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.
Вместе с тем, в ходе проведения камеральной проверки были проанализированы представленные налогоплательщиком инвентарные карточки учета объекта основных средств, в которых выявлено, что ранее объекты основных средств, переквалифицированных из недвижимого имущества в движимое, учитывались на 01 счете и входили в состав имущества, являющегося неотъемлемой частью магистрального нефтепровода.
В обоснование своих выводов, Инспекция ссылается на экспертизу, проведенную ООО "Федерацией Экспертов Саратовской Области" N 162/2018 в период 07.12.2018 по 12.12.2018 на основании постановления ИФНС России по Дзержинскому району гор. Волгограда, так как в ходе проведения контрольных мероприятий были установлены аналогичные нарушения (дело N А12-19959/2019).
Арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить, что при рассмотрении дела N А55-37006/2019 в суде первой инстанции АО "Транснефть-Приволга" заявляло ходатайство о приостановлении производства по делу, утверждая, что предметом спора по делу N А12-19959/2019 является аналогичный вопрос правомерности отнесения обществом к движимому имуществу принятых на учет основных средств и применения в отношении данных объектов льготы, установленной п. 25 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, налогоплательщик самостоятельно признал аналогию данных судебных дел.
Налоговый орган провел экспертизу в рамках камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организации за 9 месяцев 2018 года, представленной обществом (экспертное заключение N 105/2019). Экспертами сделан вывод о том, что между объектами, указанными в перечне и объектом недвижимости (магистральным трубопроводом) имеется неразрывная технологическая связь.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к правомерному выводу, что магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приема до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта. Поскольку в настоящем случае все спорные объекты основных средств являются неотъемлемой технологической частью рассматриваемых трубопроводов, конструктивно и технологически связанными с ними, отдельные виды оборудования не относятся к движимому имуществу, и, следовательно, их стоимость должна включаться в среднегодовую стоимость имущества, подлежащего налогообложению.
Учитывая изложенное, выводы Инспекции о неправомерной переквалификации заявителем недвижимого имущества в движимое, являются обоснованными.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и незаконности обжалуемого решения суда.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с соответствующими выводами суда первой инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2021, принятого по делу N А55-37006/2019, и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2021 по делу N А55-37006/2019, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного общества "Транснефть-Приволга" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-37006/2019
Истец: АО "Транснефть-Приволга"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N18 по Самарской области
Третье лицо: Управление Федеральной Налоговой Службы по Самарской Области