г. Чита |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А19-23120/2020 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2021 года и на дополнительное решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-23120/2020 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (ОГРН: 1023801428738, ИНН: 3810031323), о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, ООО "РЖД" заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решения Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (далее - ответчик, пенсионный фонд) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.10.2020 N 048S19200034193, N 048S19200034194, N 048S19200034195, N 048S19200034196, N 048S19200034197, N 048S19200034198, N 048S19200034199, N 048S19200034200, N 048S19200034201, N 048S19200034202, N 048S19200034203 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление в установленный срок сведений за отчетный период - март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, август 2019 года в виде штрафа в общем размере 45 000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными решения Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 о привлечении страхователя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.10.2020 N 048S19200034193 N 048S19200034203, как несоответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с нормами действующего законодательства. Взыскано с заинтересованного лица в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
В связи с тем, что при вынесении резолютивной части решения 08.04.2021 г. по настоящему делу не разрешены требования о признании незаконными решения Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (далее - ответчик, пенсионный фонд) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.10.2020 N 048S19200034194, N 048S19200034195, N 048S19200034196, N 048S19200034197, N 048S19200034198, N 048S19200034199, N 048S19200034200, N 048S19200034201, N 048S19200034202, судом принято дополнительное решение.
Дополнительным решением от 16 апреля 2021 года признаны незаконными решения Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 о привлечении страхователя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.10.2020 г. N 048S19200034194, N 048S19200034195, N 048S19200034196, N 048S19200034197, N 048S19200034198, N 048S19200034199, N 048S19200034200, N 048S19200034201, N 048S19200034202, как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с нормами действующего законодательства. Взыскано с заинтересованного лица в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с решениями суда первой инстанции, Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 обратилось с апелляционными жалобами, в которых просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2021 года и дополнительное решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-23120/2020 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1, в соответствие с положениями пункта 40 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.04.2020 N211н (действующей на момент представления дополняющей формы СЗВ-М), в случае предоставления страхователем "дополняющей" формы СЗВ-М в отношении работников, сведения о которых не были включены в "исходную" форму, такие действия квалифицируются как непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок и влекут ответственность по статье 17 ФЗ от 01.04.1996 N27-ФЗ.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционных жалоб не поступал.
Информация о принятии апелляционных жалоб размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 20.05.2021.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а так же порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
В результате проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ОАО "РЖД" сведений индивидуального (персонифицированного) учета должностным лицом Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 обнаружен факт нарушения страхователем требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", что выразилось в нарушении срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за март 2018 года в отношении десяти застрахованных лиц, за август 2019 года в отношении одного застрахованного лица.
Согласно актам от 16.09.2020 N 048S18200028685, N 048S18200028741, о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, при установленном до 16.04.2018 г. и 16.09.2019 г. сроке, сведения по форме СЗВ-М (исходная) за март 2018 года представлены Обществом в Управление Пенсионного фонда 11.04.2018 г. на 688 застрахованных лиц, за август 2019 года 12.09.2019. на 632 застрахованных лиц.
По результатам сверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-Стаж с расчетами по страховым взносам, поступившим из ФНС России, за отчетные периоды 2018 года, 2019 года страхователю 27.08.2020 года по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление о наличии расхождений в указанных сведениях.
Страхователем во исполнение уведомления 04.09.2020 г. представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "Дополняющая" за отчетный период за март 2018 года в отношении десяти застрахованных лиц, за август 2019 года в отношении одного застрахованного лица, которые отсутствовали в исходной форме СЗВ-М за март 2018 года, август 2019 года.
По итогам рассмотрения вышеуказанных актов решениями зам. начальника Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 от 27.10.2020 N 048S19200034193 N 048S19200034203 ОАО "РЖД" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, в виде штрафа в общем размере 5500 рублей 00 копеек.
В результате проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ОАО "РЖД" сведений индивидуального (персонифицированного) учета должностным лицом Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 обнаружен факт нарушения страхователем требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", что выразилось в нарушении срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в отношении 17, 10, 11, 11, 1, 1, 6, 11, 11 застрахованных лиц.
Согласно актам от 16.09.2020 N 048S18200028687, N 048S18200028688, N 048S18200028734, N 048S18200028735, N 048S18200028736, N 048S18200028737, N 048S18200028738, N 048S18200028739, N 048S18200028740 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, при установленном до 15.05.2018, 15.06.2018, 16.07.2018, 15.08.2018, 17.09.2018, 15.10.2018, 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019 сроке, сведения по форме СЗВ-М (исходная) за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года представлены Обществом в Управление Пенсионного фонда 11.05.2018 г. на 682 застрахованных лиц, 09.06.2019 г. на 679 застрахованных лиц, 11.07.2018 г. на 667 застрахованных лиц, 10.08.2018 на 655 застрахованных лиц, 12.09.2018 на 650 застрахованных лиц, 11.10.2018 на 646 застрахованных лиц, 13.11.2018 на 663 застрахованных лиц, 14.12.2018 на 659 застрахованных лиц, 11.01.2019 на 665 застрахованных лиц.
По результатам сверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-Стаж с расчетами по страховым взносам, поступившим из ФНС России, за отчетные периоды 2018 года, страхователю 27.08.2020 года по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление о наличии расхождений в указанных сведениях.
Страхователем во исполнение уведомления 04.09.2020 г. представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "Дополняющая" за отчетный период за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в отношении 17, 10, 11, 11, 1, 1, 6, 11, 11 застрахованных лиц, которые отсутствовали в исходной форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.
По итогам рассмотрения вышеуказанных актов решениями зам. начальника Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 от 27.10.2020 N 048S19200034194, N 048S19200034195, N 048S19200034196, N 048S19200034197, N 048S19200034198, N 048S19200034199, N 048S19200034200, N 048S19200034201, N 048S19200034202 ОАО "РЖД" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, в виде штрафа в общем размере 39 500 рублей 00 копеек.
Полагая, что вышеуказанные решения Пенсионного фонда не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Решением, дополнительным решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у 5 органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" открытое акционерное общество "Российские железные дороги" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.
Таким образом, срок представления индивидуальных сведений, указанных в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за март 2018 года, август 2019 года истекал 16.04.2018 г. и 16.09.2019 г., за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года истекал 15.05.2018, 15.06.2018, 16.07.2018, 15.08.2018, 17.09.2018, 15.10.2018, 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из содержания данной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. При этом по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителем сведения по форме СЗВ-М (исходная) за март 2018 года, август 2019 года представлены в Управление Пенсионного фонда 11.04.2018 г. и 12.09.2019, за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года - 11.05.2018 г., 09.06.2019 г., 11.07.2018 г., 10.08.2018, 12.09.2018, 11.10.2018, 13.11.2018, 14.12.2018, 11.01.2019, то есть в установленный законом срок.
Указанное обстоятельство представителем пенсионного фонда не оспаривается и подтверждается положительными протоколами входного контроля, согласно которого сведения о застрахованных лицах СЗВ-М (исходная) были приняты Управлением без ошибок.
Каких-либо извещений (уведомлений) об обнаружении неточностей, ошибок в отчете от Управления пенсионного фонда не поступало.
В последующем, по результатам проверки правильности заполнения сведений по форме СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за отчетные периоды 2018 года, 2019 года представленных Обществом в Управление Пенсионного фонда, 27.08.2020 года по телекоммуникационным каналам связи Страхователю было направлено уведомление о расхождении в представленных сведениях по форме СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за отчетные периоды 2018 года, 2019 года.
Данное уведомление получено страхователем 28.08.2020.
Следовательно, об этом стало известно страхователю только после получения 28.08.2020 г. по ТКС от Фонда Уведомления о расхождении в представленных сведениях по форме СЗВ-Стаж и СЗВ-М за отчетные периоды 2018 года, 2019 года.
В целях устранения выявленных нарушений Обществом 04.09.2020 г. за период - март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, август 2019 года в Управление Пенсионного фонда по ТКС были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "Дополняющая" в отношении 10, 17, 10, 11, 11, 1, 1, 6, 11, 11 застрахованных лиц, которые отсутствовали в исходной форме СЗВ-М за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, в отношении 1 застрахованного лица, которое отсутствовало в исходной форме СЗВ-М за август 2019 года.
Указанное обстоятельство подтверждается извещением о доставке формы СЗВ-М (дополняющая) на по ТКС от 04.09.2020 г., согласно которого сведения о застрахованных лицах СЗВ-М так же были приняты Управлением корректно, а также письмом от 04.09.2020 N ИСХ-10188/ВСИБ ОЦОР.
Иными словами, сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды 2018 года, август 2019 года, представленные страхователем и принятые Управлением Пенсионного фонда 04.09.2020 г., представляли собой исправленную Обществом отчетность.
В этой связи, как правильно указывает суд первой инстанции, следует признать, что спорные сведения фактически представлены Обществом в установленный законодательством срок до 16.04.2018 г., 15.05.2018, 15.06.2018, 16.07.2018, 15.08.2018, 17.09.2018, 15.10.2018, 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019, 16.09.2019 г.
Как следует из материалов дела, от 27.10.2020 г. заместителем начальника пенсионного фонда вынесены решения N 048S19200034193 N 048S19200034203, N 048S19200034194, N 048S19200034195, N 048S19200034196, N 048S19200034197, N 048S19200034198, N 048S19200034199, N 048S19200034200, N 048S19200034201, N 048S19200034202 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в общем размере 45000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, за отчетный период март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, август 2019 года.
По мнению Пенсионного органа, представление корректирующих сведений не освобождает страхователя от ответственности.
Оценивая выводы территориального органа Пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действовала до 26.07.2020, утратила силу с 27.07.2020 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", далее - Инструкция N 766н), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.
Из пункта 37 Инструкции N 766н следует, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции N 766н).
Аналогичные правила закреплены в пункте 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда N 211н от 22.04.2020, вступившей в силу 27.07.2020.
Как правильно указано судом первой инстанции, подав 04.09..2020 дополняющую форму СЗВ-М за спорные периоды 2018 год, август 2019 страхователь не нарушил пятидневный срок для устранения имеющихся ошибок в представленных сведениях и передачи уточненных (дополненных) сведений, предусмотренный пунктом 39 Инструкции N 766н, в связи с чем, у Центра ПФР по установлению пенсий в Иркутской области N 1 отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Аналогичная правовая позиция ранее была выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы пенсионного органа, апелляционный суд также исходит из того, что положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения пункта 40 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.04.2020 N 211Н, не принимаются апелляционным судом, поскольку названная Инструкция в период спорных правоотношений не действовала.
Более того, при регулировании спорной ситуации положениями новой Инструкции N 211н общество не подлежало бы привлечению к ответственности, поскольку основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом, в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что требование общества подлежит удовлетворению, а оспариваемые решения - признанию недействительными.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2021 года, дополнительное решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-23120/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-23120/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1