гор. Самара |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А55-28903/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 июня 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июня 2021 года в зале N 7 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара" на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2021 по делу N А55-28903/2020 (судья Рагуля Ю.Н.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара" (ИНН 6345009196, ОГРН 1036301730871), гор. Жигулевск Самарской области,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, гор. Самара,
третье лицо: Ежова Антонина Дмитриевна, гор. Тольятти Самарской области,
о признании незаконным,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кадырова Е.Н., представитель (доверенность от 01.02.2021);
от ответчика - Нескоромнова О.Н., представитель (доверенность от 29.12.2020);
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Газпром Газораспределение Самара" обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в котором просит:
- признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 16.07.2020 по заявлениям N 63-0-1-116/3306/2020-103, N 363/001/310/2020-1976 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение "Газопровод - ввод низкого давления до границы земельного участка по адресу: Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, улица Тенистая, дом N 53";
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Газпром газораспределение Самара" и произвести государственную регистрацию права собственности на сооружение "Газопровод - ввод низкого до границы земельного участка протяженностью 20-м для реализации технологического присоединения к сетям газораспределения объекта капитального строительства (жилой дом), расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодное, улица Тенистая, участок 53, в течение 10 (десяти) дней с даты вступления решения в законную силу.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ежова А.Д.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2021 Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Газораспределение Самара" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Дополнительным решением Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2021 Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Газораспределение Самара" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 33 руб.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Газпром Газораспределение Самара", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что отказ в удовлетворении заявленных требований на Объект нарушает права и законные интересы Общества, поскольку последним на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы в объеме, предусмотренном Законом о регистрации.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2021 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 28 июня 2021 года на 09 час. 40 мин.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Представитель Управления не согласился с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Газпром газораспределение Самара" 27.03.2020 обратилось в Управление Росреестра по Самарской области за постановкой на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - сооружение "Газопровод - ввод низкого давления до границы земельного участка по адресу: Самарская область. Ставропольский район, село Ягодное, улица Тенистая, дом N 53", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:32:1601001:5881, адрес: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодное, улица Тенистая, дом N 55 и на земельном участке с кадастровым номером 63:32:1603006:2008, адрес: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодное, улица Тенистая, дом N 53.
В качестве документа-основания в Управление был представлен технический план от 19.03.2020, подготовленный кадастровым инженером Наумовым А.И. в связи с созданием сооружения, в составе которого была представлена рабочая документация 62/2019-Т-ГСН.
Однако в составе представленного в регистрирующий орган технического плана от 19.03.2020 проектная документация отсутствовала.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права было приостановлено на срок до 15.07.2020 (Уведомление N 63-0-1-116/3306/2020-103, 63/001/310/2020-1976 от 15.04.2020).
С заявлением о принятии дополнительных документов N 63-0-1-116/3306/2020-109 от 28.04.2020 Обществом был представлен технический план сооружения от 24.04.2020, подготовленный кадастровым инженером Наумовым А.И.
В составе вышеуказанного технического плана были представлены разделы проектной документации, а именно: раздел 2 "Проект полосы отвода" 62/2019Т-ППО том 2 и раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" 62/2019Т-ТКР Том 3.
Исследовав представленные Обществом документы, Управление установило, что в составе представленного технического плана проектная документация со всеми необходимыми разделами отсутствовала. Как указало Управление, не представлялось возможным сделать вывод, является ли сооружение "Газопровод - ввод низкого давления до границы земельного участка по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Ягодное, ул. Тенистая, дом N 53", самостоятельным объектом недвижимости.
Данное обстоятельство послужило основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение "Газопровод - ввод низкого давления до границы земельного участка по адресу: Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, улица Тенистая, дом N 53", выраженного в уведомлении от 16.07.2020 N 63-0-1-116/3306/2020-103, N 363/001/310/2020-1976 (т. 1 л.д. 12 - 14).
Не согласившись с указанным отказом в проведении государственной регистрации, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законом N 218-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2017, регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются, в частности, по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (пункт 1 части 1 статьи 15 Закона N 218- ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного федерального закона.
Таким образом, согласно нормам действующего законодательства поступившее в орган регистрации прав заявление и приложенные к нему необходимые документы должны соответствовать предъявляемым им требованиям, в том числе к их форме и содержанию, которые варьируются от способа подачи соответствующих документов.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для их осуществления, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона N 218-ФЗ, согласно которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного закона (статья 27 Закона N 218- ФЗ).
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Исходя из статьи 51 ГрК РФ, строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в пункте 17 указанной статьи. К таковым, в частности, относится строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Материалами дела подтверждается, что вместе с заявлением общество представило в управление технический план от 19.03.2020, подготовленный кадастровым инженером Наумовым А.И. в связи с созданием сооружения, в составе которого была представлена рабочая документация 62/2019-Т-ГСН.
Однако в составе представленного в регистрирующий орган технического плана от 19.03.2020 проектная документация отсутствует.
В этой связи в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права было приостановлено на срок до 15.07.2020 (Уведомление N 63-0-1-116/3306/2020-103, 63/001/310/2020-1976 от 15.04.2020).
С заявлением о принятии дополнительных документов N 63-0-1-116/3306/2020-109 от 28.04.2020 был представлен технический план сооружения от 24.04.2020, подготовленный кадастровым инженером Наумовым А.И.
В составе вышеуказанного технического плана были представлены разделы проектной документации, а именно: раздел 2 "Проект полосы отвода" 62/2019Т-ППО том 2 и раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" 62/2019Т-ТКР Том 3.
Исследовав представленные Обществом документы, Управление установило, что в составе представленного технического плана проектная документация со всеми необходимыми разделами отсутствовала. Как указало Управление, не представлялось возможным сделать вывод, является ли сооружение "Газопровод - ввод низкого давления до границы земельного участка по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Ягодное, ул. Тенистая, дом N 53", самостоятельным объектом недвижимости.
В соответствии со статьей 24 Закона N 218-ФЗ:
сведения о сооружении, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости (часть 8);
если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 Закона о недвижимости разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (часть 11).
На основании части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ.
Исключений для линейных сооружений нормой указанной статьи не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Таким образом, Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена подготовка проектной документации при осуществлении строительства объектов капитального строительства.
Требования к подготовке технического плана и состава, содержащихся в нем сведений утверждены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования).
Согласно п. 20 Требований сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения. Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в составе представленного в регистрирующий орган технического плана от 19.03.2020 проектная документация отсутствовала, в связи с чем, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права было приостановлено на срок до 15.07.2020 (Уведомление N 63-0-1-116/3306/2020-103, 63/001/310/2020-1976 от 15.04.2020).
Впоследствии, Обществом с заявлением о принятии дополнительных документов N 63-0-1-116/3306/2020-109 от 28.04.2020 в регистрирующий орган был представлен технический план сооружения от 24.04.2020, подготовленный кадастровым инженером Наумовым А.И.
В составе вышеуказанного технического плана были представлены разделы проектной документации, а именно: раздел 2 "Проект полосы отвода" 62/2019Т-ППО том 2 и раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" 62/2019Т-ТКР Том 3.
Однако указанные разделы выполнены для подключения технологического присоединения объекта - сооружение "Газопровод - ввод низкого давления до границы земельного участка по адресу: Самарская обл., Ставропольский район, с. Ягодное, ул. Тенистая, участок N 53" и не содержат сведений о проектируемом объекте, позволяющих сделать вывод, является ли сооружение "Газопровод - ввод низкого давления до границы земельного участка по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Ягодное, ул. Тенистая, дом N 53", самостоятельным объектом недвижимости.
Раздел "Заключение кадастрового инженера" представленного технического плана содержит аналогичные сведения: "Объект капитального строительства: "Газопровод - ввод низкого давления до границы земельного участка по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Ягодное, ул. Тенистая, дом N 53" был построен ООО "Газпром газораспределение Самара" в рамках реализации технологического присоединения к сетям газораспределения объекта капитального строительства (жилой дом), расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодное, ПСК "Ягодное", улица Тенистая, участок N 53".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. N 1314 "Об утверждении правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" "фактическое присоединение" - это комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя, а в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - в сеть газораспределения заявителя.
Как следует из представленных документов, проектной документацией (шифр 62/2019Т-ППО) предусмотрено подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства: "Газопровод - ввод низкого давления до границы земельного участка по адресу: Самарская область, м.р. Ставропольский, с.п. Ягодное, с. Ягодное, ул. Тенистая, участок N 53" - прокладка газопровода низкого давления от места врезки до границы земельного участка. Источником газоснабжения принят существующий надземный стальной газопровод низкого давления "Газопровод н/д от ШГРП-17".
ГОСТ Р 5386-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.09.2020 N 242-ст) устанавливает: газопровод-ввод: газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления.
Однако, как установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае проектной документацией предусмотрено подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства: "Газопровод - ввод низкого давления до границы земельного участка по адресу: Самарская область, м.р. Ставропольский, с.п. Ягодное, с. Ягодное, ул. Тенистая, участок N 53" - прокладка газопровода низкого давления от места врезки до границы земельного участка.
При этом, согласно представленной проектной документации место врезки газопровода-ввода осуществлено к аналогичному газопроводу - вводу (надземный стальной газопровод низкого давления "Газопровод н/д от ШГРП-17"), который не поставлен на государственный кадастровый учет и права на который не зарегистрированы.
Согласно п. 33 Положения "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, проектная документация на линейные объекты капитального строительства состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 34 - 42 настоящего Положения.
При этом, как установлено арбитражным судом, в составе представленного технического плана проектная документация со всеми необходимыми разделами отсутствует, что в свою очередь исключает возможность сделать вывод, является ли сооружение "Газопровод - ввод низкого давления до границы земельного участка по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Ягодное, ул. Тенистая, дом N 53", самостоятельным объектом недвижимости.
Отклоняя довод Общества о том, что экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешения на строительство, в связи с чем требования постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 не распространяются на спорный объект, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из оспариваемого уведомления об отказе в проведении государственной регистрации, государственным регистратором в принятом решении не указывалось на необходимость проведения экспертизы проектной документации спорного объекта в понимании, установленном соответствующей нормой Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Закона о регистрации порядок проведения государственной регистрации прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации).
Пунктом 1 статьи 8.1 и статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
В силу части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13 указано, что требования о государственной регистрации прав установлены только в отношении недвижимости как категории гражданского права, если объект является вспомогательным и не имеет самостоятельного назначения, такие объекты не могут рассматриваться в качестве отдельных гражданских прав.
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 г. N 11052/09, имущество, обладающее таким признаком как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью только в случае его создания как объекта недвижимости в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке: с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил, на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости, также данный объект должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Согласно ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012, определении Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 306-КГ15-6732 по делу N А65-27590/2013, объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком; право собственности на такие объекты не подлежит регистрации независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с соответствующим земельным участком.
Как следует из материалов дела, с заявлением о принятии дополнительных документов N 63-0-1-116/3306/2020-109 от 28.04.2020 был представлен технический план сооружения от 24.04.2020, подготовленный кадастровым инженером Наумовым А.И. В составе вышеуказанного технического плана были представлены разделы проектной документации, а именно: раздел 2 "Проект полосы отвода" 62/2019Т-ППО том 2 и раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" 62/2019Т-ТКР Том 3.
Однако, из представленных Обществом документов невозможно было установить, является ли сооружение "Газопровод - ввод низкого давления до границы земельного участка по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Ягодное, ул. Тенистая, дом N 53", самостоятельным объектом недвижимости.
Установив, что причины приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права Обществом устранены не были, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что решение об отказе не противоречит действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов суда, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и незаконности обжалуемого решения суда.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2021 по делу N А55-28903/2020 (с учетом дополнительного решения от 06.04.2021) оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара" (ИНН 6345009196) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 28.04.2021 N 1356.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28903/2020
Истец: ООО "Газпром газораспределение Самара"
Ответчик: Управление Росреестра по Самарской облатси, Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Ежова Антонина Дмитриевна, ГУ Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД России по Самарской области