г. Москва |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А40-16469/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 05.07.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т.,
судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2021 по делу N А40-16469/21,
по заявлению ООО "Стройтехимпорт" (ИНН 7451340147)
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения;
при участии: от заявителя - не явился, извещен; от заинтересованного лица - Коптева К.В. по доверенности от 29.03.2021;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2021 признано незаконным бездействие Центральной акцизной таможни, выразившееся в не возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении грузовых автомобилей-самосвалов в количестве 2-х штук, задекларированных по декларации на товары N 10009100/121120/0123891 и на Центральную акцизную таможню возложена устранить нарушение прав ООО "Стройтехимпорт" путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 1.053.000 руб.
Таможенный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержала доводы жалобы.
Представитель общества в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ноябре 2020 обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза через Центральную акцизную таможню ввезен товар: моторные транспортные средства для перевозки грузов: автомобили - самосвалы марки SHACMAN модель SX3258DT385, 2 единицы, новые, 2020 года выпуска, двигатель дизельный модель WP12.375E50 мощностью 276 квт, рабочим объемом 11596 куб. см., 1) VIN: LZGTRDT53LX057757, двигатель N 1420С016970, VIN: LZGJRDT55LX057758, двигатель N 1420С016981, изготовитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD, товарный знак SHAANXI AUTOMOBILE, SHACMAN.
12.11.2020 товар задекларирован по декларации на товары N 10009100/121120/0123891, выпущен 22.11.2020 таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой ИМ-40 "для внутреннего потребления".
В графе декларации 35/38 заявлены сведения о весе брутто/нетто автосамосвалов: 30.000 кг./30.000 кг., то есть вес каждого автосамосвала составил 15.000 кг.
12.11.2020 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о выдаче паспортов транспортного средства на ввезенный товар грузовой автомобиль-самосвал, в количестве 2-х штук, приложив пакет документов, предусмотренный п. 11 раздела II. Порядка взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, в том числе расчет суммы утилизационного сбора.
За основу расчета взята базовая ставка 150.000 руб., а также коэффициент 6,3. размер утилизационного сбора составил 945.000 руб. за каждый автомобиль, который уплачен обществом по платежному поручению N 1502 от 12.11.2020.
23.11.2020 таможенным органом заявителю выданы паспорта транспортных средств (ПТС) на основании ТПО N 10009100/231120/ЭО-0726593, N 10009100/231120/ЭО-0726612 от 23.11.2020 г., указанных в отчете о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, подтверждающем факт уплаты утилизационного сбора в сумме 1.890.000 руб. за 2 единицы автосамосвалов.
В расчете сумм утилизационного сбора в отношении ввезенного товара при определении его категории и подлежащего применению коэффициента, обществом ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы транспортных средств и их техническая характеристика - "грузоподъемность", в совокупности образующих такой показатель, как: разрешенная максимальная масса (РММ), указанный в графе 14 ПТС: 31.000 кг., в результате чего, к грузовому автомобилюсамосвалу применялся коэффициент 6,3 как для грузовых автомобилей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн.
Фактическая масса (масса транспортного средства в снаряженном состоянии), ввезенных в Российскую Федерацию грузовых автомобилей-самосвалов составляла всего 15.000 кг., следовательно, при исчислении необходимого к уплате утилизационного сбора должен применяться коэффициент 2,79, то есть как для автосамосвалов полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, что привело к излишней уплате утилизационного сбора в размере 526.500 руб. за каждый автосамосвал, в общей сумме 1.053.000 руб.
03.12.2020 декларант обратился в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, приложив к нему копии документов, подтверждающих полномочия директора, новые расчеты утилизационного сбора на уменьшение, копию декларации на товары N 10009100/121120/0123891, платежное поручение по уплате утилизационного сбора N 1502 от 12.11.2020, ТПО N 10009100/231120/ЭО-0726593, N 10009100/231120/ЭО-0726612 от 23.11.2020 и иные документы.
Решением от 31.12.2020 N 13-12/26515 таможенным органом отказано в рассмотрении заявления ООО "Стройтехимпорт" (заявления вх. ЦАТ N 56503 от 03.12.2020) о возврате утилизационного сбора в сумме 1.053.000 руб., вследствие отсутствия доказательств его излишней уплаты ввиду отсутствия сведений о внесении изменений (дополнений) в ТПО об исчисленных и уплаченных платежах, а также о не аннулировании заявителем ТПО.
Не согласившись с отказом таможенного органа в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконного бездействия таможенного органа по возврату утилизационного сбора и нарушения прав и законных интересов общества.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Пунктом 1 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
По смыслу приведенной нормы объектом утилизационного сбора признается каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 названной статьи. Исключения, касающиеся транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), при этом не предусмотрены.
Согласно п. 2 ст. 24.1 указанного закона виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (п. 4 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В силу п. 5 Правил N 81 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем N 81.
Размер сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 81 Перечень видов и категорий самоходных машин разделен на XIX разделов, названия которых отражают виды и категории самоходных машин и прицепов к ним.
Кроме того, в Перечне каждому виду и категории самоходных машин и прицепов к ним присвоен условный идентификационный номер.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрена уплата утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации.
К плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе и лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (п. 4 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства N 1291 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В разделе II Перечня приведены коэффициенты расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий. При этом для определения категории транспортного средства используется, согласно формулировке Перечня, термин - "полная масса транспортного средства".
В отношении ввезенных транспортных средств автомобилей грузовых-самосвалов полной массой 15,00 тонн каждый, подлежал применению коэффициент равный 2,79 (в редакции постановления, действующей на момент исчисления), как взимаемый за автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, не старше 3-х лет.
Определение понятия "полная масса" в отношении автосамосвалов отсутствует в постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 и в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ и не содержится определение того, каким образом рассчитывается полная масса колесного транспортного средства, от которой при определенных условиях зависит размер подлежащего уплате утилизационного сбора.
Принимая решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, в обоснование своей позиции, таможенный орган ссылается на пояснения к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденные рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4, действовавшие на дату регистрации декларации на товары, согласно которым полная масса транспортного средства - это дорожная масса, указанная производителем как максимальная проектная масса транспортного средства. Она равна сумме собственной массы автомобиля и максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака. Кроме того, таможенный орган считает, что в соответствии с совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" в строке "14. Разрешенная максимальная масса, кг" паспорта транспортного средства (ПТС) указывается цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой. В связи с тем, что указываемая в паспорте транспортного средства "разрешенная максимальная масса" соответствует понятию "полная масса" и "максимально допустимая техническая масса", которым оперирует Технический регламент транспортного средства 018/2011 Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", по мнению таможенного органа, использование указанной массы для определения размера коэффициента расчета суммы утилизационного сбора соответствует положениям постановления Правительства от 26.12.2013 N 1291.
Между тем, из системного толкования положений ст. ст. 21, 24 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин. При этом на обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, либо сборами должен распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, закрепленный в п. 6 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Из этого следует, что все существенные элементы утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Определение таких элементов по аналогии является неправомерным.
В силу п. п. 4 - 5 ст. 24.1. Закона N 89-ФЗ юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики автосамосвала, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации. Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора на момент возникновения обязанности декларанта по уплате утилизационного сбора не содержал нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении автосамосвалов с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе транспортного средства в снаряженном состоянии (массе без нагрузки) самого автосамосвала.
Следовательно, именно фактическая масса транспортного средства в снаряженном состоянии (масса без нагрузки) автосамосвала, необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации автосамосвалов носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с п. п. 4 - 5 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Оснований для вывода о том, что такая характеристика автосамосвалов, как их грузоподъемность также влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты автосамосвалами своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора, у таможенного органа не имелось (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 по делу N 305-КГ17-12383).
На основании п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и
сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
При отсутствии на момент расчета декларантом размера утилизационного сбора и его уплаты четких, ясных и недвусмысленных критериев определения этого фискального платежа применению подлежала масса транспортного средства в снаряженном состоянии (масса без нагрузки) автосамосвала, как единственный допустимый ДТ ТС 018/2011 физический показатель.
Учитывая то, что постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 и положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ не содержат понятие "полная масса транспортного средства", применение таможенным органом иных определений массы транспортного средства по аналогии является незаконным.
Признавая, что со стороны таможенного органа имело место незаконное бездействие, выразившееся в не возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении грузовых автомобилей-самосвалов в количестве 2-х штук, задекларированных по декларации на товары N 10009100/121120/0123891 суд апелляционной инстанции исходит из того, что права и законные интересы заявителя нарушены, поскольку им соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования и в порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса на таможенный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушениях прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 1.053.000 руб.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2021 по делу N А40-16469/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16469/2021
Истец: ООО "СТРОЙТЕХИМПОРТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ