г. Ессентуки |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А15-4218/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 30.06.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квазар" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.04.2021 по делу N А15-4218/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квазар" (ОГРН 1170571003107, ИНН0572017001) к Дагестанской таможне (ОГРН 1020502528727, ИНН 0541015036) о замене административного штрафа в размере 20 000 руб., наложенного постановлением от 23.10.2020 по делу об административном правонарушении N 10801000-2371/2020, на предупреждение, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Квазар" (далее - заявитель, ООО "Квазар") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан к Дагестанской таможне (далее - таможня) с заявлением о замене административного штрафа в размере 20 000 руб., наложенного постановлением от 23.10.2020 по делу об административном правонарушении N 10801000-2371/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на предупреждение.
Решением суда от 20.04.2021 в удовлетворении заявления ООО "Квазар" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Квазар" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, мотивированной невозможностью своевременно направить статистическую форму по техническим причинам. Апеллянт ссылается на возможность применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив и оценив материалы дела в их совокупности, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что в сентябре 2019 года ООО "Квазар" осуществило поставку товара "прочие ткани, содержащие 85 мас.% и более полиэфирных волокон, за исключением напечатанных" в Республику Беларусь в адрес покупателя ТЧУ "Саграт" согласно договору поставки N 1 от 05.08.2019, товарной накладной N 911_01 от 11.09.2019, инвойсу N 911_01 от 11.09.2019 весом 568 кг, стоимостью 251 175 руб.
(3 838,29 долларов США).
ООО "Квазар" обязано было представить статистическую форму учета перемещения товаров с системным номером 1200200305-16081604 в срок не позднее 10.10.2019 включительно (8-й рабочий день октября 2019 года), фактически статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером 1200200305-16081604 была предоставлена ООО "Квазар" 13.03.2020 (реестровый учет 13.03.2020), то есть с нарушением установленного срока.
Учитывая изложенное, ООО "Квазар" не выполнило указанные требования законодательства, а именно в нарушение пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 1329), не представило статистическую форму учета перемещения товаров в установленный срок.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Дагестанской таможней в отношении ООО "Квазар" дела об административном правонарушении N 10801000-2371/2020 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
03.09.2020 таможней в присутствии представителя общества Баталова О.Г. составлен протокол об административном правонарушении, представителю разъяснены его процессуальные права и обязанности, о чем он собственноручно расписался. Копия настоящего протокола вручена Баталову О.Г. нарочно.
23.10.2020 таможней вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10801000-2371/2020 о привлечении ООО "Квазар" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за невыполнение требований законодательства, а именно в нарушение пункта 7 Постановления N 1329 ООО "Квазар" представило статистическую форму учета перемещения товаров с регистрационным номером N 10801020/140320/С319385, с системным номером 1200200305-16081604, с нарушением срока предоставления такой отчетности.
Постановление N 10801000-2371/2020 от 23.10.2020 направлено обществу 26.10.2020 заказным письмом с уведомлением и электронной почтой.
ООО "Квазар", не согласившись с вынесенным постановлением N 10801000-2371/2020 от 23.10.2020, 10.11.2020 обратилось в арбитражный суд в пределах срока, установлено частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При этом объектом правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП России, является порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в РФ с территории государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.
Вместе с тем, объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, заключается в несвоевременном представлении в таможенный орган статформы. В данном случае несоблюдение установленных требований заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в невыполнении заявителем своих публично-правовых обязанностей по соблюдению формальных требований публичного права.
Субъектом административного правонарушения является ООО "Квазар".
Ввиду пункта 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.
В силу пункта 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами -членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 1329) установлены Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма и правила ее заполнения.
В соответствии с пунктом 5 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением N 1329 (далее - Правила) "российское лицо" обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Согласно пункту 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го числа рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия, у заявителя усиленной квалификационной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы.
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа по средствам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом в случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя, представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Общество обязано было предоставить статистическую форму учета перемещения товаров в срок до 10.10.2019 включительно, однако статистическая форма учета перемещения товаров не была представлена обществом в таможенный орган в установленный срок.
Таким образом материалами дела подтверждается, что ООО "Квазар" не выполнило обязанность, возложенную на него пунктом 7 Правил и представило статистическую форму учета перемещения товаров с системным номером 1200200305-16081604 с нарушением срока предоставления такой отчетности.
Заявитель, являясь участником таможенных правоотношений, обязан был обеспечить неукоснительное соблюдение порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, но не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в рассматриваемом случае, что повлекло за собой совершение правонарушения.
У ООО "Квазар" имелась возможность для обеспечения соблюдения требований таможенного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылка апеллянта на невозможность своевременно направить статистическую форму по техническим причинам, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в материалы дела не представлено доказательств в подтверждения указанных обстоятельств.
Вместе с тем, ООО "Квазар" сам факт совершения правонарушения не оспаривает.
Собранными по делу доказательствами подтверждается не только факт совершения административного правонарушения, но и вина в совершении административного правонарушения (ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами евразийского экономического союза), выразившаяся в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган в срок статистической формы учета перемещения товаров, но не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, которые оно должно было и могло предпринять.
Ссылка ООО "Квазар" о применении части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замене назначенного обществу штрафа на предупреждение судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку совершенное обществом правонарушение, посягает на национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере и представляет угрозу экономической безопасности государства.
Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Квазар" включено в реестр и относится к категории микропредприятий.
В силу пункта 5 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением N 1329, при формировании официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Ввиду пункта 1.5 Решения Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525 "О Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза", таможенная статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами в целях решения следующих задач: анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков; разработка и принятия решений в области внешнеторговой политики; содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, помимо прочего, применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с ограничениями по применению статьи 4.1.1 КоАП РФ, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение, как мера административного наказания, не может быть применена при причинении вреда или возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что наличие события (состава) административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, исключает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, поскольку посягает на общественные отношения, регулирующие порядок управления.
Таким образом, суд первой инстанции верно заключил, что таможней обоснованно назначено наказание в виде административного штрафа, в минимальном размере 20 000 руб., что отвечает его превентивным целям, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
При этом обстоятельств, смягчающих ответственность, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден (в силу прямого указания части 1 статьи 4.5 Кодекса - 1 год), административный штраф определен с учетом правил назначения административного наказания в минимальном размере санкции части 1 статьи 19.7.13 Кодекса.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Таким образом суд первой инстанции верно заключил, что оснований для удовлетворения заявленных обществом требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 АПК РФ), из материалов дела не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.04.2021 по делу N А15-4218/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4218/2020
Истец: ООО "КВАЗАР"
Ответчик: ДАГЕСТАНСКАЯ ТАМОЖНЯ