город Москва |
|
6 июля 2021 г. |
дело N А40-249288/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.07.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д. Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Пивной клуб "Амбар" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.03.2021
по делу N А40-249288/20
по заявлению Департамента торговли и услуг г. Москвы
к ООО "Пивной клуб "Амбар" (ИНН: 7735541538)
об аннулировании лицензии;
при участии:
от заявителя - Глотова М.А. по доверенности от 09.10.2019;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.03.2021 (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) аннулирована лицензия, выданная ООО "Пивной клуб "Амбар" на розничную продажу алкогольной продукции N 77РПО0001670 (серия ДПРУ N 11159 код ВВ4) сроком действия с 11.12.2017 по 11.12.2021 на объект лицензирования "Кафе", расположенный по адресу: Москва, Зеленоград, корп. 317, подвал, пом. I, комн. 1, 5, 7.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, в судебное заседание представитель не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Пивной клуб "Амбар" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 77РПО0001670 (серия ДПРУ N 11159 код ВВ4) сроком действия с 11.12.2017 по 11.12.2021 на объект лицензирования "Кафе", расположенный по адресу: Москва, Зеленоград, корп. 317, подвал, пом. I, комн. 1, 5, 7.
24.11.2020 Департаментом принято решение N 23-01-19-375/РАС о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Основанием для принятия решения N 23-01-19-375/РАС послужило повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган (подп. 6 п. 3.1 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обществом в нарушение требований Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (в редакции от 29.12.2017) не представлены в установленный срок в уполномоченный орган декларации по форме 11 за 2, 3 и 4 кварталы 2020.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Согласно п. 3.1 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с подп. 6 п. 3.1 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган.
Согласно указанной норме ответственность в виде аннулирования лицензии наступает за повторное в течение одного года несвоевременное представление деклараций в лицензирующий орган.
В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 18.01.2011 N 9-ПП "Об утверждении положения о Департаменте торговли и услуг г. Москвы" Департамент торговли и услуг г. Москвы осуществляет функцию по государственному контролю за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, в силу ст. 6 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 и постановления Правительства г. Москвы от 18.01.2011 N 9-ПП Департамент торговли и услуг г. Москвы на территории г. Москвы является органом осуществляющим контроль за своевременностью представления деклараций.
При этом организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции представляют декларации в соответствии с Порядком (правила) представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и форма деклараций утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1719 внесены изменения в указанные выше Правила, которым в том числе произведена замена нумерации форм деклараций.
Вместе с тем, п. 2 указанного постановления Минфину России поручено в течение месяца утвердить формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, а также порядок их заполнения.
До момента утверждения Минфином России обновленного формата и порядка заполнения деклараций представление деклараций должно осуществляться в соответствии с действующим форматом, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 и порядком заполнения деклараций, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231.
Учитывая, что обновленный формат и порядок заполнения деклараций Минфином России не разработан, представление деклараций осуществляется в соответствии с действующим форматом, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 и Порядком заполнения деклараций, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231, предусматривающими формат и порядок заполнения декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме 11.
Таким образом, организации - обладатели лицензий на осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания обязаны представлять в лицензирующий орган декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей по форме 11 до момента утверждения Минфином России обновленного формата и порядка заполнения деклараций на всем протяжении срока действия лицензии.
Организации розничной торговли направляют декларации в адрес уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым на территории города Москвы является Департамент торговли и услуг города Москвы.
Согласно п. 19 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (в редакции от 29.12.2017) декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Статьей 14 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема: розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции; розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, указанных в подп. 3 п. 2.1 ст. 8 настоящего Федерального закона; розничной продажи алкогольной продукции, размещенной на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, (с 1 квартала 2018 - только общепит).
В соответствии со ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов.
С 1 января 2014 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 15 Правил N 815).
Порядок заполнения деклараций и формат представления в электронном виде размещен на официальном сайте Росалкогольрегулирования, в Приложениях 11 к постановлению N 815 (в редакции от 29.12.2017), в приказе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231.
Согласно п. 16 Правил N 815 (в редакции от 29.12.2017) декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
В силу абз. 3 п. 19 Правил N 815 (в редакции от 29.12.2017), при представлении деклараций по форме, предусмотренной приложением N 11 к настоящим Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы для установления нарушений без взаимодействия с организациями которые обязаны сдавать декларации.
Таким образом, декларации представляются исключительно в форме электронного документа, на региональную площадку г. Москвы в информационной системе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка https://service.fsrar.ru/.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, относится, в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
Вопросы представления деклараций регламентированы постановлением Правительства г. Москвы от 06.04.2017 N 176-ПП "Об осуществлении государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Из положений Административного регламента исполнения Департаментом торговли и услуг г. Москвы государственной функции по осуществлению государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 06.04.2017 N 176-ПП результатом исполнения Департаментом торговли и услуг г. Москвы государственной функции по осуществлению государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является составленное должностным лицом Департамента мотивированное представление на имя руководителя Департамента или уполномоченного заместителя руководителя Департамента с информацией о выявленных нарушениях с приложением выписки из информационной системы, подтверждающей факты нарушения срока представления деклараций, и акта о регистрации сведений о юридическом лице, повторно в течение года нарушившем срок представления деклараций, по формам, утвержденным правовым актом Департамента.
Именно указанные документы подтверждают выполнение или не выполнение обществом обязанности по своевременному представлению деклараций.
Из акта регистрации сведений о юридическом лице, повторно в течение одного года нарушившем срок представления деклараций, мотивированному представлению и выписки из информационной базы от 09.11.2020 следует, что ООО "Пивной клуб "Амбар" нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (в редакции от 29.12.2017), а именно: не представлены декларации по форме 11 за 2, 3 и 4 кварталы 2020.
Общество в силу положений ст. ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ обязано декларировать объем розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции не зависимо от того обстоятельства осуществлялась организацией деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией или нет, поскольку ООО "Пивной клуб "Амбар" с 11.12.2009 является лицензиатом.
Обязанность предоставления деклараций, не может осуществляться под отлагательным условием выполнения обществом когда-нибудь в будущем требований закона, имеющие четкие даты выполнения, поскольку нормы, изложенные в ст. ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ являются императивными.
В апелляционной жалобе общество в обоснование несвоевременной подачи деклараций ссылается на ограничения, введенные в период действия ограничительных мер, связанных с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Вместе с тем, действие ограничений деятельности организаций общественного питания, установленных Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, не распространялось на возможность подачи деклараций за 2 и 3 квартал 2020, а именно до 20.07.2020 (ограничение введено до 14.06.2021).
Материалами дела подтверждается неоднократное нарушение обществом сроков представления деклараций.
Непредставление деклараций в установленный срок привело к нарушению законодательства Российской Федерации, нанесению ущерба незаконными действиями общества, скрытие факта реального оборота алкогольной продукции, сокрытию реализации контрафактной продукции на указанном объекте лицензирования и тем самым нанесение ущерба государству данными не правомерными действиями.
Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Допущенные нарушения в совокупности являются грубыми и существенными нарушениями лицензионных требований, направленными на систематическое нарушение установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" норм.
В силу п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.
ООО "Пивной клуб "Амбар" является юридическим лицом, осуществляющей лицензируемый вид деятельности, следовательно, на нее возложены определенные законодательством обязанности, установленные как Федеральным законом, так и другими нормативно-правовыми актами.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.03.2021 по делу N А40-249288/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Пивной клуб "Амбар" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одна тысяча пятьсот) руб. по апелляционной жалобе
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249288/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "ПИВНОЙ КЛУБ "АМБАР"