г. Красноярск |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А69-604/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" июля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ким С.Д.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва: Оргу В.Т., представителя по доверенности от 11.02.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 07.04.2021 по делу N А69-604/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва (далее также - заявитель, Пенсионный фонд, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ондар Римме Дыртый-ооловне (далее также - предприниматель, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в размере 3 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 07.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции Пенсионный фонд указал, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) были представлены своевременно. Однако затем (за пределами срока, установленного для предоставления сведений) от предпринимателя поступили сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) с указанием застрахованных лиц, которые отсутствовали в сведениях по форме СЗВ-М (исходная). Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, предусмотрена ответственность за непредставление в таких случаях сведений в установленный законом срок. У Пенсионного фонда отсутствовала информация о застрахованных лицах, которые не были указаны в исходных формах СЗВ-М.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие предпринимателя.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, предприниматель своевременно (11.02.2020, 10.03.2020, 13.04.2020, 09.06.2020, 10.07.2020, 11.08.2020, 18.08.2020) представил в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за период с января по март и с мая по август 2020 года.
15.10.2020 и 23.10.2020 предпринимателем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, за февраль 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, за март 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, за май 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, за июнь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, за июль 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, за август 2020 года в отношении 1 застрахованного лица.
По результатам проведенной проверки Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 16.10.2020 N N 018S18200001995-018S182000021998, от 26.10.2020 NN 018S18200002069-018S18200002071, согласно указанным актам предпринимателем допущено несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за период с января по март и с мая по август 2020 года в отношении 1 застрахованного лица за каждый месяц.
Уведомлениями о времени и месте рассмотрения материалов актов от 16.10.2020 N 018S18200001995-018S182000021998, от 26.10.2020 N 018S18200002069-018S18200002077 Пенсионным фондом назначено рассмотрение материалов на 18.11.2020 и 26.11.2020 на 10 час. 00 мин. по адресу: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 146.
18.11.2020, 26.11.2020 состоялись рассмотрения материалов проверок в отсутствие страхователя, извещенного о месте и времени рассмотрения материалов проверок, по результатам которых вынесены решения N N 018S18200002066-018S18200002069, NN 018S18200002137-018S18200002139 о применении финансовой санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в размере 3500 рублей за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за период с января по март и с мая по август 2020 года.
Требованиями от 09.12.2020 N N 018S01200001957-018S01200001960, от 18.12.2020 NN 018S01200002060-018S01200002062 Пенсионным фондом предложено страхователю уплатить в сроки до 29.12.2020, 13.01.2021 финансовые санкции.
Неисполнение требований к установленным срокам явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также - Федеральный закон N 27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
По мнению Пенсионного фонда, основанием для принятия решений о взыскании финансовых санкций и взыскания финансовых санкций является нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, выразившееся в предоставлении сведений о застрахованных лицах, отсутствующих в исходных сведениях по форме СЗВ-М, с пропуском установленного срока.
Однако формы СЗВ-М (исходные) за период с января по март и с мая по август 2020 года представлены предпринимателем заявителю с соблюдением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срока.
Ошибок и несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда, а также несоответствий установленным формам и форматам при подаче сведений по форме СЗВ-М (исходная) Пенсионным фондом не было выявлено.
Доказательств направления уведомлений о выявлении ошибок в формах СЗВ-М (исходная) заявителем в материалы дела не представлено. В соответствии с извещениями о доставке, решениями и актами проверки уведомления о выявлении ошибок Пенсионным фондом предпринимателю не направлялись.
Дополняющие сведения по форме СЗВ-М были представлены в Пенсионный фонд в отношении застрахованных лиц, отсутствующих в исходных формах СЗВ-М, в связи самостоятельным выявлением предпринимателем ошибок при предоставлении исходных форм СЗВ-М за период с января по март и с мая по август 2020 года.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П указал, что при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичная правовая позиция ранее была выражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017.
Таким образом, поскольку страхователь самостоятельно выявил ошибки в исходных сведениях и представил в Пенсионный фонд необходимые корректирующие сведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствие правовых оснований для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Доводы Пенсионного фонда судом апелляционной инстанции отклоняются.
Пенсионный фондом верно указано, что согласно абзацу 4 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее также - Инструкция), в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Между тем, статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
В силу статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями с одной стороны и Пенсионным фондом с другой, допуская привлечение к ответственности только после предложения Пенсионным фондом исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю сданной отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом N 27-ФЗ. Изменения в статьи 15 и 17 Федерального закона N 27-ФЗ, аналогичные положениям Инструкции, законодателем не вносились. Следовательно, принятием новой Инструкции не могут быть установлены новые основания для привлечения страхователей к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений по форме СЗВ-М до обнаружения фондом неполноты представленных сведений в исходных сведениях не позволяет квалифицировать действия страхователя как нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае отсутствуют оснований для взыскания с предпринимателя финансовых санкций в заявленном размере.
Доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными, так как основаны на неверном толковании норм материального права. Заявленные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Пенсионный фонд на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Соответственно, расходы по оплате государственной пошлины не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 07 апреля 2021 года по делу N А69-604/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-604/2021
Истец: ГУ ЦЕНТР УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА, ООО "СТ-ТБО"
Ответчик: Ондар Римма Дыртый-ооловна