г. Челябинск |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А76-30144/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Соколовой И.Ю., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно - инвестиционного фонда "Ключ" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2021 по делу N А76-30144/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
истца - Жилищно - инвестиционного фонда "Ключ" - Ишбульдина Татьяна Насибуллаевна (доверенность N 02-ОР от 21.01.2021 сроком действия по 31.12.2021, диплом, паспорт);
ответчика - Администрация города Магнитогорска Челябинской области - Гливицкая Виктория Олеговна (доверенность N АГ-02/1882 от 26.03.2020 сроком действия три года, диплом, свидетельство о заключении брака, паспорт).
Жилищно - инвестиционный фонд "Ключ" (далее - ЖИФ "Ключ", истец) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к администрации города Магнитогорска (далее - администрация, ответчик) об обязании ответчика принять пункты 2.1, 3.2.5, 3.2.6 договоров купли-продажи земельных участков от 10.06.2020 с номерами 7942 и 7943 в редакции фонда. Выкупную стоимостью участков определить в размере, установленном в постановлениях администрации города Магнитогорска от 12.03.2012 N 29841-П и N 2982-П "О продаже на аукционе права на заключение договоров аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства"; пункты 3.2.5 и 3.2.6 договоров изложить в следующей редакции:
- п. 3.2.5- в течении десяти лет с момента ввода сетей инженернотехнического обеспечения и фактического предоставления энергоресурсов в точках присоединения к инженерным сетям (водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения) по ул. Радужная и ул. Тевосяна в соответствии с утвержденным "Проектом планировки и межевания территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0315001:1942, 74:33:0315001:1940, расположенных в 149 микрорайоне г. Магнитогорска шифр 340-8687-ГП" осуществить жилищное и иное строительство в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков;
- п. 3.2.6 - в течении десяти лет с момента ввода сетей инженернотехнического обеспечения и фактического предоставления энергоресурсов в точках присоединения к инженерным сетям (водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения) по ул. Радужная и ул. Тевосяна в соответствии с утвержденным "Проектом планировки и межевания территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0315001:1942, 74:33:0315001:1940, расположенных в 149 микрорайоне г. Магнитогорска шифр 340-8687-ГП", выполнить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2021 (резолютивная часть от 15.04.2021) исковые требования удовлетворены частично, преддоговорный спор при заключении договоров купли-продажи земельных участков от 10.06.2020 и от 11.06.2020 N 7942 и N 7943, урегулирован с принятием спорных пунктов в редакции:
- п. 2.1 договоров изложить в редакции ответчика - от 10 июня 2020 г. N 7942 выкупная стоимость участков составляет 17 021 878 руб. 64 коп. в том числе, с кадастровым номером 74:33:0315001:2435 - 254 692 руб. 09 коп.; 74:33:0315001:2488 - 4 254 121 руб. 39 коп.; 74:33:0315001:2489 - 2 721 790 руб. 33 коп.; 74:33:0315001:2490 - 179 163 руб. 80 коп.; 74:33:0315001:2491 - 93 874 руб. 58 коп.; 74:33:0315001:2492 - 100 171 руб. 05 коп.; 74:33:0315001:2493 - 4 227 790 руб. 72 коп.; 74:33:0315001:2494 - 5 190 005 руб. 20 коп.
от 11 июня 2020 г. N 7943 выкупная стоимость участков составляет 19 051 761 руб. 60 коп. в том числе, с кадастровым номером 74:33:0315001:2479 - 3 379 449 руб. 60 коп.; 74:33:0315001:2480 - 5 162 475 руб. 60 коп.; 74:33:0315001:2481 - 104 176 руб. 80 коп.; 74:33:0315001:2482 - 81 280 руб. 80 коп.; 74:33:0315001:2483 - 227 242 руб. 80 коп.; 74:33:0315001:2484 - 101 887 руб. 20 коп.; 74:33:0315001:2485 - 4 837 352 руб. 40 коп.; 74:33:0315001:2486 - 5 157 896 руб. 40 коп.
Пункт 3.2.5 договоров изложен в редакции истца: в течении десяти лет с момента ввода сетей инженерно- технического обеспечения и фактического предоставления энергоресурсов в точках присоединения к инженерным сетям (водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения) по ул. Радужная и ул. Тевосяна в соответствии с утвержденным "Проектом планировки и межевания территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0315001:1942, 74:33:0315001:1940, расположенных в 149 микрорайоне г. Магнитогорска шифр 340-8687-ГП" осуществить жилищное и иное строительство в соответствии с видами
разрешенного использования земельных участков;
- п. 3.2.6 изложен в редакции истца: в течении десяти лет с момента ввода сетей инженерно- технического обеспечения и фактического предоставления энергоресурсов в точках присоединения к инженерным сетям (водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения) по ул. Радужная и ул. Тевосяна в соответствии с утвержденным "Проектом планировки и межевания территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0315001:1942, 74:33:0315001:1940, расположенных в 149 микрорайоне г. Магнитогорска шифр 340-8687-ГП", выполнить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.
С указанным решением не согласилось ООО Жилищно - инвестиционного фонда "Ключ" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт указывает, что толкование условий Договоров аренды в совокупности с положениями статьи 46.4 Градостроительного кодекса РФ не допускается; приказ Минимущества Челябинской области от 13.10.2015 N 247-П (пункт 2 (5)) для определения выкупной стоимости спорных земельных участков применению не подлежит, а выводы суда, содержащие ссылки на нормы Земельного кодекса РФ в редакции после 01.03.2015 в контексте применения их к спорным правоотношениям, противоречат закону, поскольку определение спорной цены земельного участка в соответствии с Земельным кодексом в редакциях до 01.03.2015 и после 01.03.2015 имеет принципиальное отличие. Указывает, что цена выкупа земельных участков, подлежала определению в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. Поскольку извещение о проведении аукционов являлось офертой, ответ покупателя, будучи акцептом, должен был быть безоговорочным по смыслу статьи 438 Гражданского кодекса РФ, следовательно, лицо, которое подало заявку для участия в аукционе, не вправе отвергать определенные продавцом условия выкупа земельных участков. Специфика отношений по предоставлению земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства связывала выкупную стоимость, по которой арендатор мог впоследствии приобрести земельные участки в собственность, с ценой выкупа, указанной в извещении о проведении аукциона. Выражает несогласие с выводом суда о том, что не подлежит удовлетворению требование истца об установлении выкупной стоимости участков в размере 24 руб. 65 коп. для размещения объектов жилого фонда и 123 руб. 27 коп. для размещения иных объектов. Вывод суда о том, что выкупная стоимость спорных земельных участков подлежала определению в порядке, установленном органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, не основан на законе. Полагает ошибочными выводы суда об определении выкупной стоимости с применением не подлежащего применению нормативного правового акта, а также о том, что сделка противоречит существу законодательного регулирования о регулируемой выкупной цене земельных участков, находящихся в публичной собственности. Для определения цены выкупа спорных земельных участков приказ Минимущества Челябинской области от 13.10.2015 N 247-П, по мнению апеллянта, применению не подлежит. Цена выкупа с определенностью установлена в извещении о проведении аукционов; данная цена должна быть указана в договорах купли-продажи спорных земельных участков.
Соответствующий требованиям части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представлены.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам торгов на право заключения договора аренды участка (т. 1 л.д. 88-93), а также постановления администрации от 12.03.2012 N 2981-П (т. 1 л.д. 88), 10.05.2012 между ЖИФ "Ключ" (арендатор) и администрацией подписаны договоры аренды от
- N 6777 земельного участка с кадастровым номером 74:33:0315001:1940 площадью 34 432 кв.м, расположенный по адресу г. Магнитогорск, Орджоникидзевский район, 149 мкр с разрешённым использованием - многоэтажная жилая застройка с объектами обслуживания населения сроком действия на 10 лет (т. 1 л.д. 11-15);
- N 6778 земельного участка с кадастровым номером 74:33:0315001:1942 площадью 31 161 кв.м, расположенный по адресу г. Магнитогорск, Орджоникидзевский район, 149 мкр с разрешённым использованием - многоэтажная жилая застройка с объектами обслуживания населения сроком действия на 10 лет (т. 2 л.д. 16-19).
Постановлением администрации от 14.07.2014 N 9328-п утвержден проект планировки и проекта межевания территории в границах земельных участков с номерами :1940 и :1942 (т. 1 л.д. 80-87).
26.11.2018 муниципальное образование согласовало фонду возможность продажи земельных участков, образованных из земельных участков, переданных в аренду по ставке 60% от кадастровой стоимости, с постановкой таких участков на кадастровый учет (т. 1 л.д. 70).
31.03.2014 на кадастровый учёт поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 74:33:0315001:2435 площадью 154 кв.м., 74:33:0315001:2488 площадью 7 432 кв.м., 74:33:0315001:2489 площадью 4 755 кв.м., 74:33:0315001:2490 площадью 313 кв.м., 74:33:0315001:2491 площадью 164 кв.м., 74:33:0315001:2492 площадью 175 кв.м., 74:33:0315001:2493 площадью 7 386 кв.м., 74:33:0315001:2494 площадью 9 067 кв.м., 74:33:0315001:2479 площадью 5 904 кв.м., 74:33:0315001:2480 площадью 9 019 кв.м., 74:33:0315001:2481 площадью 182 кв.м., 74:33:0315001:2482 площадью 142 кв.м., 74:33:0315001:2483 площадью 397 кв.м., 74:33:0315001:2484 площадью 178 кв.м., 74:33:0315001:2485 площадью 8 451 кв.м., 74:33:0315001:2486 площадью 9 011 кв.м. (том 1 л.д. 54-69).
Вышеуказанные участки расположены в границах участков, предоставленных истцу на праве аренды.
10.06.2020 муниципальным образованием подготовлен проект договора N 7942 купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0315001:2435 площадью 154 кв.м., 74:33:0315001:2488 площадью 7 432 кв.м., 74:33:0315001:2489 площадью 4 755 кв.м., 74:33:0315001:2490 площадью 313 кв.м., 74:33:0315001:2491 площадью 164 кв.м., 74:33:0315001:2492 площадью 175 кв.м., 74:33:0315001:2493 площадью 7 386 кв.м., 74:33:0315001:2494 площадью 9 067 кв.м, расположенных по адресу г. Магнитогорск, Орджоникидзевский район, 149 мкр (т. 1 л.д. 20-25).
Выкупная стоимость участков составляет 17 021 878 руб. 64 коп., в том числе с кадастровым номером 74:33:0315001:2435 - 254 692 руб. 09 коп.; 74:33:0315001:2488 - 4 254 121 руб. 39 коп.; 74:33:0315001:2489 - 2 721 790 руб. 33 коп.; 74:33:0315001:2490 - 179 163 руб. 80 коп.; 74:33:0315001:2491 - 93 874 руб. 58 коп.; 74:33:0315001:2492 - 100 171 руб. 05 коп.; 74:33:0315001:2493 - 4 227 790 руб. 72 коп.; 74:33:0315001:2494 - 5 190 005 руб. 20 коп.
11.06.2020 муниципальным образованием подготовлен проект договора N 7943 купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0315001:2479 площадью 5 904 кв.м., 74:33:0315001:2480 площадью 9 019 кв.м., 74:33:0315001:2481 площадью 182 кв.м., 74:33:0315001:2482 площадью 142 кв.м., 74:33:0315001:2483 площадью 397 кв.м., 74:33:0315001:2484 площадью 178 кв.м., 74:33:0315001:2485 площадью 8 451 кв.м., 74:33:0315001:2486 площадью 9 011 кв.м. (т. 1 л.д. 26-31).
Выкупная стоимость участков составляет 19 051 761 руб. 60 коп., в том числе с кадастровым номером 74:33:0315001:2479 - 3 379 449 руб. 60 коп.; 74:33:0315001:2480 - 5 162 475 руб. 60 коп.; 74:33:0315001:2481 - 104 176 руб. 80 коп.; 74:33:0315001:2482 - 81 280 руб. 80 коп.; 74:33:0315001:2483 - 227 242 руб. 80 коп.; 74:33:0315001:2484 - 101 887 руб. 20 коп.; 74:33:0315001:2485 - 4 837 352 руб. 40 коп.; 74:33:0315001:2486 - 5 157 896 руб. 40 коп.
Выкупная стоимость участков составляет 60% кадастровой стоимости участка, образованного из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (подп. 2(5) п. 2 Порядка определения цены при продаже без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной собственности Челябинской области).
По условиям п. 3.2.5 и п. 3.2.6 договоров купли- продажи участков на покупателя возложена обязанность в срок до 01.04.2022 осуществить жилищное и иное строительство и выполнить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.
Фонд, не согласившись с редакцией пунктов 2.1, 3.2.5 и 3.2.6 договоров, направил в адрес администрации протокол разногласий к договорам, в которых считает возможным установить срок строительства как "до 01.04.2030", а выкупную стоимость определить в соответствии с требованиями Постановления администрации от 12.03.2012.
Не согласившись с отказом Управления в применении предложенных условий договора аренды земельного участка истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Признавая обоснованными требования истца и удовлетворяя его иск, суд первой инстанции исходил из того, что выкупная стоимость спорных земельных участков подлежала определению в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и не подлежала определению произвольно с применением не подлежащего применению нормативного правового акта. Принимая пункты 3.2.5 и 3.2.6 договоров N 7942 и N 7943 в редакции истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация предлагает подписать договоры на заведомо не исполнимых условиях, при невозможности определения с ее стороны конкретного периода возможности возведения на участках объектов ресурсопотребления.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432, пунктом 1 статьи 433 Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно пункту 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными" договор не может считаться заключенным до тех пор, пока стороны не согласуют условие, по которому одной из сторон заявлено о необходимости его согласовать как существенное условие договора.
По смыслу пункта 4 статьи 421 и статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.
Из материалов дела следует, что при заключении сторонами договоров купли-продажи земельных участков, возникли разногласия выкупной стоимости участков.
Согласно пункту 1 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 30.2 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.
На основании пункта 3 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении о проведении аукциона кроме сведений, указанных в подпунктах 1 - 3, 6 - 9 пункта 10 статьи 38.1 настоящего Кодекса, должны быть указаны: 1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере земельного участка; 2) цена выкупа земельных участков, указанных в пункте 5 статьи 30.2 настоящего Кодекса и предназначенных для жилищного и иного строительства, в расчете на единицу площади; 3) начальная цена предмета аукциона (начальная цена права на заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства); 4) размер арендной платы за земельный участок, предназначенный для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на единицу площади и порядок ее изменения; 5) способы обеспечения обязательств по комплексному освоению земельного участка в целях жилищного строительства и их объем; 6) максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; 7) максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи; 8) максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
По утверждению истца, выкупная цена спорных земельных участков подлежит определению из расчета 24 руб. 65 коп. для размещения объектов жилого фонда и 123 руб. 27 коп. для размещения иных объектов, что соответствует условиям извещения о проведении аукциона по продаже права аренды под комплексное освоение земельного участка.
Вместе с тем, постановлением Губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402 "Об установлении цены при продаже земельных участков на территории Челябинской области", от 08.02.2010 N 32 "О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402" установлено, до 1 января 2012 года установить цену при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
- до 1 января 2012 года при продаже земельных участков лицам, не указанным в пункте 1 настоящего постановления и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установить цену в следующих размерах: в городе Челябинске - пятикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; в иных населенных пунктах Челябинской области - трехкратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Суд первой инстанции, приняв во внимание отсутствие на земельных участках объектов недвижимости, пришел к правомерному выводу о том, что указанного постановление не распространяется в отношении истца.
На основании статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является регулируемой и устанавливается уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления.
Данная норма является императивной и не может быть изменена по соглашению сторон.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно установлено, что выкупная стоимость спорного земельного участка подлежала определению в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
С учетом отсутствия принятого на территории Магнитогорского городского округа порядка определения выкупной стоимости земельного участка, апелляционный суд соглашается с необходимостью определения данной стоимости в размере кадастровой стоимости земельного участка с учетом положений пункта 3 статьи 39.4 ЗК РФ, в силу чего определение размера выкупной стоимости спорных участков в соответствии с приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 13.10.2015 N 247-П "О порядке определения цены при продаже без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной собственности Челябинской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" является обоснованным.
Продажа земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, если иное не предусмотрено федеральными законами, осуществляется по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка (пункт 1).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности Челябинской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, осуществляется по цене в размере, в том числе 60 процентов кадастровой стоимости земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории (за исключением земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного юридическому лицу, заключившему договор о комплексном освоении территории, в целях строительства жилья экономического класса, в аренду для комплексного освоения территории в целях строительства такого жилья).
Цена земельных участков определяется в соответствии с правовым актом, действующим на момент подачи заявления (пункт 3).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Администрации, исходя из указанных выше норм действующего законодательства, отсутствуют полномочия производить расчет выкупной цены в размере, указанном в договоре аренде, поскольку государственная собственность на спорные земельные участки не разграничена. Следовательно, Администрация законно произвела расчет выкупной цены с учетом требований Приказа N 247-П от 13.10.2015.
При этом вопрос о заключении договоров купли-продажи земельных участков следует разрешать с учетом требований действующего законодательства на момент их заключения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно урегулировал разногласия по договорам купли-продажи в части выкупной цены, приняв спорные условия договоров в редакции ответчика.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводов судов не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2021 по делу N А76-30144/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно - инвестиционного фонда "Ключ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-30144/2020
Истец: ЖИЛИЩНО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД "КЛЮЧ"
Ответчик: Администрация г. Магнитогорска