город Омск |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А46-21370/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5477/2021) Министерства экономики Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 13.04.2021 по делу N А46-21370/2020 (судья Чулков Ю.П.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Сибирская газопроводная компания" (ИНН 5507120456, ОГРН 1155543048418, 644119, Омская область, г. Омск, пр. Комарова, 6, корп. 1, пом. 504) к Министерству экономики Омской области (ИНН 5503078637, ОГРН 1045504005436, 644099, Омская область, г. Омск, ул. Красный Путь, 5), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Сапожникова Геннадия Викторович, индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Юрьева Виктора Валерьевича, о признании недействительными результатов открытого конкурса на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Омской области в целях возмещения затрат в связи с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), проведенного Министерством экономики Омской области в рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области" государственной программы Омской области "Развитие экономического потенциала Омской области", в части присвоения обществу с ограниченной ответственностью "Сибирская газопроводная компания" 1 балла по критерию "территории производства продукции (выполнение работ, оказание услуг)" и отказа в предоставлении субсидии,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства экономики Омской области - Швырева Ольга Валерьевна, представитель по доверенности от 08.10.2020 N 50/20 сроком действия три года;
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирская газопроводная компания" - Чепилко Татьяна Васильевна, представитель по доверенности от 01.11.2020 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская газопроводная компания" (далее - заявитель, ООО "Сибирская газопроводная компания") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству экономики Омской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительными результатов открытого конкурса на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Омской области в целях возмещения затрат в связи с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), проведенного Министерством экономики Омской области в рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области" государственной программы Омской области "Развитие экономического потенциала Омской области", в части присвоения ООО "Сибирская газопроводная компания" 1 балла по критерию "территории производства продукции (выполнение работ, оказание услуг)" и отказа в предоставлении субсидии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Сапожников Геннадий Викторович (далее - ИП глава КФХ Сапожников Г.В.) и индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Юрьев Виктор Валерьевич (далее - ИП глава КФХ Юрьев В.В.).
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.04.2021 по делу N А46-21370/2020 требования заявителя удовлетворены. Признаны недействительными результаты открытого конкурса на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Омской области в целях возмещения затрат в связи с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), проведенного Министерством экономики Омской области в рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области" государственной программы Омской области "Развитие экономического потенциала Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2016 N 266-П, отраженные в протоколе заседания комиссии по проведению оценки участников конкурса на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Омской области в целях возмещения затрат в связи с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) от 29.09.2020 N 1/М, в части присвоения ООО "Сибирская газопроводная компания" 1 балла по критерию "территории производства продукции (выполнение работ, оказание услуг)" и отказа в предоставлении субсидии.
Этим же судебным актом с Министерства в пользу ООО "Сибирская газопроводная компания" взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что правоотношения по предоставлению субсидий урегулированы нормами бюджетного законодательства, нормы гражданского права к ним не применены. Соответствие всех заявок участников подпункту 8 пункта 8 Порядка оценивалось конкурсной комиссией исходя из места нахождения субъекта малого и среднего предпринимательства в соответствии с выпиской из Единого государственного реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Конкурсной комиссией обоснованно присвоен ООО "Сибирская газопроводная компания" 1 бал по подпункту 8 пункта 8 Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) (далее - Порядок предоставления субсидий, Порядок). Податель жалобы считает, что выводы суда о том, что при определении места создания, развития, модернизации производства продукции, выполнения работ, оказания услуг получателей субсидии, Министерство должно исходить из информации, содержащейся в заключенных обществом государственных контрактах на предоставление услуг, а не руководствоваться информацией, содержащейся в выписке из ЕГРЮЛ, ведет к подмене критериев оценки заявок "рынок сбыта продукции (работ, услуг)" (предусмотрен подпунктом 4 пункта 8 Порядка) и "производство продукции (выполнение работ, оказание услуг)", где оценивается территория создания, развития или модернизации производства продукции (работ, услуг)" (подпункт 8 пункта 8 Порядка). Министерство также указывает на то, что ООО "Сибирская газопроводная компания" было отказано в предоставлении субсидии в силу подпункта 1 пункта 16 Порядка (нехватки лимитов бюджетных обязательств).
От ООО "Сибирская газопроводная компания" поступил отзыв на жалобу.
Министерство представило возражения на отзыв.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Сибирская газопроводная компания" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, возражения на отзыв, заслушав представителей Министерства и ООО "Сибирская газопроводная компания", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Сибирская газопроводная компания" в сентябре 2020 года приняло участие в проведенном Министерством открытом конкурсе на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Омской области в целях возмещения затрат в связи с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) в рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области" государственной программы Омской области "Развитие экономического потенциала Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 266-п.
Протоколом заседания комиссии от 29.09.2020 N 1/М утверждены результаты оценки участников и ранжирования участников, согласно которым суммарное количество баллов при оценке ООО "Сибирская газопроводная компания" составило 22 балла, в том числе 1 балл из 3 максимально возможных присвоен по критерию "производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), экономические зоны)".
В письме от 05.10.2020 N ИСХ-20/МЭК-8476 Министерство сообщило Обществу о том, что оно не признано победителем конкурса, в письме от 09.11.2020 N ИСХ-20/МЭК-9422 ООО "Сибирская газопроводная компания" Министерством сообщено о том, что суммарное количество баллов при оценке заявки Общества составило 22 балла, тогда как минимальное количество баллов получателей субсидии в 2020 году согласно Порядку предоставления субсидий составляет 24 балла.
Полагая свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительными результатов открытого конкурса на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Омской области в целях возмещения затрат в связи с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), проведенного Министерством экономики Омской области в рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области" государственной программы Омской области "Развитие экономического потенциала Омской области", в части присвоения ООО "Сибирская газопроводная компания" 1 балла по критерию "территории производства продукции (выполнение работ, оказание услуг)" и отказа в предоставлении субсидии.
13.04.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как следует из материалов дела и было выше сказано, Министерством в сентябре 2020 года проведен открытый конкурсе на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Омской области в целях возмещения затрат в связи с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) в рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области" государственной программы Омской области "Развитие экономического потенциала Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 266-п.
Приложением N 1 к подпрограмме "Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области" утвержден Порядок предоставления субсидий, который регулирует отношения по предоставлению в соответствии со статьей 78 БК РФ за счет средств областного бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим создание и (или) развитие, и (или) модернизацию производства товаров (работ, услуг)
Критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства установлены разделом II Порядка предоставления субсидий (в редакции от 29.06.2020).
Согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидий критериями отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий являются:
1) прохождение открытого конкурса в соответствии с настоящим Порядком;
2) отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, установленных частями 3 - 5 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
3) наличие затрат, указанных в пункте 2 настоящего Порядка;
4) соответствие на дату подачи конкурсной заявки следующим требованиям:
- отсутствие у субъекта малого и среднего предпринимательства неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденное справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу Министерства экономики Омской области (далее - уполномоченный орган);
- отсутствие процедуры реорганизации, ликвидации, банкротства в отношении юридических лиц, непрекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в отношении индивидуальных предпринимателей;
- неполучение субъектом малого и среднего предпринимательства средств из областного бюджета на компенсацию затрат, предусмотренных конкурсной заявкой, в соответствии с иными нормативными правовыми актами Омской области;
- субъекты малого и среднего предпринимательства не являются иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов.
Пунктом 4 Порядка предоставления субсидий установлено, что к участию в конкурсе допускаются осуществляющие деятельность на территории Омской области юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым может быть оказана поддержка в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 78 БК РФ.
Пунктом 8 Порядка предоставления субсидий установлено, что оценка участников конкурса, допущенных уполномоченным органом к участию в конкурсе, осуществляется по следующим критериям оценки заявок с использованием балльной системы оценок по каждому критерию отдельно:
1) сфера реализации представленного проекта, направленного на создание и (или) развитие, и (или) модернизацию производства товаров (работ, услуг), по направлениям:
- обрабатывающее производство - 3 балла;
- сельское хозяйство - 3 балла;
- строительство - 2 балла;
- жилищно-коммунальное хозяйство (за исключением деятельности по управлению многоквартирным домом) - 2 балла;
- предоставление услуг - 1 балл;
- организация розничной и оптовой торговли - 0 баллов;
- прочее - 0 баллов;
2) увеличение средней численности работников в течение двух лет, предшествующих дате подачи конкурсной заявки, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года:
- увеличение средней численности работников от одного до семи человек включительно - 1 балл;
- увеличение средней численности работников от восьми до пятнадцати человек включительно - 2 балла;
- увеличение средней численности работников от шестнадцати до двадцати девяти человек включительно - 3 балла;
- увеличение средней численности работников свыше тридцати человек - 4 балла;
3) соотношение среднемесячной начисленной заработной платы в расчете на одного работника в течение двенадцати месяцев, предшествующих месяцу подачи конкурсной заявки, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем двенадцать месяцев, и минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента на дату подачи конкурсной заявки (далее - МРОТ):
- ниже МРОТ - 0 баллов;
- равен МРОТ - 1 балл;
- выше МРОТ от 1 до 100 процентов включительно - 2 балла;
- выше МРОТ от 101 до 200 процентов включительно - 3 балла;
- выше МРОТ более чем на 200 процентов - 4 балла;
4) рынки сбыта продукции (работ, услуг):
- поставки продукции (выполнение работ, оказание услуг) на рынок Омской области - 1 балл;
- поставки продукции (выполнение работ, оказание услуг) на рынок Омской области и за пределы Омской области - 2 балла;
- поставки продукции (выполнение работ, оказание услуг) на рынок Омской области, за пределы Омской области и за пределы Российской Федерации - 3 балла;
5) качество проработки технико-экономического обоснования проекта по созданию и (или) развитию, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) участника конкурса:
- технико-экономическое обоснование не соответствует требованиям, предъявляемым к его содержанию, - 0 баллов;
- технико-экономическое обоснование частично соответствует требованиям, предъявляемым к его содержанию (отсутствует описание отдельных составляющих технико-экономического обоснования), - 1 балл;
- технико-экономическое обоснование соответствует требованиям, предъявляемым к его содержанию, - 2 балла;
6) планируемый прирост продаж производимой продукции (работ, услуг) участника конкурса в сравнении с аналогичным показателем за год, предшествующий году, в котором получена субсидия (к концу реализации технико-экономического обоснования):
- прирост продаж производимой продукции (работ, услуг) отсутствует - 0 баллов;
- прирост продаж производимой продукции (работ, услуг) от 0 до 20 процентов - 1 балл;
- прирост продаж производимой продукции (работ, услуг) от 21 до 50 процентов - 2 балла;
- прирост продаж производимой продукции (работ, услуг) более чем на 50 процентов - 3 балла;
7) планируемый рост средней численности работников участника конкурса в сравнении с аналогичным показателем за год, предшествующий году, в котором получена субсидия (к концу реализации технико-экономического обоснования):
- увеличение средней численности работников отсутствует - 0 баллов;
- увеличение средней численности работников от одного до пяти человек включительно - 1 балл;
- увеличение средней численности работников от шести до пятнадцати человек включительно - 2 балла;
- увеличение средней численности работников от шестнадцати до двадцати пяти человек включительно - 3 балла;
- увеличение средней численности работников свыше двадцати шести человек - 4 балла;
8) производство продукции (выполнение работ, оказание услуг):
- создание и (или) развитие, и (или) модернизация производства продукции (работ, услуг) на территории города Омска - 1 балл;
- создание и (или) развитие, и (или) модернизация производства продукции (работ, услуг) на территориях муниципальных районов Омской области, входящих в Центральную и Южную экономические зоны Омской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 (далее - Стратегия), - 3 балла;
- создание и (или) развитие, и (или) модернизация производства продукции (работ, услуг) на территориях муниципальных районов Омской области, входящих в Северную экономическую зону Омской области в соответствии со Стратегией, - 5 баллов;
9) востребованность создания и (или) развития, и (или) модернизации производства продукции (работ, услуг) для социально-экономического развития муниципального района Омской области:
- низкая востребованность - 1 балл;
- средняя востребованность - 3 балла;
- высокая востребованность - 5 баллов;
10) ресурсообеспеченность создания и (или) развития, и (или) модернизации производства продукции (работ, услуг):
- высокая ресурсообеспеченность (соотношение заявленной суммы субсидии к затратам, связанным с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), указанным в технико-экономическом обосновании проекта, составляет менее 13,9 процента) - 1 балл;
- средняя ресурсообеспеченность (соотношение заявленной суммы субсидии к затратам, связанным с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), указанным в технико-экономическом обосновании проекта, составляет от 14 до 34,9 процента) - 3 балла;
- низкая ресурсообеспеченность (соотношение заявленной суммы субсидии и затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), указанным в технико-экономическом обосновании проекта, составляет от 35 до 50 процентов) - 5 баллов.
Материалами дела подтверждается, что в целях подтверждения соответствия по критерию "производство продукции (выполнение работ, оказание услуг)" (подпункт 8 пункта 8 Порядка) ООО "Сибирская газопроводная компания" представило Министерству контракты N 0352300219519000204001 и N 0352300219520000080001 на оказание услуг теплоснабжение зданий МБДОУ "Красногорская СОШ" по адресу: Омская область, Омский район, с. Красная горка, ул. Школьная, 4А и МБДОУ "Детский сад "Андреевский" по адресу: Омская область, Омский район, с. Андреевка, ул. Школьная, 7А. В представленном Обществом в Министерство технико-экономическом обосновании проекта по созданию, развитию, и модернизации производства продукции и оказания услуг (теплоснабжения) на территории Омского муниципального района Омской области Общество указало, что обращается за предоставлением субсидии на возмещения затрат, связанных с приобретением оборудования в целях оказания услуг теплоснабжения по двум муниципальным контрактам на территории Омского муниципального района (с. Красная горка и с. Андреевка).
Производя оценку заявки участка, Министерство присвоило ООО "Сибирская газопроводная компания" по критерию "производство продукции (выполнение работ, оказание услуг)" (подпункт 8 пункта 8 Порядка) 1 балл.
При этом из пояснений Министерства следует, что комиссия, производя оценку по данному критерию, под ним понимает юридический адрес организации, согласно данным ЕГРЮЛ.
В апелляционной жалобе Министерство настаивает на данном толковании подпункта 8 пункта 8 Порядка, полагая его верным.
Между тем, суд апелляционной инстанции не разделяет позицию Министерства, поскольку из буквального толкования названия критерия "производство продукции (выполнение работ, оказание услуг)" не следует, что речь идет об юридическом адресе организации.
Судебная коллегия разделяет выводы суда первой инстанции, что из буквального прочтения нормативного акта следует, что под критерием "производство продукции (выполнение работ, оказание услуг)" следует понимать именно фактическое место выполнения работ, оказания услуг.
Доводы подателя жалобы о том, что данное толкование ведет к подмене критериев оценки заявок "рынок сбыта продукции (работ, услуг)" (предусмотрен подпунктом 4 пункта 8 Порядка), отклоняются судом, поскольку отсутствие четкого разграничения между критериями "рынок сбыта продукции (работ, услуг)" и "производство продукции (выполнение работ, оказание услуг)" в Порядке предоставления субсидий не дает оснований для произвольного толкования подпункта 8 пункта 8 Порядка.
Судебная коллегия полагает, что утверждение о том, что под критерием "производство продукции (выполнение работ, оказание услуг)" следует понимать юридический адрес организации безосновательно.
Доводы подателя жалобы о том, что подобная оценка критерия подпункта 8 пункта 8 Порядка применялась ко всем участникам, правового значение не имеют, поскольку не свидетельствуют о правильности подсчета баллов.
Утверждение Министерства о том, что правоотношения по предоставлению субсидий урегулированы нормами бюджетного законодательства, а нормы гражданского права к ним не применены, основано на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Перечень участников бюджетного процесса содержит статья 152 БК РФ.
К участникам бюджетного процесса относятся: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
В силу статьи 6 БК РФ получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, получатель субсидии, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, фактически получая денежные средства из бюджета, не является "получателем бюджетных средств" в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 Бюджетного кодекса.
Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами БК РФ, не являются бюджетными правоотношениями.
Указанный правовой подход отражен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.01.2018 N 308-ЭС17-13889 по делу N А32-41315/2016.
Следовательно, судом первой инстанции были правомерно применены нормы ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может случить причиной для отмены судебного решения.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются судом в связи с освобождением Министерства от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства экономики Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.04.2021 по делу N А46-21370/2020 в оспариваемой части - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21370/2020
Истец: ООО "СИБИРСКАЯ ГАЗОПРОВОДНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Министерство экономики Омской области
Третье лицо: ИП глава кфх Сапожников Геннадий Викторович, ИП глава кфх Юрьев Виктор Валерьевич