город Ростов-на-Дону |
|
12 февраля 2024 г. |
дело N А32-33641/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ПАО "НК "Роснефть": представители Меликян А.А. по доверенности от 04.08.2023, паспорт; Васильева О.В. по доверенности от 22.12.2021, паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.11.2023 по делу N А32-33641/2023
по заявлению ПАО "НК "Роснефть" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерного общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ПАО "НК "Роснефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю, управление) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, формализованного в уведомлении от 20.04.2023;
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ПАО "НК "Роснефть" на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский район, м/р Калужское, Нефтепровод 4" ГУ 28 до 6" колл (инв. N Н2-011775) протяженностью 1 440 м, 1961 года ввода в эксплуатацию, на основании заявления от 14.07.2022 N MFC-0547/2022-28368-1 и приложенных к нему документов.
Решением Краснодарского края от 15.11.2023 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ПАО "НК "Роснефть" на недвижимое имущество - Нефтепровод 4" ГУ 28 до 6" колл (инв. N Н2-011775), расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский р-н, м/р Калужское, протяженностью 1 440 м, 1961 года ввода в эксплуатацию, формализованное в уведомлении от 20.04.2023 N КУВД - 001/2022-29835522/7. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности ПАО "НК "Роснефть" на недвижимое имущество -Нефтепровод 4" ГУ 28 до 6" колл (инв. N Н2-011775), расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский р-н, м/р Калужское, протяженностью 1 440 м, 1961 года ввода в эксплуатацию, на основании заявления от 14.07.2022 N MFC-0547/2022-28368-1 и приложенных к нему документов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, отказав ПАО "НК "Роснефть" в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заявителем причины, выявленные при проведении правовой экспертизы, послужившие основаниями для приостановления заявленных регистрационных действий не устранены, какие-либо дополнительные документы не предоставлены, по истечении срока приостановления осуществления регистрационных действия 20.04.2023 Управлением принято решение об отказе N КУВД-001/2022-29835522/7, N КУВД-001/2022-29835522/8. Представленный ПАО "НК Роснефть" технический план был составлен на основании декларации об объекте недвижимости, а не технической документации. В представленном пакете документов отсутствует документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию. доводы Заявителя о нахождении спорного объекта на балансе, а также вхождения в состав опасного производственного объекта - можно отнести к вопросу установления права собственности (в отсутствие разрешительной документации), и, как следствие, неправильно выбранному способу защиты права. Избрание неправильного способа защиты права влияет как на предмет доказывания по делу, так и на круг лиц, которые должны быть привлечены к участию в деле, следовательно, и на возможность удовлетворения соответствующего притязания.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители ПАО "НК "Роснефть" уведомили суд о ведении аудиозаписи судебного заседания на собственный материальный носитель, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в результате приватизации Производственное объединение ордена Трудового Красного Знамени "Краснодарнефтегаз" (ПО "Краснодарнефтегаз") преобразовано в АООТ "Краснодарнефтегаз" и зарегистрировано Постановлением первого заместителя главы администрации г. Краснодара от 19.05.1994 N 183.
19.05.1994 план приватизации ПО "Краснодарнефтегаз" зарегистрирован Департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края.
В число приватизируемого имущества вошел линейный объект Нефтепровод 4" ГУ 28 до 6" колл, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский р-н, м/р Калужское, инв. N Н2-011775, год ввода в эксплуатацию 1961, протяженностью 1 440 метров, который возведен и принят в эксплуатацию ПО "Краснодарнефтегаз".
Согласно протоколу общего собрания акционеров от 19.04.1996 N 5 АООТ "Краснодарнефтегаз" переименовано в ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз".
На основании договора от 02.06.2006 ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз" реорганизовано в форме присоединения к ПАО "НК "Роснефть" (запись в ЕГРЮЛ от 01.10.2006), у которого в результате универсального правопреемства возникло право собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский р-н, м/р Калужское, Нефтепровод 4" ГУ 28 до 6" колл (инв. N Н2-011775) протяженностью 1 440 м, 1961 года ввода в эксплуатацию.
На основании акта приема-передачи от 01.10.2006 указанный объект от ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз" передан ПАО "НК "Роснефть".
Объект на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский р-н, м/р Калужское, Нефтепровод 4" ГУ 28 до 6" колл (инв. N Н2-011775) протяженностью 1 440 м, 1961 года ввода в эксплуатацию входит в состав опасного производственного объекта III класса (зарегистрирован в СевероКавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рег. N A30-05453-0072 от 25.04.2021).
14.07.2022 ПАО "НК "Роснефть" обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением N MFC-0547/2022-28368-1 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский район, м/р Калужское, Нефтепровод 4" ГУ 28 до 6" колл (инв. N Н2-011775) протяженностью 1 440 м, 1961 года ввода в эксплуатацию.
В приложении к указанному заявлению обществом представлены - технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 05.07.2022, доверенность нотариальная от 16.11.2021, сведения о нотариальном удостоверении: реестровый номер N 23/31 - н/23-2021-76-438 от 16.11.2021, акт приема-передачи от 01.10.2006, план приватизации от 01.07.1992, платежное поручение от 04.07.2022 N 54937 на сумму 22 000 рублей.
Дополнительно заявителем 04.08.2022 представлены технический план от 03.08.2022, доверенность от 16.11.2021.
По результатам проведенной правовой экспертизы представленных документов регистрирующий орган направил в адрес ПАО "НК "Роснефть" уведомление от 28.07.2022 N КУВД - 001/2022-29835522/1 о приостановке регистрационных действий до 28.10.2022, в связи с тем, что в приложении к техническому плану отсутствуют документы, на основании которых сведения об объекте недвижимости должны быть указаны в техническом плане либо технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013.
Государственным регистратором выявлено полное вхождение объектов капитального строительства в земельный участок, созданный объект капитального строительства расположен в границах земельного участка 23:26:0601000:98, который не указан в техническом плане, созданный объект капитального строительства расположен в границах земельного участка 23:26:0601002:150, который не указан в техническом плане, созданный объект капитального строительства расположен в границах земельного участка 23:26:0601002:140, который не указан в техническом плане, созданный объект капитального строительства расположен в границах земельного участка 23:26:0601000:652, который не указан в техническом плане, созданный объект капитального строительства расположен в границах земельного участка 23:26:0000000:5051(5), который не указан в техническом плане, созданный объект капитального строительства расположен в границах земельного участка 23:26:0601000:183, который не указан в техническом плане.
21.10.2022 ПАО "НК "Роснефть" подано заявление о приостановлении регистрационных действий по заявлению N КУВД- 001/2022-29835522 до 20.04.2023 по причине подготовки документов.
Регистрирующим органом в адрес заявителя направлено уведомление от 24.10.2022 N КУВД-001/2022-29835522/5 о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав до 20.04.2023.
20.04.2023 регистрирующим органом принято решение N КУВД-001/2022-29835522/7 об отказе в осуществлении регистрационных действий, мотивированное тем, что по истечении срока приостановления осуществления регистрационных действий заявителем не были устранены причины, выявленные при проведении правовой экспертизы, послужившие основаниями для приостановления заявленных регистрационных действий: не представлены сведения об объекте недвижимости, содержащие указание в техническом плане либо технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013.
Посчитав незаконным принятое Росреестром решение об отказе в государственной регистрации прав, заявитель обратился арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно положениям Федерального закона N 218-ФЗ регистрация прав осуществляется посредством внесения в реестр записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в реестр. Государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункту 2 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации и (или) иной указанной в настоящей части документации (копий такой документации) не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о такой документации. Сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений.
В силу пунктов 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218 -ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав осуществляется, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Исходя из разъяснений Минэкономразвития России, изложенных в письмах от 21.10.2013 N Д23и-5101, от 01.11.2013 N Д23и-5279, от 29.11.2013 N ОГ-Д23-15744, от 12.12.2013 N Д23и-5879, от 19.12.2013 N Д23и-5935, Росреестра, изложенных в письмах от 26.11.2013 N 14-08627/13, от 20.03.2014 N 14-03959/14, от 21.03.2014 N 14-04030/14, если для строительства объекта недвижимости в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности требуется разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, то технический план такого объекта недвижимости должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании декларации об объекте недвижимости.
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 19.09.2014 N 10-3130-КЛ "О подготовке технических планов", в субъектах Российской Федерации имеются объекты недвижимости, в отношении которых отсутствует разрешительная и техническая документация, необходимая для подготовки технического плана. В частности, это объекты недвижимости, относящиеся к сфере автомобильных дорог, коммунальной сфере и сфере социального обслуживания муниципалитетов, а также объекты старого жилого фонда. Зачастую на такие объекты недвижимости имеются только выписки из муниципального реестра, планы приватизации, незарегистрированные договора о приватизации жилых помещений, решения суда о признании права собственности на объект недвижимости.
Учитывая изложенное, с целью обеспечения кадастрового учета таких объектов недвижимости и дальнейшего включения их в гражданско-правовой оборот, в отношении объектов недвижимости, на которые по каким-либо причинам отсутствует разрешительная и техническая документация, технический план может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной в установленном порядке.
При этом, в разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана обязательно должна быть приведена информация о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной документации, а в "Приложении" технического плана должны присутствовать копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 41 Закона о кадастре документация).
Согласно разъяснениями, изложенным в письме Минэкономразвития России от 06.07.2017 N 14-07917/17@, в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ, пункте 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, документация), необходимо включать в состав приложения технического плана.
Судом первой инстанции верно установлено, что к заявлению о постановке спорного объекта на кадастровый учет заявителем были приложены правоустанавливающие документы, содержащие в себе сведения, необходимые для осуществления кадастрового учета, в том числе: план приватизации, технический план, который содержит описание основных характеристик объектов, ответы органов, осуществляющих (осуществлявших) государственный строительный надзор, учет объектов недвижимости, надзор за осуществлением строительной и иной деятельности на территории спорных объектов, согласно которым сведения о спорных объектах отсутствуют.
При этом, учитывая период ввода спорных объектов в эксплуатацию, отсутствие документов о вводе нефтепроводов в эксплуатацию, общество не имеет возможности поставить на государственный кадастровый учет спорные линейные объекты, которые фактически эксплуатируются.
В рассматриваемом случае отсутствие копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не может являться основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что с целью поиска, а также в качестве подтверждения факта утраты проектной и разрешительной документации обществом направлялись запросы в органы, осуществляющие хранение соответствующей документации, в распоряжении которых может находиться необходимая для изготовления технического плана, постановки объекта на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права документация, а именно:
- в администрацию муниципального образования Северский район, письмо от 16.03.2022 N ИСХ-3-10587-22 (ответ от 24.03.2022 N 0191 "Об отсутствии документации");
- в ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" письмо от 11.05.2022 N ИСХ-3-10598-22 (ответ от 24.05.2022 N 13.1-05/158 "Данные в архиве отсутствуют");
- в Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Государственный архив Краснодарского края", письмо от 07.04.2022 N ИСХ-3-10591-22 (ответ от 08.04.2022 N 05-12-507/22 "Документация в "Государственный архив Краснодарского края" не поступала).
Поскольку запрашиваемая документация обществу не была представлена, технический план сооружения подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости от 24.06.2022, составленной и заверенной в установленном порядке представителем правообладателя объекта недвижимости.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод управления о том, что технический план не может быть составлен на основании декларации.
Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых он может быть подготовлен, установлены ст. 24 Закон о регистрации, п. 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утв. приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ "Для сведения и учета в работе" разъяснено, что в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в ч. 8 ст. 24 Закона о регистрации, п. 20 Требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана.
Согласно заключению кадастрового инженера, обществом, как собственником объекта, были поданы запросы сведений в организации, обладающие полномочиями в подготовке учетно-технической, разрешительной и иной документации.
Указанными организациями даны ответы на эти запросы, подтверждающие отсутствие сведений и документации о данном объекте в архивах. Ответы представлены в приложении к Техническому плану.
Реквизиты документов указаны в разделе "Исходные данные" Технического плана.
Кадастровые работы выполнены специализированной организацией ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по договору от 26.05.2022 N 100022/02248Д.
Аналогичная правовая позиция поддержана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2023 N 308-ЭС22-26813 по делу N А32-8251/2022.
Суд апелляционной инстанции полагает, что обществом приняты исчерпывающие меры для получения документации, на которую ссылается управление в качестве обязательной. При установленных обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, правовые основания для отказа в постановке на кадастровый учет спорных объектов у заинтересованного лица отсутствовали, соответственно, требования общества обоснованно признаны судом подлежащими удовлетворению.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод управления о ненадлежащем способе защиты права, поскольку с учетом положений ст. ст. 9, 11, 12 ГК РФ и ст. 4 АПК РФ именно истцу как лицу, которое обращается за защитой, принадлежит право выбора способа защиты по своему усмотрению. Избираемый способ защиты должен быть оптимальным и привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав в случае удовлетворения требований. Признание незаконным решения об отказе в осуществлении КГУ и ГРП приведет к наиболее эффективному способу восстановления нарушенных прав Компании.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что уведомление от 20.04.2023 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав вынесено регистрирующим органом неправомерно, в связи с чем, требование заявителя о признании его незаконным подлежит удовлетворению.
В связи с чем с целью восстановления прав заявителя суд первой инстанции обоснованно посчитал необходимым возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ПАО "НК "Роснефть" на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский р-н, м/р Калужское, Нефтепровод 4" ГУ 28 до 6" колл (инв. N Н2-011775) протяженностью 1 440 м, 1961 года ввода в эксплуатацию на основании заявления от 14.07.2022 N MFC-0547/2022-28368-1 и приложенных к нему документов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в связи с чем не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. С учетом изложенного решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2023 по делу N А32-33641/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33641/2023
Истец: ПАО "НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "РОСНЕФТЬ", ПАО НК "Роснефть"
Ответчик: Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю