г. Санкт-Петербург |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А56-90924/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Трощенко Е.И.
судей Горбачева О.В., Третьякова Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Пиецкой Н. С.,
при участии:
от заявителя: Жуков А. Ю., доверенность от 27.04.2020
от ответчика: Токарев А. Н., доверенность от 23.06.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11737/2021) ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2021 по делу N А56-90924/2020 (судья Сундеева М. В.), принятое
по заявлению ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОСТЕЛЕКОМ"
к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее - управление, ответчик) N 27-06-69/066 от 02.07.2020 в части выводов о неправомерном уменьшении обществом начисленных страховых взносов за 2016 год на суммы оплаты перерывов для кормления ребенка (код 413) в сумме 3 276 730,56 руб. и на оплату одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата (код 423) в сумме 10 198 188,35 руб., а также в части предложения доначислить (привести в соответствие) уменьшенные страховые взносы за период с 01.01.2016-31.12.2016 на выплаты в размере среднего заработка оплаты перерывов для кормления ребенка (код 413) и на выплаты в размере среднего заработка одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата (код 423).
Решением суда от 24.02.2021 требования истца удовлетворены в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции ответчик представил доказательства (выписка из ЕГРЮЛ) прекращения деятельности Управления в результате реорганизации в форме присоединения к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в связи с чем просил осуществить замену ответчика.
В порядке статьи 48 АПК РФ апелляционный суд полагает, что ввиду правопреемства ответчик подлежит замене на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Представитель ответчика, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать.
По мнению подателя жалобы, требования не подлежали удовлетворению, поскольку определение объекта обложения страховыми взносами не зависит от характера таких выплат, требования противоречат статье 9 ФЗ N 212-ФЗ, выплаты на поиск работы связаны с трудовой функцией, не доказаны основания корректировки взносов на перерывы на кормление в размере 704 руб. 42 коп. (обязательное пенсионное страхование), 163 руб. 29 коп. (обязательное медицинское страхование) (граждане Абрамов И.О., Мартынюк С.Е.).
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 21.02.2020 Обществом представлялся корректирующий расчет по форме РСВ-1 ПФР, в котором произведено уменьшение начисленных страховых взносов за период 2016 год.
По итогам камеральной проверки Управление приняло решение от 02.07.2020 N 27-06-69/066 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым были доначислены страховые взносы.
На основании статей 7 и 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) Управление посчитало невозможным принять к уменьшению суммы страховых взносов, внести соответствующие изменения в данные индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, на основании внесенной Заявителем корректировки сумм страховых взносов в том числе по кодам: по коду 423 "Оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности и штата"; по коду 413 "Оплата перерывов для кормления ребенка", осуществлено доначисление страховых взносов в пользу одного застрахованного лица.
Данное решение частично оспорено Обществом в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, действовавшего в проверяемые периоды, организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений но договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
По мнению подателя жалобы, требования не подлежали удовлетворению, поскольку определение объекта обложения страховыми взносами не зависит от характера таких выплат, требования противоречат статье 9 ФЗ N 212-ФЗ, выплаты на поиск работы связаны с трудовой функцией.
Указанные доводы несостоятельны по следующим основаниям.
Согласно статье 15 ТК РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о том, что работник лично за плату выполняет трудовую функцию.
Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.
При этом статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). При этом указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
Таким образом, законодатель выделяет два вида компенсационных выплат: компенсации, которые связаны с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда, и компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей (статья 164 ТК РФ).
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Статья 9 Закона N 212-ФЗ, предусматривающая перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, устанавливает исключения только из тех выплат, которые подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ.
Аналогичный вывод изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.10.2019 N 306-ЭС19-9697 по делу N А12-24556/2018.
В соответствии с п. 8.3. Коллективного договора на 2015-2017 ОАО "Ростелеком" работникам Общества, получившим предупреждение о предстоящем сокращении, гарантируется предоставление свободного времени для поисков новой работы (один рабочий день или одна рабочая смена в неделю, кроме ночной) с сохранением среднего заработка. Свободное время для поиска работы предоставляется Работникам Общества по их письменному заявлению, дата определяется по соглашению с Работодателем.
В ходе камеральной проверки Обществом были представлены Управлению приказы о предоставлении работникам свободного времени для поиска работы.
Ответчик посчитал, что сохранение за работником, занятым поиском новой работы в связи с сокращением штата, среднего заработка в указанный период времени, свидетельствует о том, что данный заработок должен облагаться страховыми взносами.
Вместе с тем представленные трудовые договоры, а также локальные нормативные акты Общества не включают в систему оплаты труда выплаты по коду 423. Обратное в ходе проверки Управлением не доказано.
Управлением не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что возможность реализации права работников на предоставление свободного времени для поисков новой работы поставлено в зависимость от отсутствия фактов привлечения его к дисциплинарной ответственности или может быть обусловлено достижением какого-либо производственного результата или выполнения иных трудовых показателей.
Следовательно, право работников на один оплачиваемый день для поиска работы не связано с выполняемой ими работой и не включается в систему оплаты труда, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами.
По мнению подателя жалобы, Общество необоснованно исключило из базы для начисления страховых взносов суммы оплаты перерывов сотрудников для кормления детей (по коду 413) в отношении 108 застрахованного лица, поскольку если за работником сохраняется средний заработок на время указанного перерыва, то такие выплаты непосредственно связаны с трудовыми отношениями работника и работодателя и, следовательно, являются объектом обложения страховыми взносами.
Указанные доводы несостоятельны.
Как следует из материалов дела, данные платежи имеют социальный характер и не являются платой за труд. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции управлением не было представлено никаких доказательств, подтверждающих, что они включены в систему оплаты труда Заявителя и производятся работникам в зависимости от их вклада в работу организации и ее результатов.
Из содержания статьи 9 Закона N 212-ФЗ следует, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в том числе государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 258 ТК РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.
Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.
Данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 9 закона 212-ФЗ как государственное пособие, выплачиваемое в соответствии с законодательством РФ.
Предоставление женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, оплачиваемых перерывов для кормления ребенка (детей) связано с жизненными обстоятельствами данных работников, а не с их трудовой функцией. Осуществляя оплату указанных перерывов, работодатель не платит за выполненный труд и не обеспечивает условия труда, а выполняет социальные обязательства, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации для отдельных категорий работников - лиц, имеющих детей в возрасте до полутора лет.
Вместе с тем апелляционный суд полагает обоснованным довод жалобы о том, что Обществом не доказаны основания корректировки взносов на перерывы на кормление в размере 704 руб. 42 коп. (обязательное пенсионное страхование), 163 руб. 29 коп. (обязательное медицинское страхование) (граждане Абрамов И.О., Мартынюк С.Е.).
Как следует из статьи 258 ТК РФ, разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 N 1, к лицам имеющим право на дополнительные перерывы для кормления ребенка относятся:
- женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет (работающие по совместительству);
- отцы и другие лица, воспитывающие детей без матерей.
К лицам, воспитывающих детей без матери, могут относиться отец ребенка, лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна (попечителя) несовершеннолетнего, а также иные лица с учетом конкретных обстоятельств, свидетельствующих о воспитании этими лицами ребенка, если его мать:
- умерла либо признана безвестно отсутствующей;
- лишена родительских прав (ограничена в родительских правах);
- признана недееспособной (ограниченно дееспособной) или по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка;
- отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- уклоняется от воспитания детей или защиты их прав и интересов либо отказалась взять своего ребенка из образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или аналогичной организации.
Как следует из материалов дела, Общество ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения дела в суде не представило какие-либо документы, подтверждающие наличие вышеуказанных обстоятельств (код 413) в отношении работников Абрамова И.О., Мартынюка С.Е.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает обоснованным вывод ответчика о неправомерном уменьшении страховых взносов за 2016 год на суммы оплаты перерыва для кормления ребенка в размере 704 руб. 42 коп. (обязательное пенсионное страхование), 163 руб. 29 коп. (обязательное медицинское страхование) (граждане Абрамов И.О., Мартынюк С.Е.), в связи с чем в этой части решение суда подлежит отмене, а требования отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2021 по делу N А56-90924/2020 отменить относительно признания недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга в части выводов о неправомерном уменьшении страховых взносов за 2016 год на суммы оплаты перерыва для кормления ребенка в размере 704 руб. 42 коп. (обязательное пенсионное страхование), 163 руб. 29 коп. (обязательное медицинское страхование) (граждане Абрамов И.О., Мартынюк С.Е.), а также в части предложения доначислить указанные страховые взносы.
В указанной части в требованиях отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2021 по делу N А56-90924/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-90924/2020
Истец: ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА