г. Москва |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А40-265280/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2021 по делу N А40-265280/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по г. Москве
третье лицо: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ"
о признании незаконным уведомления
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества Москвы (заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным уведомления от 09.12.2020 N КУВД-001/2020-13282898/2 (MFC-0558/2020-308511).
Решением от 12.04.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, между Департаментом городского имущества города Москвы (Департамент) и АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ" оформлен договор аренды от 20.08.2020 N М-08-055619 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0001011:6606 площадью 323 кв.м с адресным ориентиром: Москва, ш. Новокуркинское, вл. 19, Российская Федерация (Договор аренды).
Земельный участок предоставлен арендатору для эксплуатации газопровода КРП14-КРП-13.
В границах земельного участка с кадастровым номером 77:08:0001011:6606 расположен газопровод КРП-14 - КРП-13 протяженностью 33 023 м по адресу: Московская область (Одинцовский, Красногорский, Химкинский районы), принадлежащий на праве собственности АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ".
Таким образом, АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ" принадлежит исключительное право на заключение договора аренды в отношении рассматриваемого земельного участка.
Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации Договора аренды.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением в адрес Департамента направлено уведомление от 09.09.2020 N КУВД001/2020-13282898/1 о приостановлении действий по государственной регистрации Договора аренды.
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановки регистрации договора аренды, Департаментом в адрес Управления направлено письмо от 07.12.2020 N ДГИ-И-87840/20-1 с соответствующими разъяснениями.
Уведомлением от 09.12.2020 N КУВД-001/2020-13282898/2 (MFC0558/2020-308511) отказано в осуществлении действий по государственной регистрации Договора аренды, в связи с не устранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Причина отказа в государственной регистрации Договора аренды: по данным ЕГРН отсутствует связь земельного участка с объектом недвижимости, а также отсутствие сведений о расположении объекта недвижимости в границах земельного участка.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, Департамент обратился в арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальноопределенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки и отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
Таким образом, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности (Судебная практика: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.12.2019 N Ф05-22668/2019 по делу N А40-64909/2019; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.03.2019 N Ф05- 2448/2019 по делу N А40-83272/2018).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Согласно ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
- подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок: проект межевания земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, вл. 13Д утвержден в 2018 году;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; - принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка.
Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (ст. 3, ст. 4) предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы (Департаментом) и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю.
Из материалов дела следует, что АО "Газпром газораспределение" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества "Газопровод КРП-14 - КРП-13" (запись государственной регистрации от 07.04.2006 N 01/001/206-018).
Газопровод расположен на территории двух субъектов Российской Федерации - Москвы и Московской области, в связи с чем объекту присвоен кадастровый номер в кадастровом округе "Общероссийский" - 0:0:0:431.
Согласно распоряженю Департамента от 16.09.2019 N 36785 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, Новокуркинское ш., влд. 19" указанный земельный участок образован согласно проекту межевания территории квартала, утвержденному распоряжением Департамента от 05.12.2016 N 36232. и предоставляется АО "Газпром газораспределение" на праве аренды для целей эксплуатации наземного конструктивного элемента газопровода.
АО "Газпром газораспределение" проведены работы по внесению сведений в ЕГРН о земельном участке, в границах которого расположен наземный конструктивный элемент (крановая площадка N 413), являющийся неотъемлемой частью газопровода. Земельный участок 20.02.2020 поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 77:08:0001011:6606.
На основании обращения АО "Газпром газораспределение" от 02.03.2020, в порядке, установленном административным регламентом, утвержденным п. 1.15 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" Департаментом оформлен договор аренды от 20.08.2020 N М-08-055619 земельного участка с кадастровым номером 77:08:0001011:6606 для целей эксплуатации газопровода КРП14 - КРП-13 сроком до 20 марта 2069 г.
Согласно правовой позиции, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать опенку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
При этом распоряжение Департамента от 16.09.2019 N 36785 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, Новокуркинское ш., влд. 19" принято Департаментом в пределах своей компетенции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что государственный регистратор, отказывая в осуществлении государственной регистрации договора аренды по мотиву отсутствия законных оснований для предоставления земельного участка, при наличии действующего и не признанного в установленном законом порядке незаконным распоряжения Департамента от 16.09.2019 N 36785, вышел за рамки полномочий, предоставленных Федеральным законом N 218-ФЗ.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что Уведомление от 09.12.2020 N КУВД-001/2020-13282898/2 (MFC0558/2020-308511) об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации Договора аренды является незаконным, необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных Департаментом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление Росреестра по Москве произвести регистрационные действия по заявлению от 09.12.2020 N КУВД-001/2020-13282898/2 (MFC-0558/2020-308511) и представленным документам в установленном законодательством о регистрации недвижимости порядке и сроки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2021 по делу N А40-265280/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-265280/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ