г. Пермь |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А60-1564/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ушаковой Э.А.,
судей Гуляевой Е.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии:
от истца: Пантелеева Е.И., паспорт, доверенность от 11.01.2021, диплом;
от ответчика: не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Ника",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 апреля 2021 года по делу N А60-1564/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ника" (ИНН 6678099333, ОГРН 1196658008513)
к Администрации Кировского района г. Екатеринбурга (ИНН 6660011112, ОГРН 1026604971238)
о признании права на освобождение от уплаты арендной платы и об обязании произвести перерасчет арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ника (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации Кировского района г. Екатеринбурга (далее - ответчик) об освобождении ООО "Ника" от уплаты арендной платы по договору аренды муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Администрацией Кировского района г. Екатеринбурга от 25.06.2019 N 169 за период с 18.03.2020 по 17.08.2020; в случае отказа в удовлетворении требования об освобождении от уплаты арендной платы за период с 18.03.2020 по 17.08.2020 истец просил снизить размер арендной платы за указанный период на 50 % от установленного договором аренды муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Администрацией Кировского района г. Екатеринбурга от 25.06.2019 N 169 снизить размер арендной платы на 50% от суммы арендной платы, предусмотренной договором N 169 аренды муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Администрацией Кировского района г. Екатеринбурга от 25.06.2019 на период с 18.08.2020 по 19.03.2021 (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области о 08.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Истец считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Пояснил, что при вынесении решения судом не учтено, что арендатор в период с 10.04.2020 по 17.08.2020 не имел возможности использовать объект аренды по прямому назначению, прибыль истца зависит от клиентского потока, который стал невозможен при сложившихся обстоятельствах, вызванных распространением коронавирусной инфекции (2019-пСоУ) и, как следствие, введением ограничительных мер, официально деятельность ресторанов, кафе, столовых, буфетов была ограничена Указом Губернатора Свердловской области от 10.04.2020 и лишь Указом Губернатора Свердловской области от 17.08.2020 г. N 455-УГ была разрешена работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов.
Поскольку истец является микропредприятием, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, основной вид деятельности - 56.10 ОКВЭД ("Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания"), который отнесен к перечню отраслей российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, истец считает необоснованным отказ суда в снижении размера арендной платы в период с 18.03.2020 по 19.03.2021. Пояснил, что истец ввиду наличия существенных расходов на оплату коммунальных услуг, арендной платы был вынужден свести свою деятельность к обслуживанию на вынос без посещения гражданами арендуемого помещения, соответственно помещение не использовалось истцом по его прямому назначению, между тем, истец нес бремя оплаты коммунальных услуг.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Администрацией Кировского района г. Екатеринбурга (арендодатель) и ООО "Ника" (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Администрацией Кировского района города Екатеринбурга N 169 от 25.06.2019 (далее - договор), в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду муниципальное недвижимое имущество, указанное в приложении к договору (п. 1.1 договора).
В соответствии с приложением N 1 к договору объектом аренды является нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 75, цокольный этаж, помещения NN 4-27,65 (согласно выписке из технического паспорта по данным обследования ЕМУП БТИ на 26.02.2019), площадью 367,7 кв.м; назначение помещения: общественное питание; с целью размещения предприятия общественного питания - столовой, срок аренды составляет 5 лет.
Помещение было передано арендатору по акту приема-передачи от 01.07.2019.
Согласно пункту 4.1 договора аренды арендная плата составляет 119 135 руб. за месяц без учета НДС.
10.04.2020 истец направил ответчику письмо с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости перерасчета арендной платы в связи с приостановкой деятельности всех предприятий общественного питания ввиду введения на территории Свердловской области ограничительных мер, вызванных распространением короновирусной инфекции.
Между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к договору аренды N 169 от 25.06.2019, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет отсрочку на срок действия режима повышенной готовности на территории Свердловской области, установленного Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ, в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Свердловской области до 01.10.2020; отменяет начисления пеней и штрафных санкций до 01.10.2020 за несвоевременное внесение арендной платы за период с апреля по сентябрь 2020 года по договору аренды недвижимого имущества от 25.06.2019 N 169. По условиям дополнительного соглашения арендатор погашает задолженность по арендной плате за апрель - сентябрь 2020 года с 01.01.2021 равными платежами.
20.10.2020 истец вновь направил в адрес ответчика письмо с требованием об освобождении от уплаты арендной платы за период с апреля 2020 года по август 2020 года и уменьшении суммы арендной платы на 50 % с сентября 2020 года.
В ответ на обращение истца ответчик письмом от 17.11.2020 указал, что Администрация Кировского района г. Екатеринбурга не усматривает оснований для заключения дополнительного соглашения о снижении или освобождении от уплаты арендной платы по заключенному договору аренды муниципального имущества.
Ссылаясь на то, что Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" были введены ограничения относительно проведения деловых, культурных, развлекательных и иных мероприятий с числом участников более 50 человек, Указом Губернатора Свердловской области от 10.04.2020 N175-УГ была ограничена работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных организаций общественного питания (за исключением обслуживания на вынос без потребления на месте, доставки заказов, а также организаций, обеспечивающих питание работников организаций, работа которых не приостановлена (ограничена) в соответствии с настоящим Указом), деятельность, осуществляемая истцом в арендуемом помещении, была ограничена и свелась к доставке продуктов питания, к обслуживанию незначительного количества сотрудников Администрация Кировского района г. Екатеринбурга, которые не перешли на удаленную работу, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о недоказанности истцом невозможности использования арендованного имущества по назначению, учитывая, что между сторонами подписано дополнительное соглашение к договору аренды, по условиям которого арендодателем предоставлена отсрочка на срок действия режима повышенной готовности на территории Свердловской области, отменено начисление пеней и штрафных санкций до 01.10.2020 за несвоевременное внесение арендной платы за период с апреля по сентябрь 2020 года.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п. 4 ст. 614 ГК РФ, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Пунктом 1 ст. 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч. 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 19 Закон N 98-ФЗ установлено, что размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.
Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 19 Закон N 98-ФЗ).
При этом арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности (ч. 4 ст. 19 Закон N 98-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 4 по 30 апреля 2020 включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 данный срок продлен с 6 по 8 мая 2020 года включительно.
На основании Указа Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 утверждены Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3 данных Требований отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020, начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, на условиях, перечисленных в указанном пункте.
В частности, указанным в подпункте "в" пункта 3 Требований условием предусмотрено, что штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды) в связи с отсрочкой не применяются.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, обязательства сторон договора аренды считаются измененными в части предоставления арендатору отсрочки уплаты арендной платы с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации независимо от даты заключения дополнительного соглашения к договору аренды либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к заключению дополнительного соглашения к договору аренды (ответ на вопрос N 3).
Право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ и на условиях, указанных в пункте 3 Требований, имеют организации и индивидуальные предприниматели - арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Установление наличия иных дополнительных оснований или условий для предоставления отсрочки уплаты арендной платы в силу части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, в том числе невозможности пользоваться арендованным имуществом по назначению, в соответствии с положениями указанных правовых норм не требуется.
Вместе с тем, если арендодателем будет доказано, что конкретный арендатор в действительности не пострадал и с очевидностью не пострадает в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и его требования являются проявлением заведомо недобросовестного поведения (например, в случае использования им объекта аренды вопреки установленным ограничительным мерам), суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения может отказать в защите принадлежащего арендатору права полностью или частично (пункт 2 статьи 10 ГК РФ, пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") (ответ на вопрос N 4).
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 г. в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы (ответ на вопрос N 5).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, в соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерных действий его представителей.
Таким образом, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательств, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Применительно к нормам статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, руководствуясь приведенными выше нормами права и разъяснениями, учитывая, что из обстоятельств настоящего дела не следует, что истец был лишен возможности использовать арендованное помещение по назначению, что подтверждается письмом истца от 20.10.2020, направленном в адрес ответчика, в котором общество "Ника" указало, что в период с 30.03.2020 по 17.08.2020 предприятие истца обслуживало сотрудников Администрации Кировского района г. Екатеринбурга, принимая во внимание то обстоятельство, что между сторонами подписано дополнительное соглашение к договору аренды, по условиям которого арендодатель предоставил отсрочку уплаты арендной платы на срок действия режима повышенной готовности на территории Свердловской области, в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Свердловской области до 01.10.2020, отменил начисление пеней и штрафных санкций до 01.10.2020 за несвоевременное внесение арендной платы за период с апреля по сентябрь 2020 года по договору аренды; установив, что истцу, как арендатору помещения, ответчиком были предоставлены достаточные меры поддержки, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы истца о наличии оснований для освобождения истца от уплаты арендной платы по договору аренды в полном объеме, либо о снижении арендной платы в еще большем размере, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку на основании п. 2-1 Указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой короновирусной инфекции (2019- nCo V)" (в редакции от 30.03.2020 N 151-УТ) была приостановлена работа организацией общественного питания за исключением организаций, осуществляющих организацию питания для работников организаций.
В свою очередь, деятельность Администрации Кировского района города Екатеринбурга в соответствии с вышеуказанным Указом Губернатора Свердловской области не была приостановлена, ответчик подтверждает данное обстоятельство, указывая на то, что кафе истца, находящееся в здании администрации, деятельность не приостанавливало, непрерывно осуществляло питание сотрудников администрации.
Истцом не представлено доказательств того, что он был лишен возможности использовать арендованное имущество и не пользовался им (ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, правовых оснований для освобождения ООО "НИКА" от внесения арендной платы в полном объеме, равно как и для снижения арендной платы судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, с учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 апреля 2021 года по делу N А60-1564/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Э.А. Ушакова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1564/2021
Истец: ООО "НИКА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА