город Омск |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А70-2091/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5771/2021) индивидуального предпринимателя Карелина Максима Андреевича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.04.2021 по делу N А70-2091/2021 (судья Сидорова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению индивидуального предпринимателя Карелина Максима Андреевича (ОГРНИП 311723222700154, ИНН 720323272300) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1177232020811, ИНН 7203424512, адрес: 625016, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 44) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 26.01.2021 серия ТюО N000001/72,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Карелин Максим Андреевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Карелин М.А.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заинтересованное лицо, Управление, Северо-Уральское МУГАДН) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 26.01.2021 серия ТюО N 000001/72.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.04.2021 по делу N А70-2091/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии решения арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что ИП Карелин М.А. дату, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, указанные в конце протокола об административном правонарушении, не прочитал, административный орган обязан направить извещение о времени и дате рассмотрения дела по месту жительства ИП Карелина М.А.; предприниматель по телефону просил инспектора отложить рассмотрение дела в связи с нахождением в командировке, однако инспектор телефонограмму об отложении не составил. Кроме того, апеллянт обращает внимание на то, что ИП Карелин М.А. осуществлял перевозку пассажиров на основании договора фрахтования от 01.12.2020 на перевозку неопределенного круга лиц.
В письменном отзыве Управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, настаивая на том, что у предпринимателя отсутствовал список пассажиров при осуществлении перевозок по заказу по договору фрахтования, предусматривающему использование транспортного средства для перевозки определенного круга лиц.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 28.12.2020 N 5/0213 Управлением назначено проведение планового рейдового осмотра, обследования транспортных средств в процессе их эксплуатации.
В ходе планового рейдового осмотра Управлением проведен осмотр транспортного средства Мерседес Бенц Спринтер3, государственный регистрационный знак АР 684 72, принадлежащего заявителю. Должностным лицом Управления установлено отсутствие списка пассажиров при осуществлении перевозок по заказу по договору фрахтования, предусматривающему использование транспортного средства для перевозки определенного круга лиц, о чем составлен акт от 04.01.2021 N 2-р.
В отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении от 19.01.2021 N ТюО N 000569/72 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ.
26.01.2021 Управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении серия ТюО N 00001/72, которым предприниматель привлечен к ответственности по части 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ в виде предупреждения.
Указывая, что на момент проверки у заявителя имелся действующий договор фрахтования на перевозку неопределенного круга лиц, в связи с чем список пассажиров не требовался, ссылаясь на отсутствие события и состава вменяемого административного правонарушения, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
27.04.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договор перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.
В соответствии со статьей 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (пункт 4 статьи 27 Устава).
На основании статьи 3 Устава Правительство Российской Федерации постановлением от 01.10.2020 N 1586 утвердило Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила N 1586).
Согласно пункту 72 Правил N 1586 договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
В силу пункта 73 Правил N 1586 договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок посадки в транспортное средство в соответствии с пунктами 74 и 75 настоящих Правил.
Порядок идентификации лиц, имеющих право посадки в транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, определяется договором фрахтования. Такая идентификация может осуществляться в том числе на основании документов, реквизиты которых указаны на материальных носителях или в электронном виде, либо посредством использования единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации (статья 74 Правил N 1586).
Согласно пункту 75 Правил N 1586 в случае, если Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) и Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по заказу требуется формирование списка пассажиров, посадка пассажиров в транспортное средство, используемое для таких перевозок, осуществляется в соответствии с указанными списками.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 16-ФЗ в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 11 Закона N 16-ФЗ информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи, состоит, в том числе, из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении перевозок автомобильным транспортом, в том числе по заказу.
В силу части 5 статьи 11 Закона N 16-ФЗ при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата рождения; 3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); 4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); 5) дата поездки; 6) пол; 7) гражданство.
Согласно части 5.2 статьи 11 Закона N 16-ФЗ при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров по заказу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат передаче данные, предусмотренные частью 5 настоящей статьи.
Таким образом, при осуществлении перевозок автомобильным транспортом по заказу предъявление документов, удостоверяющих право пассажиров на проезд в транспортном средстве, и наличие списка пассажиров обязательно для посадки пассажиров в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки определенного круга лиц (пункты 73, 74, 75 Правил N 1586, статья 11 Закона N 16-ФЗ).
Порядок допуска лиц к посадке в транспортное средство, регламентированный пунктами 73-75 Правил N 1586, не применяется в отношении посадки пассажиров в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки неопределенного круга лиц, поскольку перевозка неопределенного круга лиц не предполагает какого-либо списка пассажиров и предъявления каких-либо документов.
Из оспариваемого постановления следует, что предпринимателю вменено нарушение Закона N 16-ФЗ, пунктов 73, 74, 75 Правил N 1586, выразившееся в том, что перевозка пассажиров по заказу по договору фрахтования, предусматривающему использование транспортного средства для перевозки определенного круга лиц, осуществлялась без предъявления списка пассажиров.
Оспаривая законность привлечения к административной ответственности, предприниматель указал, что предъявление списка пассажиров не требовалось, поскольку ИП Карелиным М.А. заключен договор фрахтования от 01.12.2020 N 03 на перевозку неопределенного круга лиц, представленный в материалы дела.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что событие вменяемого административного правонарушения доказано, поскольку согласно пояснениям, указанным в протоколе об административном правонарушении, предприниматель исходил из необходимости представления списка пассажиров, а договор от 01.12.2020 N 03 не относим к осуществлению перевозки пассажиров по путевому листу от 04.01.2021 N 805.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи (статья 71 АПК РФ), апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции не исследованы в полном объеме обстоятельства, необходимые для установления события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ.
Так, согласно пункту 1.1 договора фрахтования от 01.12.2020 N 03, заключенного между ИП Карелиным М.А. (фрахтовщик) и ИП Поплавских А.В. (фрахтователь), фрахтовщик предоставил фрахтователю во временное пользование за плату Мерседес Бенс Спринтер3, 2009 г.в., государственный регистрационный знак АР684 72, количество посадочных мест 20 (далее - транспортное средство).
В пункте 1.2 договора от 01.12.2020 N 03 предусмотрено, что фрахтовщик обязался осуществлять перевозку неопределенного круга лиц в соответствии с маршрутом движения (место посадки и высадки, часы подачи транспорта к месту посадки), определенным в Приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью договора.
Согласно Приложению N 1 к договору от 01.12.2020 N 03 (график перевозок) место подачи транспортного средства (место высадки пассажиров): с. Каскара, ост. ул. Ленина (08 час. 50 мин.), ост. Площадь Памяти (09 час. 30 мин.), ул. Республики, д. 159, гост. "Восток" (09 час. 40 мин.,), ост. Кросно (09 час. 50 мин.); место назначения (место высадки пассажиров): УГМК (10 час. 10 мин.).
В материалы дела представлен путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя от 04.01.2021 N 805, в котором указан заказчик - ИП Поплавских А.В., маршрут движения: Каскара - УГМК-СТАЛЬ.
Из представленных в материалы дела доказательств не следует обстоятельство того, что договор фрахтования заключен на перевозку определенного круга лиц.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что ИП Поплавских А.В., с которым заключен договор фрахтования от 01.12.2020 N 03, по поводу условий данного договора и порядка перевозки не опрошен, какие-либо объяснения фрахтователя, пассажиров транспортного средства, вопреки доводам Управления, в материалах дела отсутствуют; административным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что круг лиц пассажиров был определен.
Таким образом, из материалов дела не усматривается то обстоятельство, что осуществлялась перевозка людей, личности которых были определены, каким-либо образом идентифицированы.
При таких обстоятельствах, поскольку условиями договора от 01.12.2020 N 03 предусмотрена перевозка неопределенного круга лиц, административным органом не доказана необходимость наличия списка пассажиров.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что критически относясь к представленному заявителем договору, административный орган и суд первой инстанции, тем не менее, не установили условиями какого договора был определен круг лиц пассажиров, в каком порядке и на каких условиях осуществлялась посадка пассажиров в транспортное средство, как осуществлялась их идентификация водителем.
Ссылка Управления на то, что в пояснениях к протоколу об административном правонарушении предприниматель отметил, что проверка была начата до выезда пассажиров по маршруту, список пассажиров был в стадии формирования, не может быть поставлена в вину ИП Карелина М.А. в отсутствие относимых, допустимых, достаточных доказательств того, что список действительно должен был быть сформирован в соответствии с условиями перевозки по договоренности с заказчиком.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Северо-Уральским МУГАДН не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ, что является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Между тем довод подателя жалобы о ненадлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (26.01.2021 в 09 час. 00 мин. по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 44, 4 этаж, каб. N 10) указаны в протоколе об административном правонарушении от 19.01.2021 N ТюО N 000569/72, составленном в присутствии предпринимателя, которому разъяснены права и обязанности в соответствии с нормами КоАП РФ. Указанный протокол вручен ИП Карелину М.А. 19.01.2021. Таким образом, предприниматель располагал сведениями о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении посредством ознакомления с протоколом об административном правонарушении, что не противоречит КоАП РФ. Последний не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.04.2021 по делу N А70-2091/2021 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, апелляционная жалоба предпринимателя - удовлетворению.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.04.2021 по делу N А70-2091/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные индивидуальным предпринимателем Карелиным Максимом Андреевичем, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить вынесенное Северо-Уральским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта постановление по делу об административном правонарушении от 26.01.2021 серия ТюО N 000001/72 о привлечении индивидуального предпринимателя Карелина Максима Андреевича к административной ответственности по части 4 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети 2Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2091/2021
Истец: ИП Карелин Максим Андреевич
Ответчик: СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА