город Томск |
|
9 июля 2021 г. |
Дело N А27-4457/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.Н.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гребенюк Е.И., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-5556/2021) на решение от 21.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4457/2021 (судья Камышова Ю.С.), по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N4 по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1114217002833, ИНН 4217424242, г. Новокузнецк, ул. Кутузова (Центральный р-н), дом 35) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (ОГРН 1174205016864, ИНН 4217184142, г. Новокузнецк, ул. Запорожская (Центральный р-н), дом 71) о признании незаконным решения N 052S19210003101 от 02.03.2021 в части.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Бочкарева М.Р. - доверенность от 26.03.2020
от заинтересованного лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области - Кузбассу (далее - заявитель, Инспекция, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - заинтересованное лицо, Управление, Пенсионный фонд) о признании незаконным решения N 052S19210003101 от 02.03.2021 в части размера штрафа, снизив его размер с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.04.2021 решение Управления от 02.03.2021 N 052S19210003101 "о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в части начисления штрафа в размере 122 000 руб. признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, пенсионный фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что заявитель знал о необходимости представления и обязан был представить сведения о застрахованных лицах в установленный законом срок; предусмотренная процессуальным законом совокупность условий для признания решения Управления незаконным отсутствует; Федеральным законом N 27-ФЗ не предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения, следовательно, уменьшить размер штрафных санкций не представляется возможным.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв приобщен к материалам дела.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 18.01.2021 с нарушением установленного срока Инспекцией в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период декабрь 2020 года на 247 застрахованных лиц.
20.01.2021 страхователем представлена форма СЗВ-М (отменяющая) за отчетный период декабрь 2020 года на 1 застрахованное лицо.
Пенсионный фонд, установив факт непредставления Инспекцией в установленный срок сведений за декабрь 2020 года в отношении 246 застрахованных лиц, вынес решение N 052S19210003101 от 02.03.2021 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 123 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, инспекция обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, установив факт совершенного Инспекцией правонарушения, пришел к выводу, что при принятии решения о привлечении к ответственности Управлением не были приняты во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем, руководствуясь частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положениями постановлений от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 14.07.2003 N 12-П Конституционного Суда Российской Федерации, посчитал возможным снизить размер штрафа, назначенного Инспекции за совершенное правонарушение, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27- ФЗ, до 1 000 руб.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Инспекция является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Нарушение страхователем срока представления сведений за отчетный период - декабрь 2020 года на 246 застрахованных лиц, подтверждается материалами дела и Инспекцией не оспаривается.
Инспекция просила учесть в качестве смягчающих ответственность обстоятельств следующее:
- факт нарушения и наличие вины признаются страхователем;
- отсутствовал умысел в совершении нарушения;
- период просрочки составляет 1 рабочий день, то есть является незначительным;
- отсутствуют негативные последствия в виде причинения ущерба бюджету;
- Инспекцией предприняты меры по недопущению подобных нарушений в дальнейшем (проведена разъяснительная работа с сотрудниками, ответственными за своевременное представление сведений);
- социально значимый характер деятельности налогового органа;
- осуществление благотворительной деятельности.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание незначительный период просрочки (1 рабочий день), социальную значимость функций и деятельности Инспекции, отсутствие умысла на совершение правонарушения и причиненного ущерба бюджету (обратного не доказано), несоответствие размера штрафа тяжести совершенного правонарушения, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, которыми согласно Постановлениям Конституционного суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П и от 14.07.2005 N 9-П должны отвечать санкции штрафного характера, пришел к законному и обоснованному выводу о возможности снижения назначенного Инспекции штрафа до 1 000 руб.
Доводы Управления о том, что Федеральным законом N 27-ФЗ не предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения, следовательно, уменьшить размер штрафных санкций не представляется возможным подлежат отклонению в силу нижеследующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 19.01.2016 N 2-П указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Определенная судом первой инстанции сумма штрафа соответствует общим принципам и целям наказания, тяжести и характеру совершенного нарушения, достаточна для реализации превентивного характера штрафных санкций.
Снижение судом первой инстанции размера финансовых санкций не было произвольным, произведено с учетом конкретных обстоятельств дела, действующих норм права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем доводы Управления об отсутствии условий для признания решения Пенсионного фонда незаконным апелляционным судом отклоняются ввиду их несостоятельности.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4457/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4457/2021
Истец: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокузнецке