г. Самара |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А65-31180/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Корстон-Казань"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2021 года по делу N А65-31180/2020 (судья Мубаракшина Э.Г.),
по иску Муниципального унитарного предприятия "Водоканал", г.Казань, (ОГРН 1021602830370, ИНН 1653006666)
к Обществу с ограниченной ответственность "Корстон-Казань", г.Казань, (ОГРН 1021602856186, ИНН 1655059173)
о взыскании 1 567 188 рублей 42 копеек долга,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Обществу с ограниченной ответственность "Корстон-Казань" (далее - ответчик) о взыскании 1 567 188 рублей 42 копеек долга.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены, с Общества с ограниченной ответственность "Корстон-Казань" в пользу Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" взыскано 1 567 188 рублей 42 копеек долга, 28 627 рублей в счет возмещения расходов по государственной пошлине.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2021 года по делу N А65-31180/2020 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
От подателя жалобы поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В материалы дела от истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых МУП "Водоканал" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2021 года по делу N А65-31180/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01 июля 2007 года между истцом и ответчиком заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 5/777.
В соответствии с условиями договора, МУП "Водоканал" обязуется осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
МУП "Водоканал" произведен контроль качества сточных вод путем отбора проб из контрольного канализационного колодца выпуск N 1, о чем составлен акт отбора проб N 28 ПС от 23.01.2019.
По результатам лабораторного анализа отобранных проб выявлено превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, что подтверждается протоколом анализа N 39 ПС от 13.02.2019.
Согласно исковому заявлению, на основании протоколов анализов МУП "Водоканал" произвело расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 составила 1 490 278 рублей 20 копеек, и за сброс загрязняющих веществ сверхустановленных нормативов за период 01.01.2019 по 31.03.2019 составила 76 910 рублей 22 копейки.
На основании расчетов ответчику выставлены счета N 2124 от 30.03.19 на сумму 76 910 рублей 22 копейки, N 2125 от 30.03.19 на сумму 1 490 278 рублей 20 копеек.
Общая сумма задолженности составляет 1 567 188 рублей 42 копейки.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 3 ноября 2020 года оставлена без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в суд с исковым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Отношения сторон возникли в сфере энергоснабжения, к которой относится поставка холодной питьевой воды, и возмездного оказания услуг по приемке сточных вод. Данные отношения регулируются Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" N 416-ФЗ от 07.12.2011, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 которого, к договору водоснабжения и водоотведения применяются положения договора об энергоснабжении и о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ, а также рядом подзаконных судебных актов, в том числе: Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением правительства N N644 от 29.07.2013, правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 776 от 04.09.2013.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 307, 309, 310 ГК РФ).
По статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом согласно статьям 781, 782 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные услуги в сроки и порядке, указанном в договоре, односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг не допускается.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила от 29.07.2013 N 644), регулируют отношения между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение).
В соответствии с пунктом 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, абонент должен обеспечивать и проводить лабораторный контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля.
На основании пункта 111 Правил от 29.07.2013 N 644 Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 113 Правил от 29.07.2013 N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
В соответствии пунктом 114 Правил от 29.07.2013 N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N3.
За негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведение (за превышение максимально допустимых концентраций (МДК) начисление производится на основании Раздела VII Правил от 29.07.2013 N 644:
в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
в случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Порядок отбора контрольной пробы сточных вод, проведение анализов контрольных проб определен пунктами 64, 65, 67, 69, 70, 71 действующих Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167.
Пунктом 27 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 525 от 21.07.2013 г. (далее Правила N 525) установлено, что по результатам отбора сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в Приложении N 2 указанного постановления, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Согласно пунктам 19, 22, 27 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Отбор проб сточных вод производится из контрольных канализационных колодцев. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в приложении N 2.
В соответствии с абзацем 5 и 6 пункта 2 Правил N 644 "контрольная проба" - проба сточных вод, принимаемых от абонентов (включая сточные воды транзитных организации) в централизованную систему водоотведения, отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава и свойств таких сточных вод; "контрольный колодец" - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
В соответствии со статьями 307 - 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с пунктом 66 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
С учетом изложенного, факт сброса сточных вод ответчиком с превышением содержания загрязняющих веществ должен быть подтвержден в том числе и актами отбора проб сточных вод, отобранных в контрольно-канализационных колодцах, подписанными представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
В соответствии с правилами N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (глава 7), истцом в контрольном канализационном колодце ХБК N 3 ответчика произведен отбор проб воды в присутствии представителя ответчика, что отражено в акте N 28 Пс от 23.01.2019.
По результатам лабораторного анализа отобранных проб выявлено превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, что подтверждается протоколом анализа N 39 ПС от 13.02.2019.
Опломбированные пробы лабораторией получены и приняты к исполнению 23.01.2019.
Согласно журналам регистрации результатов анализов, все анализы были проведены 23.01.2019, о чем имеются соответствующие записи.
В силу пункта 65 Правил пользования системами коммунальное водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее Правила N 167), Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 517 от 03.04.2006 г.;
требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее Правила N 644).
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями водопроводно-канализационного хозяйства двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод (за сброс загрязняющих веществ в сети горканализации сверх установленных нормативов), порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
На основании подпункта "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
На основании пункта 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 указанных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
По результатам лабораторных анализов отобранных проб выявлено превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
На основании протоколов анализов МУП "Водоканал" произвело расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 составила 1 490 278 рублей копеек и за сброс загрязняющих веществ сверхустановленных нормативов за период 01.01.2019 по 31.03.2019 составила 76 910 рублей 22 копейки.
На основании расчетов ответчику выставлены счета N 2124 от 30.03.19 на сумму 76 910 рублей 22 копейки, N 2125 от 30.03.19. на сумму 1 490 278 рублей 20 копеек.
Задолженность ответчика перед истцом за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ сверхустановленных нормативов составляет 1 567 188 рублей 42 копеек.
В своих доводах ответчик ссылается на то, что МУП "Водоканал" в нарушение норм пункта 21 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 не уведомило ООО "Корстон-Казань" о проведении отбора проб сточных вод.
Вместе с тем, в материалах дела содержится уведомление от 23.01.2019 года о проведении отбора сточных вод из контрольного(ых) колодца(ев) 23.01.2019, согласно которому, уведомление получил инженер Зинатуллин И.Р.
Ответчик указывает, что Акт N 28 ПС подписан представителем абонента - Зинатуллиным И.Р. - начальником котельной, не уполномоченным в силу занимаемой должности обладать достаточным уровнем знаний для представления интересов абонента, а также не имеющим право подписи на документах от имени ООО "Корстон-Казань".
Оценивая данный довод, суд правомерно указал, что законом обязанность по обеспечению явки своего представителя при проведении проверок и по наделению полномочий направленного представителя лежит на ответчике. Более того, неявка представителя к месту проведения проверки не является основанием для неосуществления инспекционных мероприятий и оформления акта обследования.
Вопреки доводам ответчика, полномочия Зинатуллина И.Р. явствовали для истца из обстановки. У представителей МУП "Водоканал", проводивших отбор, не имелось оснований сомневаться в полномочиях лица, получившего извещения о проверки и лица, обеспечившего явку при проведении отбора проб. При этом, Зинатуллин И.Р. каких-либо возражений при проведении отбора проб и составлении спорного акта, не заявил, в акте от 23.01.2019 проставил подпись. Ответчик с заявлением о самоуправных действиях со стороны Зинатуллина И.Р. в органы внутренних дел не обращался.
Кроме того, обязательное предоставление МУП "Водоканал" документа, подтверждающего полномочия лица, присутствовавшего при составлении акта (доверенности, удостоверения и т.д.) ни действующим законодательством, ни условиями договора водоснабжения и водоотведения не предусмотрено.
Акт отбора проб составлен в присутствии представителя ответчика, в связи с чем, он имел возможность представить возражения относительно обстоятельств составления акта и представить соответствующие доказательства в подтверждение возражений.
Оспариваемый акт содержит все необходимые сведения о потребителе, о методе отбора проб, о виде пробы, о количестве резервных проб. Проверка проведена в присутствии представителя потребителя ответчика, подписавшего акт без замечаний и возражений ни непосредственно при его подписании, ни после направления в его адрес претензии. Обратное материалами дела не подтверждено.
В ходе судебного заседания 9 марта 2021 года представителем ООО "Корстон-Казань" представлен протокол результатов измерений проб воды ООО "АЛ "Экомониторинг" N 13-В/2019д по жирам, фосфат-иону, аммоний-иону, приобщенный к материалам дела.
Вместе с тем, ответчиком доказательств направления Протокола N 13-В/2019д в адрес МУП "Водоканал" не представлено.
Сопроводительным письмом от 08.02.19 N 12-494-2019 в адрес предприятия направлялся протокол результатов измерений проб воды ООО "АЛ "Экомониторинг" N 13-В/2019 по ХПК, БПК, АПАВ.
Результаты измерений проб воды, отраженный в протоколе ООО "АЛ "Экомониторинг" N 13-В/2019 учитывались истцом при проведении расчетов платежей за сброс загрязняющих веществ и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.
На основании вышеизложенного, протокол N 13-В/2019д не может быть учтен при проведении расчетов.
Согласно пункту 33 Правил N 525 параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также веществ, не смешивающихся с водой (жиры).
Согласно пункту 40 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" журнал контроля сточных вод велся МУП "Водоканал" в электронном виде.
В соответствии с пунктом 41 Правил N 525 организация, осуществляющая водоотведение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом.
ООО "Корстон-Казань" сопроводительным письмом от 14.02.19 направлен протокол анализа, содержащий результаты проведенных исследований, получение подтверждается входящим штампом ответчика.
Таким образом, утверждение ответчика о том, что направляемый истцом документ должен называться "выписка из журнала контроля сточных вод", признано судом ошибочным, поскольку пунктом 41 Правил N 525 не утверждена соответствующая форма выписки.
В документах, направленных ответчику в том числе, протоколе анализа, расчетах платежей, акте отбора, рабочих журналов содержится вся необходимая информация, в том числе о месте отбора проб, объеме сточных вод, фактической концентрации загрязняющих веществ, фактическом сбросе загрязняющих веществ, нормативах допустимых сбросов, сведения о декларации о составе и свойствах сточных вод, кратности превышения.
Ответчик указывает, что МУП "Водоканал", руководствуясь пунктом 42 Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" должно было в случаях нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы организация, осуществляющая водоотведение, информировать об этом территориальный орган в течение 24 часов со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.
Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 393 "Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N393) определяет порядок установления нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения (далее - нормативы допустимых сбросов) и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" (далее - Постановление N230).
Согласно пункт 2 Постановления N 230 и пункта 1 Правил N 393 нормативы допустимых сбросов устанавливаются абонентам, чей среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет более 200 куб.м. в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Среднесуточный объем сточных вод ответчика составлял менее 200 куб.м, следовательно нормативы допустимых сбросов и лимиты ООО "Корстон-Казань" не устанавливались.
Довод ответчика о непринятии истцом декларации о составе и свойствах сточных вод на 2020 год, судом обоснованно отклонен, поскольку в настоящем деле спорный период времени иной с 01.01.2019 по 31.03.2019.
В силу пункта 127 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию водопроводно-канализационного ходатайства.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Поскольку расчет произведен истцом в соответствии с пунктом 123(4) Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Постановлением Правительства России от 22 мая 2020 года N728 изменен с 03.06.2020), наличие задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сброс загрязняющих веществ сверхустановленных нормативов за период времени с 01.01.2019 по 31.03.2019 подтверждается материалами дела, суд пришел к верному выводу об удовлетворении требования о взыскании 1 567 188 рублей 42 копеек.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом.
Согласно пункту 37 Правил N 525 в случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.
08.02.2019 г. ответчик получил результаты анализа параллельной пробы, выполненных ООО АЛ "Экомониторинг" по договору с ООО "Корстон-Казань".
14.02.201919г. ответчику сопроводительным письмом направлен протокол анализа базовой лаборатории МУП "Водоканал", содержащий результаты проведенных исследований, получение подтверждается входящим штампом ответчика.
Таким образом, ответчику были известны результаты анализа контрольной и параллельной пробы. Заявлений от ответчика о необходимости проведения анализа резервной пробы в адрес истца не поступало. Следовательно, довод об отсутствии возможности проведения анализа резервной пробы является несостоятельным.
Доводы ответчика об отсутствии в акте отбора проб N 28 ПС от 23.01.2019 указаний о состоянии контрольных пломб, номерах резервных проб опровергается материалами дела. В акте было указано, что контрольные пломбы не нарушены, на первой странице акта указаны номера резервных проб (48715425, 48715467, 48715470).
Поскольку ответчик не заявлял о необходимости проведения анализа резервных проб, резервные пробы для проведения анализа не передавались и данная графа акта заполнению не подлежала.
Относительно наличия исправлений в акте отбора, апелляционный суд отмечает, что они не могут влиять на достоверность анализа. Представитель ответчика присутствовал при процедуре отбора, акт отбора подписал, возражений относительно количества емкостей не заявлял.
В документах, направленных ответчику в том числе, протоколе анализа, расчетах платежей, акте отбора, рабочих журналов содержится вся необходимая информация, в том числе о месте отбора проб, объеме сточных вод, фактической концентрации загрязняющих веществ, фактическом сбросе загрязняющих веществ, нормативах допустимых сбросов, сведения о декларации о составе и свойствах сточных вод, кратности превышения. Таким образом, все необходимые сведения ответчику были предоставлены.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - ответчика по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2021 года по делу N А65-31180/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31180/2020
Истец: МУП "Водоканал", г.Казань
Ответчик: Общество с ограниченной ответственность "Корстон-Казань", г.Казань