город Ростов-на-Дону |
|
09 июля 2021 г. |
дело N А53-40821/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ОАО "Донречфлот": представитель Стратович А.М., по доверенности от 19.01.2021, паспорт;
от Navigator Shipping Limited: представитель Коржинская О.В., апостиль от 10.07.2019, доверенность от 08.07.2019, удостоверение адвоката;
от ООО "Абсолют Страхование": представитель Шиликова Н.Ю., по доверенности от 19.01.2021, паспорт;
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Донречфлот"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.12.2020 по делу N А53-40821/2019
по иску Navigator Shipping Limited
к открытому акционерному обществу "Донречфлот" (ИНН 6167038154,
ОГРН 1026104158080)
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Абсолют Страхование" (ИНН 7728178835, ОГРН 1027700018719), акционерного общества "Альфастрахование" (ИНН 7713056834, ОГРН 1027739431730), Южного Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН: 6167102480, ОГРН: 1096167000863)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Navigator Shipping Limited (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Донречфлот" (далее - ответчик, ОАО "Донречфлот") 9 604 730, 58 руб. убытков.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Navigator Shipping Limited уточнило исковые требования и просило взыскать с ОАО "Донречфлот" в пользу Navigator Shipping Limited убытки, причиненные виновными действиями в результате аварии, в том числе сумму 3 866 765 руб. 14 коп., непокрытые страховым возмещением стоимость услуг по выполнению работ буксирами по снятию с мели т/х "LAVR", стоимость услуг водолазов, аренда плавкрана, внеочередное освидетельствование т/х "LAVR" в связи с аварийным происшествием, открытие/закрытие границы, в связи с аварийным происшествием и простой судна т/х "LAVR" в размере 40 083,33 долл. США, что на дату подписания настоящего заявления исходя из курса 1 доллара 78,55 рублей эквивалентно сумме 3 148 546 рублей (т. 2 л.д. 41-42).
К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Абсолют Страхование", акционерное общество "Альфа-Страхование", Южное Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2020 исковые требования удовлетворены. С ОАО "Донречфлот" в пользу Navigator Shipping Limited взысканы денежные средства в размере 9 604 730, 58 руб.
С ОАО "Донречфлот" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 71 024 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Донречфлот" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Navigator Shipping Limited указывает на то, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, за исключением допущенной технической ошибки в резолютивной части решения в указании суммы в размере 9 604 730, 58 рублей вместо 7 015 311 рублей 14 копеек.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Абсолют Страхование" просит отменить решение суда полностью и в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 28.06.2021 в связи с нахождением судьи Ефимовой О.Ю. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Navigator Shipping Limited представила во исполнение определения суда апелляционной инстанции доказательства направления ООО "Абсолют Страхование" и ОАО "Донречфлот" по адресам электронной почты и почтой всех документов, представленных суду апелляционной инстанции в обоснование взыскиваемой суммы.
Суд приобщил указанные документы к материалам дела.
Представители ООО "Донречфлот" и ООО "Абсолют Страхование" доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. Представитель Navigator Shipping Limited возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение суда надлежит изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.07.2018 в 06.50, по распоряжению службы капитана морского порта Азов позывной "Азов-трафик-контроль" барже-буксирный состав: МБ "ПРИБОЙ" с баржей "Д4007М" (далее - состав) встал на якоря на 3178 км реки Дон, в границах рейда N 5 морского порта Азов, носом вниз по течению в ожидании осмотра службы капитаном морского порта Азов. Кормовой и носовой якоря отданы на 1 смычку. Грунт в месте стоянки - ил.
В 18.00 на борт т/х "LAVR", стоявшего на якорях для осуществления лоцманской проводки прибыл лоцман ООО "Аквалайнс". Капитан ознакомил лоцмана с основными характеристиками судна, лоцман согласовал с капитаном план предстоящей лоцманской проводки.
В это время капитан состава доложил в Азов-Трафик-контрояь, что состав периодически срывает с якорей, в результате Состав незначительно дрейфует вниз по течению.
В 18.20 капитан состава запросил помощи у буксира "Портовый-22" для смены составом места якорной стоянки и постановки состава носом против течения.
В 18.40 с разрешения службы капитана морского порта Ростов-на-Дону позывной "Трафик контроль" и "Азов-трафик-контроль" т/х "LAVR" начал движение с Нижнегниловского рейда морского порта Ростов-на-Дону вниз по течению на выход в море.
В 20.00 т/х "LAVR" прошел 3149,7 км реки Дон. На судне произошла смена вахты: капитан сменил старшего помощника капитана, матрос сменил матроса. В процессе смены вахты проверены радионавигационные приборы, рулевое управление, главные двигатели, связь/аварийная связь. Все системы находились в исправном состоянии. Получено разрешение на движение от "Азов-трафик-контроль", Радиовахта на 16 и 71 канале.
В 21.25 для оказания помощи в выполнении разворота, к составу подошел буксир "Портовый-22". С левого борта, в район носовой скулы баржи подан буксирный конец длиной 25-30 метров, который закреплен на гаке буксира "Портовый-22".
В 21.31 капитан МБ "ПРИБОЙ" на 16 канале УКВ радиостанции сообщил проходящим судам о том, что состав намеревается делать разворот в районе пятого рейда.
В ответ на полученное сообщение, на связь с МБ "ПРИБОЙ" вышел т/х "БРЮХОВЕЦКИЙ", сообщивший о том, что судно проходит Узякский перекат. Капитан МБ "ПРИБОЙ" сообщил, что будет пропускать идущие сверху суда и запросил в эфире информацию о количестве судов, идущих на выход в море. В соответствии с запросом, капитаном МБ "ПРИБОЙ" от т/х "ВОЛГО-БАЛТ 220" принята информация о том, что судно заходит на Узякский перекат и идет за т/х "БРЮХОВЕЦКИЙ", а за т/х "ВОЛГО-БАЛТ 220" следует т/х "LAVR".
В 21.32 лоцман т/х "LAVR", на 16 канале УКВ радиостанции, объявил о подходе судна сверху, к рейду N 3 морского порта Азов.
В 21.34 проходя 3174 км реки Дон лоцман т/х "LAVR" заранее на 16 канале УКВ радиостанции сообщил о заходе на перекат Узякcкий/
В 21.58 капитан МБ "ПРИБОЙ" сообщил о том, что буксир намеревается делать разворот на рейде N 5. В сообщении отсутствовала информация о том, что осуществлять разворот будет состав: МБ "ПРИБОЙ" счаленный с баржей "Д 4007-М", при помощи буксира "ПОРТОВЫЙ-22".
После прохода т/х "ВОЛГО-БАЛТ 220" места стоянки состава, капитан МБ "ПРИБОЙ" на 6 канале УКВ Радиостанции дал указание буксиру "ПОРТОВЫЙ-22" о начале выполнения разворота состава.
В это время, на 16 канале УКВ радиостанции, т/х "LAVR" сообщил о том, что судно зашло на Узякский перекат морского порта Азов.
В 22.06 состав начал разворот на месте, путем буксировки носа баржи буксиром "Портовым-22" под углом 90-110° к борту.
В 22.09 т/х "LAVR" прошел Узякский перекат 3176 км реки Дон. На ходовом мостике судна находились: капитан, осуществлявший управление судном у пульта управления режимами работы главного двигателя, вел визуальное наблюдение, использовал РЛС; старший помощник капитана - вел визуальное наблюдение, осуществлял контроль за местоположением судна и обеспечивал связь; вахтенный матрос - находился на руле, лоцман - находился в левой части мостика, обеспечивал безопасное плавание судна, вел визуальное наблюдение, использовал РЛС. На бак судна, в качестве вперед смотрящего и для подготовки к отдаче якорей, направлен боцман.
В 22.18 т/х "LAVR" следовал в районе 3177,4 км реки Дон. Капитаном, и лоцманом судна, на дистанции 833 м, визуально обнаружен состав, перекрывший фарватер и находящийся без движения, под углом около 30 градусов к оси фарватера (судового хода).
Капитан т/х "LAVR" изменил режим работы главного двигателя на задний ход, судно начало разворачивать вокруг центра вращения судна: нос начал уходить вправо, а корма - влево.
С целью прекращения вращения судна т/х "LAVR" капитан, используя последовательное изменение режимов работы главных двигателей на "задний ход" и "стоп", управляя рулем, прекратил вращение судна. Судно стало снижать скорость, но при этом разворот судна прекратился.
В 22.21 т/х "LAVR" находился на 3177,9 км реки Дон. Дистанция, до МБ "ПРИБОЙ" составляла 629 м. Капитан во избежание столкновения с составом, находящемся в том же положении, без движения, принял решение уйти за правую границу фарватера. Используя изменения режимов работы главных двигателей с "заднего хода" на "передний ход", капитан т/х "LAVR" изменил курс судна влево.
В 22.22.30 т/х "LAVR" пересек правую границу фарватера.
В 22.23.47 т/х "LAVR", на дистанции 2-5 м от носа баржи "Д4007", прошел находившийся в прежнем положении, перекрывший судовой ход состав.
В 22.24.11 т/х "LAVR", уходя от столкновения сел на мель.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Компании Navigator Shipping Limited убытков.
В силу части 1 статьи 3 Кодекса Торгового мореплавания Российской Федерации, установленные данным Кодексом, правила распространяются на суда внутреннего плавания во время их плавания по морским путям, а также при их столкновении с морскими судами.
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены в главе 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и главе 17 КТМ РФ.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2).
Основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков является совокупность условий: факт их причинения, документально подтвержденный размер убытков и наличие причинно-следственной связи между понесенными убытками и нарушением.
При этом, для взыскания убытков, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации должник в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации должник). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации должник). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из статьи 310 КТМ РФ следует, что при столкновении морских судов убытки, причиненные таким судам, а также грузам или иному имуществу, возмещаются в соответствии с правилами, установленными главой 17 "Возмещение убытков от столкновения судов" названного Кодекса.
Указанные правила применяются и в случае, если убытки причинены одним судном другому судну или находящимся на нем людям, а также грузу или иному имуществу выполнением или невыполнением маневра либо несоблюдением правил плавания, если даже при этом не произошло столкновение судов (абзац второй пункта 1 статьи 310 КТМ РФ).
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как и любая форма гражданско-правовой ответственности, возмещение убытков является результатом правонарушения и имеет место только тогда, когда поведение должника носит противоправный характер. При этом, юридическое значение имеет только прямая (непосредственная) причинная связь между противоправным поведением должника и убытками кредитора. Прямая (непосредственная) причинная связь имеет место тогда, когда в цепи последовательно развивающихся событий между противоправным поведением лица и убытками не существует каких-либо обстоятельств, имеющих значение для гражданско-правовой ответственности. То есть для взыскания убытков, лицо, чье право нарушено, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обстоятельства, наличие причинной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками в размере убытков.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Аналогичное правило содержится и в статье 312 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Согласно части 3 указанной статьи арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Частью 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, выработанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 2929/11, с учетом положений части пятой статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации объективная сложность доказывания убытков и их размера, равно как и причинно-следственной связи, не должна снижать уровень правовой защищенности участников гражданских правоотношений при необоснованном посягательстве на их права. Суд не может полностью отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства. Полный отказ в иске нарушает конституционный принцип справедливости и лишает истца возможности восстановления его нарушенных прав.
Верховный суд Российской Федерации в пункте 13 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что суд первой инстанции рассмотрел требования Компании Navigator Shipping Limited без учета ходатайства об уточнении исковых требований, принятых судом к рассмотрению, в котором компания просила взыскать с ОАО "Донречфлот" в пользу Navigator Shipping Limited убытки, причиненные виновными действиями в результате аварии, в том числе сумму 3 866 765 руб. 14 коп. (непокрытые страховым возмещением стоимость услуг по выполнению работ буксирами по снятию с мели т/х "LAVR", стоимость услуг водолазов, аренда плавкрана, внеочередное освидетельствование т/х "LAVR" в связи с аварийным происшествием, открытие/закрытие границы в связи с аварийным происшествием) и простой судна т/х "LAVR" в размере 40 083,33 долл. США (что на дату подписания настоящего заявления исходя из курса 1 доллара 78,55 рублей эквивалентно сумме 3 148 546 рублей), ссылаясь на то, что авария признана АО "АльфаСтрахования" страховым случаем и произведено страховое возмещение в сумме 66 291, 61 долларов США (с учетом предусмотренной договором страхования N Z697R/048/00074/18 франшизы) из 115 340 долларов США.
В связи с тем, что посадка т/х "LAVR" на мель признана АО "АльфаСтрахования" страховым случаем, произведено страховое возмещение в сумме 66 291, 61 долларов США (с учетом предусмотренной договором страхования N Z697R/048/00074/18 франшизы) из 115 340 долларов США.
При расчете страхового возмещения истцом АО "АльфаСтрахования" представлялись следующие документы на сумму 115 340 долларов США: окончательный дисбурсментский счет N 00000693 от 06 августа 2018 года, ООО МА "Река-Море" на сумму 4,667,550.00 руб. (счет за услуги буксиров по снятию судна с мели в период с 27 по 30 июля 2018 г., а также за аренду барже-буксирного состава в целях обеспечения погрузочно-разгрузочных работ, необходимых для снятия т/х "LAVR" с мели. Все расходы, указанные в рассматриваемом дисбурсменстком счете, необходимы для проведения операций по снятию судна с мели). Оплата указанного счета была произведена частями в следующие даты:
30 июля 2018 года - курс ЦБ РФ = 62,9726 руб./ USD
31 июля 2018 года - курс ЦБ РФ = 62,7805 руб. / USD 02 августа 2018 года - курс ЦБ РФ = 62,5590 руб. / USD 19 сентября 2018 года - курс ЦБ РФ = 67,7519 руб. /USD.
Окончательный дисбурсментский счет N 00000704 от 06 августа 2018 года, ООО МА "Река-Море" 2 382 690, 00 руб. (счет за услуги буксиров, аренду плавкрана и баржи в период со 2 по 5 августа 2018 года в целях осуществления погрузочно-разгрузочных работ части груза с борта/на борт т/х "LAVR" для безопасного снятия судна с мели).
Счет N 18.02454/185 от 31 июля 2018 года, ФАУ "Российский морской регистр судоходства" 508.00 EUR (расходы на внеочередное освидетельствование т/х "LAVR" в связи с аварийным происшествием. По результатам освидетельствования Класс судну был сохранен и оно смогло продолжить рейс).
Счет N 04-18 от 02 августа 2018 года, ООО "БОФ "Азов" 1 785, 00 USD (счет за выполненные водолазные работы по освидетельствованию подводной части т/х "LAVR" и ВРК после снятия судна с мели).
Окончательный дисбурсментский счет N 00000671 от 24 августа 2018 года, ООО МА "Река-Море" 1 828, 36 USD (счет за оформление всех формальностей, открытие/закрытие границы в связи с аварийным происшествием).
Таким образом, из 115 518 руб. 41 коп. убытков страховым возмещением покрыта сумма 66 291 руб. 61 коп., не возмещена сумма 49 226, 80 долларов США, что составляет по курсу на 28.09.2020 сумму 3 866 765 руб. 14 коп.
Расходы по оплате услуг по снятию судна с мели с привлечением буксира оплачены в российских рублях в общей сумме 7 050 240 руб. платежными поручениями.
В соответствии с заявлением о выплате страхового возмещения истец (страхователь) направил в АО "АльфаСтрахование" документы, подтверждающие несение им расходов по заявленному убытку - посадки на мель теплохода "Лавр" в размере 115 518, 41 долларов США
В заявленную сумму убытка не включалось требование о возмещении расходов на простой судна по вине третьего лица как не предусмотренный договором страхования.
Согласно предоставленному АО "АльфаСтрахование" расчету страхового возмещения по убытку, на основании произведенного рассмотрения предоставленных документов сумма в размере 115 340 долларов США относится за счет участников общей аварии, то есть размер понесенных расходов истца (убыток) в размере 115 340 долларов США документально подтвержден и признан страховой компанией.
В результате распределения расходов на основании Правил страхования средств водного транспорта АО "АльфаСтрахование" от 10 августа 2015 года, а также с учетом франшизы, страховщик принял решение о выплате истцу страхового возмещения в размере 66 291, 61 долларов США
Следовательно, разницу между заявленной суммой убытков, связанных с расходами истца по снятию судна с мели и суммой, которую выплатила страховая компания, подлежит возмещению ответчиком.
Требование о возмещении расходов на простой судна (на время снятия теплохода "Лавр" с мели) основано исходя из данных STATEMENT OF FACTS от 06 августа 2018 года о 10 днях простоя судна, а также о средней ставке демереджа в размере 4 000 долларов США в сутки.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец представил неверный расчет суммы ущерба, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку посадка т/х "LAVR" на мель признана АО "АльфаСтрахования" страховым случаем, было произведено страховое возмещение в сумме 66 291, 61 долларов США (с учетом предусмотренной договором страхования N Z697R/048/00074/18 франшизы) из 115 340 долларов США.
При расчете страхового возмещения истцом АО "АльфаСтрахования" были предоставлены следующие документы на сумму 115 340 долларов США: окончательный дисбурсментский счет N 00000693 от 06 августа 2018 года, ООО МА "Река-Море" на сумму 4,667,550.00 руб. (счет за услуги буксиров по снятию судна с мели в период с 27 по 30 июля 2018 года, а также за аренду барже-буксирного состава в целях обеспечения погрузочно-разгрузочных работ, необходимых для снятия т/х "LAVR" с мели. Все расходы, указанные в рассматриваемом дисбурсментском счете, необходимы для проведения операций по снятию судна с мели. Оплата указанного счета была произведена частями в следующие даты:
30 июля 2018 года - курс ЦБ РФ = 62,9726 руб. / USD
31 июля 2018 года - курс ЦБ РФ = 62,7805 руб. / USD 02 августа 2018 года - курс ЦБ РФ = 62,5590 руб. / USD 19 сентября 2018 года - курс ЦБ РФ = 67,7519 руб. /USD
Окончательный дисбурсментский счет N 00000704 от 06 августа 2018 года, ООО МА "Река-Море" - 2 382 690.00 руб. (счет за услуги буксиров, аренду плавкрана и баржи в период со 2 по 5 августа 2018 года в целях осуществления погрузочно-разгрузочных работ части груза с борта/на борт т/х "LAVR" для безопасного снятия судна с мели).
Счет N 18.02454/185 от 31 июля 2018 года, ФАУ "Российский морской регистр судоходства" 508.00 EUR (расходы на внеочередное освидетельствование т/х "LAVR" в связи с аварийным происшествием. По результатам освидетельствования Класс судну был сохранен и оно смогло продолжить рейс).
Счет N 04-18 от 02 августа 2018 года, ООО "БОФ "Азов" 1,785.00 USD (счет за выполненные водолазные работы по освидетельствованию подводной части т/х "LAVR" и ВРК после снятия судна с мели).
Окончательный дисбурсментский счет N 00000671 от 24 августа 2018 года, ООО МА "Река-Море" 1 828.36 USD (счет за оформление всех формальностей, открытие/закрытие границы в связи с аварийным происшествием).
Таким образом, из 115 518 руб. 41 коп. убытков страховым возмещением покрыта сумма 66 291 руб. 61 коп., не возмещена сумма 49 226, 80 долларов США, что составляет по курсу на 28.09.2020 год сумму 3 866 765 руб. 14 коп. (простой учитывается отдельно).
В сумму ущерба, связанного с оплатой услуг по снятию т/х "LAVR" с мели, входят:
Услуги по снятию судна с мели с привлечением буксиров - 7 050 240 руб./ 111 314, 30 долларов США, что подтверждается окончательным дисбурсментским счетом N 00000693 от 06 августа 2018 года на сумму 4 667 550 рублей и окончательным дисбурсментским счетом N 00000704 от 06 августа 2018 года на сумму 2 382 690 рублей.
Окончательный дисбурсментский счет N 00000693 от 06 августа 2018 года на сумму 4 667 550 рублей выставлен и оплачен на основании следующих приложенных к исковому заявлению документов:
- отчета агента ООО "Морское агентство "Река-Море" N 00002287 от 06 августа 2018 года - агентское вознаграждение 30 000 рублей, а также;
- счет на оплату N 176 от 28 июля 2018 года ООО "СК МОРВЕННА" на сумму 805 350 руб.;
- универсальный передаточный акт N 370 от 28 июля 2018 года ООО "СК МОРВЕННА" на сумму 805 350 руб.;
- счет на оплату N 177 от 31 июля 2018 года ООО "СК МОРВЕННА" на сумму 649 000 руб.;
- универсальный передаточный акт N 371 от 31 июля 2018 года ООО "СК МОРВЕННА" на сумму 649 000 руб.;
- выписка ООО "СК МОРВЕННА" о проделанной работе СК "Богатырь" от 31 июля 2018 года;
- выписка ООО "СК МОРВЕННА" о проделанной работе СК "Богатырь" от 28 июля 2018 года;
- счет на оплату N 174 от 31 июля 2018 года ООО "Управляющая компания "Река-Море" на сумму 1 690 000 руб.;
- счет-фактура N 169 от 31 июля 2018 года на сумму 1 690 000 руб.,
- акт N 164 от 31 июля 2018 г. к договору на буксировку от 30.07.2018 между ООО УК "Река-Море" и ООО "Морское агентство "Река-Море" на сумму 1 690 000 руб.;
- счет на оплату N 181 от 06 августа 2018 года ООО "Управляющая компания "Река-Море" на сумму 1 493 200 руб.;
- счет-фактура N 176 от 06 августа 2018 года ООО "УК "Река-Море" на сумму 1 493 200 руб.;
-акт N 170 от 06 августа 2018 года к договору N02/08 от 02.08.2018 года на оказание услуг ББС между ООО "Управляющая компания "Река-Море" и ООО "МА "Река-Море" на сумму 1 493 200 руб.
Окончательный дисбурсментский счет N 00000704 от 6 августа 2018 года на сумму 2 382 690 рублей выставлен и оплачен на основании следующих документов, приложенных к исковому заявлению:
- отчета агента ООО "Морское агентство "Река-Море" N 00002367 от 6 августа 2018 г. - агентское вознаграждение 30 000 рублей, а также;
- счет на оплату N 272 от 06 августа 2018 года ООО "Донинфлот" на сумму 1 684 690 руб.;
- акт N 242 от 06 августа 2018 года между ООО "Донинфлот" и ООО "МА "Река-Море";
- счет на оплату N 1526 от 02 августа 2018 года на сумму 140 000 руб. ООО "ТЭК НЕФТЬ";
- акт выполненных работ N 1526 от 02 августа 2018 года между ООО "ТЭК НЕФТЬ" и ООО МА "Река-Море";
- счет на оплату N 1538 от 03 августа 2018 года на сумму 192 000 руб. ООО "ТЭК НЕФТЬ";
- акт выполненных работ N 1538 от 03 августа 2018 года между ООО "ТЭК НЕФТЬ" и ООО МА "Река-Море";
- счет на оплату N 1545 от 04 августа 2018 года на сумму 192 000 руб. ООО "ТЭК НЕФТЬ";
- акт выполненных работ N 1545 от 04 августа 2018 года между ООО "ТЭК НЕФТЬ" и ООО МА "Река-Море";
- счет на оплату N 1553 от 05 августа 2018 года на сумму 144 000 руб. ООО "ТЭК НЕФТЬ";
- акт выполненных работ N 1553 от 05 августа 2018 года между ООО "ТЭК НЕФТЬ" и ООО МА "Река-Море";
- выписка из судового журнала т/х "РТБ-5".;
- акт к договору аренды судна N° 41-08/18 от 01 августа 2018 года между ООО "СК "Донинфлот" и ООО "МА "Река-Море" от 02 августа 2018 года;
- акт к договору аренды судна N 41-08/18 от 01 августа 2018 года между ООО "СК "Донинфлот" и ООО "МА "Река-Море" от 05 августа 2018 года;
- нотариально заверенный свифт на оплату 88 на сумму 1 562 000 руб.
- нотариально заверенный свифт на оплату 90 на сумму 1 034 760 руб.
- нотариально заверенный свифт на оплату 87 (2) на сумму 260 000 руб.
- нотариально заверенный свифт на оплату 89 (2) на сумму 4 193 480 руб.
Оплата вышеуказанных двух дисбурсментских счетов произведена платежными поручениями, приобщенными к материалам дела N 756 от 30.07.2018 на сумму 260 000 руб., N 758 от 31.07.2018 на сумму 1 562 000 руб., N 767 от 02.08.2018 на сумму 4 193 480 руб., N 14 от 19.08.2018 на сумму 1 034 760 руб.
Оплата произведена компанией PUBNOTA DEVELOPMENT LTD на основании договора о предоставлении услуг по управлению судном Балтийского и международного морского совета (БИМКО) от 06.10.2016, заключенного с компанией Navigator Shipping Limited.
Услуги по проведению водолазного осмотра - 1 785, 00 долларов США - оплачены swift 1785 06 августа 2018 года, факт выполнения работ подтверждается протоколом подводного осмотра подводной части судна с помощью подводного телевидения N 097/18 от 04.08.2018, актом выполненных работ от 04.08.2018, инвойсом и калькуляцией ООО "БОФ "Азов".
Услуги услуг Российского морского регистра судоходства по внеочередному освидетельствованию судна в связи с аварийным происшествием - 508,00 Евро - факт оплаты и факт освидетельствования судна подтверждается swift 508 от 03 августа 2018 года и актом освидетельствования судна, инвойсом N 18.02454/185.
Окончательный дисбурсментский счет N 00000671 от 24 августа 2018 года на сумму 1 828,36 долларов США выставлен и оплачен на основании следующих документов:
- отчета агента ООО "Морское агентство "Река-Море" N 00002568 от 24 августа 2018 года - агентское вознаграждение 800 долларов США, а также;
- счет на оплату N 5675 от 04 августа 2018 года ООО "Азовпортофлот" на сумму 11 843 руб.;
- акт N 5675 от 04 августа 2018 года между ООО "Азовпортофлот" и ООО "МА "Река-Море";
- акт N 2297 от 04 августа 2018 года;
- счет на оплату N 89 от 06 августа 2018 года ИП Чапляева Л.И. на сумму 7 000 руб.;
- наряд N 89;
- акт N 89 от 06 августа 2018 года;
- счет на оплату N 51 от 29 июля 2018 года;
- наряд N 51;
- акт N 51 от 29 июля 2018 года;
- наряд N 382 -наряд N381;
- акт N 00002325 от 05 августа 2018 года;
-наряд N 319;
- наряд N 318;
- наряд N 391;
- наряд N 328;
- наряд N 320;
- акт N 00002324 от 04 августа 2018 года;
- наряд N 310;
- акт N 00002223 от 31 июля 2018 года;
- свифт на оплату.
Время простоя по вине ответчика т/х "LAVR" при снятии с мели в порту Азов составило 10 суток 30 минут (240 часов 30 минут), что подтверждается заключением N 55/2018/АС по расследованию аварийного случая на море, графиком стоянки теплохода ЛАВР при снятии с мели в порту Азов с 26.07.2018 по 05.10.2018, актом учета стояночного времени.
При расчете убытков за 10 суток простоя судна т/х "LAVR" по вине ответчика истец исходил из суммы, равной (аналогичной) сумме демерджа (стоимости простоя), указанной в чартер-партии от 17.07.2018 - 4 000 долларов США в сутки, поскольку эта сумма была определена сторонами чартер-партии как справедливая и обоснованная сумма упущенной выгоды за время простоя теплохода Лавр в сутки Расчет:
Время простоя судна - 10 суток 30 минут (240 часов 30 минут) Простой - 4 000 долларов США в сутки 240 часов 30 минут х 4 000 долларов США = 40 083, 33 долларов США или 2 554 490 рублей по курсу ЦБ РФ на дату подачи иска 08.11.2019.
Доводы об отсутствии вины судна ОАО "Донречфлот" не принимаются судом апелляционной инстанции, так как выводы заключения Южного Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 55/2018/АС от 30.08.2018 по расследованию аварийного случая на море, что уже являлось предметом исследования в рамках арбитражного дела N А53-46038/2019 и суд уже давал оценку этим же доводам ответчика.
В рамках указанного дела судом установлено, что причиной аварийного случая явился факт того, что капитан МБ "Прибой" в нарушение пунктов 10, 14, 15, части 4-1 раздела А-УШ/2 "организация и принципы несения вахты" главы VIII Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты, не обеспечил надлежащую организацию безопасной ходовой навигационной вахты, в связи с чем, не обеспечил надлежащее наблюдение на судне".
Суд согласился с выводами комиссии о том, что причиной аварии явилось не согласованное выполнение разворота МБ "Прибой" (п. 13.3 заключения) и о том, что капитан т/х "LAVR" предпринял все возможные действия для предотвращения столкновения при сложившихся условиях и обстоятельствах во исполнение правила 8 МППСС и что со стороны лоцмана теплохода "Лавр" нарушений законодательства не выявлено (п. 13.4 заключения).
Отчет по определению рыночной стоимости услуг по снятию с мели теплохода "Лавр" от 29 апреля 2021 года, выполненный ООО "БизнесКонсалт", не учитывается судом апелляционной инстанции, поскольку отчет содержит в себе сведения о предположительном характере выводов оценщика о рыночной стоимости услуг по снятию с мели теплохода "Лавр", оценщик указал, что он не обладает специальными познаниями для определения мощности необходимого буксира для выполнения работ по снятию судна с мели (л.д.88-89 т.4). Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в отчете было указано, что заказчиком ОАО "Донречфлот" не была представлена документация.
Поскольку уточненные исковые требования (т. 2 л.д. 41-42) приняты судом первой инстанции к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 45). Однако, при вынесении решения суд первой инстанции удовлетворил сумму исковых требований, которая заявлялась истцом изначально без учета уменьшения исковых требований.
В связи с чем, руководствуясь частью 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что указанное нарушение нормы процессуального права привело к принятию неправильного решения, выразившегося в принятии судом решения без учета заявления истца об уточнении исковых требований, апелляционный суд приходит к выводу об изменении решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению с ОАО "Донречфлот" в пользу Navigator Shipping Limited подлежат взысканию убытки в размере 7 015 311,14 руб. (семь миллионов пятнадцать тысяч триста одиннадцать рублей четырнадцать копеек), а также государственная пошлина в размере 58 077,00 руб. (пятьдесят восемь тысяч семьдесят семь руб.00 коп.), уплаченная по чеку-ордеру N 280 от 28.11.2019.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку Navigator Shipping Limited уточнило исковые требования и уменьшило сумму взыскания, из федерального бюджета Navigator Shipping Limited подлежит возврату государственная пошлина в размере 12 947,00 руб. (двенадцать тысяч девять сот сорок семь руб.00 коп), уплаченная по чеку-ордеру от 28.11.2019 операция: 280 (т. 1 л.д. 134).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2020 по делу N А53-40821/2019 изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Донречфлот" (ИНН 6167038154, ОГРН 1026104158080) в пользу Navigator Shipping Limited убытки в размере 7 015 311,14 руб. (семь миллионов пятнадцать тысяч триста одиннадцать рублей четырнадцать копеек).
Взыскать с открытого акционерного общества "Донречфлот" (ИНН 6167038154, ОГРН 1026104158080) в пользу Navigator Shipping Limited государственную пошлину в размере 58 077,00 руб. (пятьдесят восемь тысяч семьдесят семь руб.00 коп.), уплаченную по чеку-ордеру N 280 от 28.11.2019.
Возвратить из федерального бюджета Navigator Shipping Limited государственную пошлину в размере 12 947,00 руб. (двенадцать тысяч девять сот сорок семь руб.00 коп).
В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2020 по делу N А53-40821/2019 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-40821/2019
Истец: Navigator Shipping Limited, Navigator Shipping Limited в лице адвоката Коржинской О.В.
Ответчик: ОАО "ДОНРЕЧФЛОТ"
Третье лицо: АО "Альфастрахование", ОАО "Альфа-страхование", ОАО "Альфастрахование", ООО "АБСОЛЮТ СТРАХОВАНИЕ", ЮЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОРСКОГО И РЕЧНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА