г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2024 г. |
Дело N А21-8220-2/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Серебровой А.Ю.
судей Кротова С.М., Морозовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Воробьевой А.С.
при участии: лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26783/2023) Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области
на определение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2023 по делу N А21-8220-2/2022 (судья Шанько О.А.), принятое по заявлению Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области о включении требования в реестр требований кредиторов в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Саттарова Зиехиддина Исмаилжановича
об оставлении заявления без рассмотрения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Калининградской области (далее - арбитражный суд, суд первой инстанции) через электронную систему подачи документов "Мой арбитр" 15.07.2022 от Саттарова Зиехиддина Исмаилжановича (далее - должник) о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением арбитражного суда от 21.07.2022 заявление Саттарова З.И. принято к производству, в отношении должника возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Решением суда первой инстанции от 01.02.2023. резолютивная часть которого оглашена от 25.01.2023, Саттаров З.И. признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Плешков Евгений Александрович.
Соответствующее объявление N 77234381625 опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 04.02.2023 N 21 (7466). На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве опубликовано сообщение от 31.01.2023 N 10666007.
В арбитражный суд 28.03.2023 поступило заявление Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области (далее - Агентство, заявитель) о включении в реестр требований кредиторов Саттарова З.И. требования в размере 17 600,00 руб. административного штрафа.
Определением суда первой инстанции от 23.06.2023 требование Агентства оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с указанным определением, Агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд обжалуемое определение отменить и разрешить вопрос по существу.
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что Агентство является главным администратором доходов областного и местных бюджетов по всем вынесенным мировыми судьями Калининградской области постановлениям о наложении административных штрафов.
По мнению апеллянта, высшим исполнительным органом Калининградской области именно Агентство наделено полномочиями по взысканию задолженности по административным штрафам.
Апеллянт полагает, что поскольку перед Агентством вступившими в законную силу судебными актами установлена задолженность Саттарова З.И., заявитель является уполномоченным органом в части требования по взысканию административных штрафов в сумме 7 600,00 руб.
От Агентства поступило ходатайство об участии его представителя в судебном заседании посредством онлайн-связи. Поскольку представитель заявителя не присоединился к онлайн-заседанию (подключение со стороны суда обеспечено, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания от 29.01.2024), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, учитывая, что он извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав и оценив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно статье 2 Закона о банкротстве кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.
Так, в силу пунктов 1 - 3 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно пункту 4 статьи 100 Закона о банкротстве при наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения указанных требований.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дела о банкротстве" (далее - Постановление N 35), в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Для включения в реестр требований кредиторов должника кредитору необходимо доказать наличие у него денежного требования к должнику.
Как следует из материалов дела, мировым судьей второго судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области в отношении Саттарова З.И. 30.06.2021, 15.11.2021, 10.12.2021 и 17.03.2022 были вынесены постановления по делам об административных правонарушениях с назначением наказаний в виде административных штрафов в общем размере 17 600,00 руб.
В связи с неуплатой назначенных административных штрафов копии постановлений были направлены мировым судьей для принудительного исполнения в ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области. Судебным приставом-исполнителем 21.02.2023 и 27.02.2023 возбужденные исполнительные производства были окончены в связи с признанием должника банкротом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Агентства с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Агентство не обладает специальными полномочиями на представление в деле о банкротстве требования по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, оставил заявление Агентства без рассмотрения применительно к пункту 7 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами арбитражного суда по следующим основаниям.
В силу абзаца девятого статьи 2 Закона о банкротстве уполномоченными органами в отношении требований по денежным обязательствам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований признаются соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на представление требований этих публично-правовых образований.
Согласно пункту 4 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подлежат зачислению: 1) в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 50 процентов, 2) в бюджет муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением (по месту нахождения органа или должностного лица, принявших решение о наложении административного штрафа) по нормативу 50 процентов.
В соответствии с положениями абзаца третьего пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 N 1569 "Об утверждении общих требований к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления, территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета и к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета" полномочия главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в отношении доходов от административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если постановления о наложении административных штрафов, вынесенных мировыми судьями, осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим финансовое (организационное) обеспечение деятельности мировых судей.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.12.2021 N 876 "Об утверждении перечня главных администраторов доходов областного бюджета, перечня главных администраторов доходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области и определения порядка и сроков внесения изменений в перечень главных администраторов доходов областного бюджета, перечень главных администраторов доходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области" Агентство включено в перечень главных администраторов доходов областного бюджета.
Согласно пункту 1 положения об Агентстве (далее - Положение) Агентство является органом исполнительной власти Калининградской области.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 9 Положения Агентство осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета в установленной названным Положением сфере деятельности.
Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением явилась задолженность Саттарова З.И. по уплате административных штрафов, назначенных постановлениями мирового судьи.
В силу абзаца пятого статьи 2 Закона о банкротстве указанные штрафы относятся к обязательным платежам и подлежат зачислению, в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации (в рассматриваемом случае - бюджет Калининградской области), главным администратором доходов которого является Агентство.
В этой связи Агентство как исполнительный орган Калининградской области правомерно обратилось в суд с настоящим заявлением.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.12.2023 по делу N А21-14940/2022.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что вывод арбитражного суда об отсутствии у Агентства специальных полномочий для предъявления настоящего требования в рамках дела о банкротстве Саттарова З.И. основан на неправильном применении норм права.
В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали основания для оставления заявления Агентства без рассмотрения.
В пункте 40 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при рассмотрении жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции арбитражный суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса).
Применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, отказа в его принятии, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Кодекса). В этих случаях, поскольку арбитражный суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, арбитражный суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Кодекса.
С учетом изложенного, определение арбитражного суда от 23.06.2023 по делу N А21-8220-2/2022 подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 272 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2023 по делу N А21-8220-2/2022 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Сереброва |
Судьи |
С.М. Кротов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8220/2022
Должник: Саттаров Зиёхиддин Исмаилжанович
Кредитор: Саттаров Зиёхиддин Исмаилжанович
Третье лицо: агенство по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, ОАО АКБ "Инвестбанк", Плешков Евгений Александрович, СОЮЗ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ГИЛЬДИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ