г. Москва |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А41-86132/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "АНК ТРЕЙД" - Машков Л.И. представитель по доверенности от 14.10.2020 года,
от заинтересованного лица Комиссия по разработке Территориальной программы ОМС Московской области в лице Правительства Московской области - Горячева Ю.И. представитель по доверенности от 25.02.2020 года,
от третьих лиц:
Территориального фонда ОМС Московской области - Кириллов К.А. представитель по доверенности от 03.12.2020 года,
Министерства экономики и финансов Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Министерства здравоохранения Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АНК ТРЕЙД" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2021 года по делу N А41-86132/20, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АНК ТРЕЙД" к Комиссии по разработке Территориальной программы ОМС Московской области в лице Правительства Московской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АНК ТРЕЙД"(далее - ООО "АНК ТРЕЙД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комиссии по разработке Территориальной программы ОМС Московской области в лице Правительства Московской области(далее - Комиссия МО, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения оформленное Протоколом от 28.09.2020 N 111, в части неудовлетворения корректирующей заявки ООО "АНК ТРЕЙД" на 3 квартал 2020 г., направленной письмами от 07.09.2020 N 20/19, N 20/20 (далее - заявка на перераспределение объемов медицинской помощи), и обязать Комиссию МО устранить допущенные нарушения путем перераспределения ООО "АНК ТРЕЙД" планового объемапроцедур на 3 квартал 2020 г. в соответствии с заявкой на перераспределение объемов медицинской помощи.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальный фонд ОМС Московской области, Министерство экономики и финансов Московской области, Министерство здравоохранения Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 73-75 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "АНК ТРЕЙД" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
До судебного заседания через канцелярию суда от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерства экономики и финансов Московской области, Министерства здравоохранения Московской области, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "АНК ТРЕЙД" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Комиссии по разработке Территориальной программы ОМС Московской области в лице Правительства Московской области и Территориального фонда ОМС Московской области, возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Комиссия Московской области образована постановлением Правительства Московской области от 06.02.2012 N 129/4.
Состав Комиссии МО утвержден распоряжением Правительства Московской области от 27.04.2018 N 225-РП.
Согласно подпункту 3 пункта 8 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющегося Приложением N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 108н, (далее - Правила ОМС) распределение и корректировка объемов медицинской помощи осуществляется с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
Решением Комиссии МО от 30.12.2019 (Протокол N 102) плановые объемы медицинской помощи ООО "АНК ТРЕЙД" на начало 2020 года установлены в количестве 29 283 процедур по заместительной почечной терапии методом гемодиализа (далее - процедур гемодиализа), исходя из прогноза фактического исполнения Московской областной программы обязательного медицинского страхования за 2019 год.
Согласно пункту 151 Правила ОМС в случае превышения объемов медицинской помощи и финансовых средств, распределенных медицинской организации решением Комиссии на квартал, медицинская организация до окончания отчетного квартала и формирования реестров счетов обязана обратиться в Комиссию с предложением о перераспределении объемов медицинской помощи и финансовых средств.
Как указал заявитель, ООО "АНК ТРЕЙД" направило заявку на перераспределение объемов медицинской помощи, в которой просил рассмотреть вопрос об увеличении объемов процедур гемодиализа в связи с открытием Центра гемодиализа в г. Раменское и принятием 56 пациентов из медицинской организации ООО "Гальмед".
ТФОМС МО письмом от 24.09.2020 N ИСХ-9824 направил в Комиссию МО материалы для рассмотрения заявки на перераспределение объемов медицинской помощи ООО "АНК ТРЕЙД".
Решением Комиссии МО от 28.09.2020 (Протокол N 111) плановые объемы медицинской помощи ООО "АНК ТРЕЙД" оставлены без изменения в связи с отсутствием предложений от Главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Московской области по заместительной почечной терапии А.В. Ватазина (далее - Главный внештатный специалист МЗ МО по заместительной почечной терапии).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании решения комиссии МО незаконным и его отмене.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 139 Правил ОМС последующая корректировка объемов медицинской помощи должна быть обоснованной и учитывающей количество застрахованных лиц, выбравших медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, и показатели объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденные территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей.
Как следует из материал дела, заявка на перераспределение объемов медицинской помощи была направлена в адрес Комиссии МО без приложения копий заявлений пациентов, подтверждающих выбор ООО "АНК ТРЕЙД" в качестве медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.
Доказательств обратного заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, оказание медицинской помощи методом гемодиализа относится к оказанию специализированной медицинской помощи.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.
Направления, подтверждающие необходимость оказания медицинской помощи методом гемодиализа новым пациентам, в адрес Комиссии МО вместе с заявкой на перераспределение объемов медицинской помощи также не представлены.
Поскольку заявитель не представил доказательств необходимости корректировки объемов медицинской помощи, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение Комиссии МО от 28.09.2020 N 111 в части оставления без изменений объемов медицинской помощи методом гемодиализа ООО "АНК ТРЕЙД" в 3 квартале 2020 года, соответствует требованиям Закона N 326-ФЗ, Правилам 108н.
В соответствии с нормами статьи 4, а также главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дела о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут подменять собой решения государственных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Судом первой инстанции также учтено, что суд не может в данном случае подменять собой Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Московской области и обязать ее выделить заявителю плановый объем процедур на 3 квартал 2020 в соответствии с корректирующей заявкой ООО "АНК ТРЕЙД", направленной письмами от 07.09.2020 N 20/19 и от 07.09.2020 N 20/20, поскольку проверка представленных документов, осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной указанным Федеральным законом.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец избрал неверный способ защиты своих прав.
Довод общества о том, что копия заявки на увеличение плановых объемов оказания медицинской помощи была направлено в ТФОМС МО с резолюцией Ватазина А.В., отклоняется судом апелляционной инстанцией, поскольку в материалы дела представлена копия заявки, оформленная письмом от 07.09.2020 N 20/20 и направленная в ТФОМС МО, которая не содержит резолюции Л. В. Ватазина.
Доводы заявителя о том, что Комиссия была обязана распределит плановые объемы оказания медицинской помощи в пользу общества, также подлежат отклонению.
Деятельность Комиссии регулируется Положением о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение о деятельности комиссии), являющимся Приложением N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС).
Распределение и корректировка обьемов медицинской помощи осуществляется Комиссией: по видам и условиям предоставления медицинской помощи; в разрезе профилей отделений и врачебных специальностей; с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц (пункт 8 Положения о деятельности комиссии).
Комиссии проводит заседании по мере необходимости, но не реже 1 раз в месяц (пункт 18 Положения о деятельности комиссии), т.е. ежемесячно рассматривает заявки, поступающие от медицинских организации о выделении дополнительных обьемов в текущем году.
Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами Комиссии и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций.
Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации (пункт 20 Положения о деятельности комиссии).
Выписка из протокола решения Комиссии по распределению объемов предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями размещается на официальных сайтах исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и территориального фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение двух рабочих дней со дня их распределения (пункт 21 Положения о деятельности комиссии).
Основанием для распределения обьемов медицинской помощи (выделения дополнительных обьемов) являются критерии, установленные в пункте 11 Положения о деятельности Комиссии, а именно:
- количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, и показателей объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей;
- соотношение оказанных объемов предоставления медицинской помощи и оплаченных страховыми медицинскими организациями каждой медицинской организации;
- наличие ресурсного, в том числе кадрового, обеспечения планируемых объемов предоставления медицинской помощи;
- достаточность мощности медицинской организации для выполнения объемов медицинской помощи, заявленных медицинской организацией в уведомлении об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
Только при наличии вышеуказанных критериев, рассматриваемых комплексно, Комиссия принимает решение о выделении дополнительных объемов на оказание медицинской помощи, что отражается в соответствующем Протоколе заседания Комиссии.
При таких обстоятельствах, решение Комиссии, оформленное Протоколом от 28.09.2020 N 111, в части оставления без изменений объемов медицинской помощи методом гемодиализа в III квартале 2020 соответствует требованиям Федерального закона от 29.11.2010 N 326-03 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2021 года по делу N А41-86132/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-86132/2020
Истец: ООО "АНК ТРЕЙД"
Ответчик: Правительство Московской области
Третье лицо: Комиссия по разработке Территориальной программы ОМС Московской обл. в лице Правительства Московской обл., Министерство здравоохранения Московской обл., Министерство экономики и финансов Московской обл., Территориальный фонд ОМС Московской обл., ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ