г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2021 г. |
Дело N А56-109428/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Семенова Е.С. по доверенности от 11.01.2021
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16355/2021) Санкт-Петербургское государственное унитарное дорожное специализированное предприятие "Курортное" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2021 по делу N А56-109428/2020 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургское государственное унитарное дорожное специализированное предприятие "Курортное"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ РЕШЕНИЯ"
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное дорожное специализированное предприятие "Курортное" (далее - Предприятие, СПб ГУДСП "Курортное") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС) от 12.11.2020 по делу N Т02-854/20 и предписания от 12.11.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Строительные и транспортные решения" (далее - ООО "СТР").
Решением суда от 05.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что антимонопольным органом не доказан факт нарушения в действиях заказчика требований пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 19.10.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 32009591503 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку инертных материалов для нужд предприятия (далее - Закупка), включая аукционную документацию (далее - Документация). Извещение N 32009591503.
В составе предмета закупки объявлен 1 лот с начальной (максимальной) ценой 7 864 140,00 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 30.10.2020 08:00, подведение итогов 30.10.2020, 03.11.2020.
Спорная закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и Положением о закупке СПб ГУДСП "Курортное", версия 25 от 14.07.2020 (далее - Положение о закупках).
Протоколом рассмотрения первых частей заявок по Закупке от N 32009591503-1 от 30.10.2020 заявка ООО "СТР" была отклонена от участия в процедуре Закупки.
ООО "СТР" обратилось в УФАС с жалобой (исх. N 78/33961/20 от 09.11.2020) на действия закупочной комиссии организатора торгов (Общества) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку инертных материалов для нужд предприятия (извещение N 32009591503).
Решением УФАС 12.11.2020 по делу N Т02-854/20 жалоба ООО "СТР" признана обоснованной.
В действиях закупочной комиссии организатора торгов выявлены нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки, закупаемым товарам требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "СТР" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
Организатору торгов и его закупочной комиссии выдано предписание об устранении нарушений от 12.11.2020 по делу N Т02-854/20.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием Управления, Предприятие оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых решения и предписания, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.
Выслушав представителя Предприятия, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с подпунктами 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Как указано в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Разделом 4 Документации об электронном аукционе установлены требования к участникам, документам, предоставляемым в составе заявки на участие в аукционе.
Из пункта 4.2.1 Документации следует, что участник подает заявку, состоящую из двух частей. Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике аукциона и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации.
Пунктом 4.2.2 Документации указаны документы, предоставляемые участником в подтверждение соответствия требованиям.
В соответствии с пунктом 4.2.2.1 Документации первая часть заявки должна содержать Форму N 3 "Сведения о функциональных и качественных характеристиках товаров, работ, услуг, а также иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика". Описание поставляемого товара, выполняемой работы (оказываемой услуги) должно быть подготовлено участником в соответствии с инструкцией по подготовке такого описания, содержащейся в п. 8.3 Раздела 8 настоящей документации об аукционе.
В пункте 8.3 Раздела 8 Документации установлена Форма 3, необходимая для заполнения участником. Участник заполняет свое предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках работ в соответствии с Инструкцией по заполнению формы.
Как следует из Инструкции по заполнению Формы 3 Документации, наименование и конкретные показатели товара предоставляются в соответствии с Требованиями к товарам, установленными в Приложении N 1 раздела 6 Техническое задание.
В соответствии с Инструкцией по заполнению Формы 3 Документации при описании товаров участники закупки предоставляют следующие сведения:
1.Значения показателей, которые не должны изменяться;
2. Значения, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения показателей;
3.Требования к показателям, для которых указаны диапазоны значений.
В Приложении N 1 к Техническому заданию Документации содержатся требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющим определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с пунктом 3.10.3 Документации участник аукциона считается допущенным к участию в аукционе, если 1 (первая) часть заявки на участие в аукционе соответствует требованиям документации об аукционе, в том числе требованиям технического задания, наличия необходимых документов и соответствия содержащейся в представленных документах информации требованиям документации об аукционе.
Согласно пункту 4.2.6 Документации отсутствие или неполное представление участником документов, указанных в подразделе 4, а также предоставление документов с отклонениями от установленных в настоящей документации об аукционе форм, может быть расценено комиссией по закупкам как несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе и является основанием для отказа в допуске участника к участию в аукционе на этапе рассмотрения заявок.
В рассматриваемом случае в качестве основания отклонения заявки ООО "Строительные и транспортные решения" (заявка N 3) согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 30.10.2020 N 32009591503-1 было указано Организатором торгов, как несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению, а именно, форма N 3 заполнена не по прилагаемой к форме Инструкции Документации.
Вместе с тем, как обоснованно установлено судом первой инстанции, ООО "СТР" в составе первой части заявки на участие в Закупке представил Форму 3, где указал значения показателей (характеристик) товаров, соответствующие Приложению N 1 к Техническому заданию Документации и Инструкции по заполнению Формы 3 Документации.
Более того, Инструкция по заполнению формы N 3 содержала правила описания максимальных и (или) минимальных значений показателей, показателей, значения которых не могут изменяться, а также показателей, для которых указаны диапазоны значений, в соответствии с которыми ООО "СТР" были представлены сведения о значениях показателей (характеристик) товаров.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившегося в необоснованном отклонении от участия в Закупке заявки ООО "СТР".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Предприятием требований о признании недействительными решения Санкт-Петербургского УФАС, а также вынесенного на основании указанного решения предписания.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 апреля 2021 года по делу N А56-109428/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного специализированного предприятия "Курортное" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109428/2020
Истец: Санкт-Петербургское государственное унитарное дорожное специализированное предприятие "Курортное"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ РЕШЕНИЯ"