г. Владивосток |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А51-17503/2023 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
рассмотрев апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Большекаменский хлебокомбинат",
апелляционное производство N 05АП-327/2024
на решение от 21.12.2023
по делу N А51-17503/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Большекаменский хлебокомбинат" (ИНН 2503029472, ОГРН 1112503001270)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (ИНН 2536008735, ОГРН 1022501308610)
об оспаривании постановления N 29-09/23 от 25.09.2023 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.13.19 КоАП РФ в части штрафа в размере 20 000 руб., либо замене назначенного штрафа предупреждением;
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Большекаменский хлебокомбинат" (далее - заявитель, общество, ООО "Большекаменский хлебокомбинат") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (далее - ответчик, административный орган) об оспаривании постановления N 29-09/23 от 25.09.2023 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.13.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в части штрафа в размере 20000 рублей, либо замене назначенного штрафа предупреждением.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в материалах дела документам и по его результатам 06.12.23 вынесено решение в виде резолютивной части, которым административный штраф был снижен с 20 000 руб. до 10 000 руб.
По ходатайству административного органа 21.12.2023 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Большекаменский хлебокомбинат" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт о замене административного штрафа на предупреждение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение. Также заявитель обращает внимание, что общество хоть и нарушило сроки предоставления отчета, но просрочка была совсем незначительной и была связана с объективными причинами, связанными с увольнением старшего бухгалтера, занимающегося указанной документацией.
Административный орган в письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, считает вынесенное решение законным и обоснованным, просит оставить в силе судебный акт первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
22.08.2023 в адрес начальника отдела статистики цен и финансов поступила докладная записка ведущего специалиста-эксперта Приморскстата об обнаружении факта нарушения законодательства о предоставлении федеральной статистической отчетности, из которой следует, что ООО "Большекаменский хлебокомбинат" не предоставлена в установленный срок форма федерального статистического наблюдения N 2-цены приобретения "Сведения о ценах приобретения отдельных видов товара", утвержденная приказом Росстата от 29.07.2022 N 536, за 2023 год.
Срок представления формы 18.08.2023. Отчет предоставлен 22.08.2023.
Данными действиями нарушен пункт 4 постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета".
По данному факту протоколом от 12.09.2023 возбуждено дело в отношении общества по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административный орган пришел к выводу о том, что своими действиями общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в связи с чем, 25.09.2023 в отношении ООО "Большекаменский хлебокомбинат" административным органом было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 29-09/23 о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, полагая, что имеются основания для замены штрафа на предупреждение, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, которым размер административного штрафа был снижен до 10 000 руб.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации.
Объективная сторона правонарушения с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 03.07.2013, выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.
Субъектами ответственности за данное правонарушение признаются лица, в обязанности которых входит представление статистической информации.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются нормами Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
В силу статьи 4 Закона N 282-ФЗ принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются, в том числе, полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами); обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению согласно части 4 статьи 6 Закона N 282-ФЗ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620).
Пунктом 3 Положения N 620 установлено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения N 620).
Форму федерального статистического наблюдения N 2-цены приобретения "Сведения о ценах приобретения отдельных видов товаров", утвержденную приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.07.2022 N 536, предоставляют юридические лица (кроме микропредприятий) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции; добычу полезных ископаемых; обработку продукции; обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; водоснабжение; водоотведение, организацию сбора и утилизацию отходов, деятельность по ликвидации загрязнений; розничную торговлю, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.
Согласно положениям указанного Приказа сведения о ценах приобретения отдельных видов товаров по форме N 2-цены приобретения предоставляются хозяйствующими субъектами в территориальные органы Росстата с 15-го по 18-е число после отчетного месяца.
Из материалов дела судом установлено, что общество не предоставило в установленный срок первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N 2-цены приобретения "Сведения о ценах приобретения отдельных видов товаров", утвержденной приказом Росстата от 29.07.2022 N 536, за июль 2023 года, чем нарушены требования части 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ, пунктов 3, 4 Положения N 620, в связи с чем, в его действиях имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также наличие объективной невозможности по их соблюдению.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Порядок оформления и содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2, в том числе сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение и иные необходимые сведения.
Таким образом, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ коллегией не установлено.
В материалы дела заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и позволяющих в рассматриваемом случае применить статью 2.9 КоАП РФ.
Постановлением административного органа заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб., что соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
Довод заявителя о применении положений статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ и применении (замены) санкции со штрафа на предупреждение апелляционный суд отклоняет в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 рассматриваемой статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности указанных выше обстоятельств.
В спорной ситуации отсутствует совокупность условий, позволяющих заменить административный штраф на предупреждение в порядке, установленном ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку административное правонарушение было совершено обществом не впервые (из Картотеки Арбитражных дел судом установлено, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ по делу N А51-14525/2022, постановление налогового органа изменено, штраф заменен на предупреждение, решение суда вступило в законную силу 23.12.2022).
В отсутствие совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Вместе с тем, соглашается с выводом суда первой инстанции, что в рассматриваемом конкретном случае имеются основания для снижения административного штрафа, исходя из следующего.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Как установлено судом, ООО "Большекаменский хлебокомбинат" с 01.08.2016 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (категория: малое предприятие), в связи с чем, суд, с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП, считает необходимым заменить административный штраф в сумме 20 000 руб., административным штрафом в размере 10 000 руб.
Назначенный заявителю административный штраф соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости, согласуется с его предупредительными целями, предусмотренными в ст. 3.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам части 2 статьи 204 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление о привлечении к административной ответственности и жалоба на решение о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются. В этой связи вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение жалобы апелляционным судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2023 по делу N А51-17503/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17503/2023
Истец: ООО "БОЛЬШЕКАМЕНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ