г. Челябинск |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А07-4595/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2021 по делу N А07-4595/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерное общество "Башкирская содовая компания" - Миключева О.Г. (доверенность от 31.12.2019, диплом),
Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Ахметов Т.В. (доверенность от 21.12.2020, диплом), Ахмадуллин Р.Ш. (доверенность от 14.01.2021, диплом).
Акционерное общество "Башкирская содовая компания" (далее - заявитель, общество, АО "БСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением:
о признании незаконными действия Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление) по отказу в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект по выпуску N 1 АО "БСК", выраженный в письмах N 02/513 и N 02/514 от 23.12.2019, N 02/215 от 10.02.2020;
об обязании Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение десяти дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, выдать АО "Башкирская содовая компания" разрешение на сбросы веществ и микроорганизмов в водный объект по выпуску N 1 в пределах установленных нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) по хлороформу, тетрахлорметану, 1, 2-дихлорпропану на период с 29.12.2019 года до 11.12.2023; в пределах лимитов на сбросы по БПКп и БПК5 на период с 29.12.2019 по 28.12.2020.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решения суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что Управлением при рассмотрении заявлений АО "БСК" было выявлено превышение установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водный объект "Река Белая" (с учетом погрешности измерений) по ванадию, никелю, кадмию, 1,1-дихлорэтану, 1,2,3-трихлорпропану, ртути, свинцу согласно протоколу результатов измерений от 06.11.2019. По результатам отказов Управления от 23.12.2019 общество частично замечания устранило, подтвердило со ссылками на методики соответствующей области аккредитации для веществ ванадий, никель, кадмий, 1,1-дихлорэтан, 1,2,3-трихлорпропан. Однако в последующем АО "БСК" не устранило противоречий в части превышения показателей ртути, указав значение результатов измерений "Менее 0,00001 Мг/дм3, что не исключает превышение показателя НДС по данному веществу 0,000001 Мг/дм3 в 10 раз. Указывает, что без подтверждения области аккредитации для определения НДС по ртути, законных оснований для выдачи АО "БСК" разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект у Управления не имелось. Выдача одновременно нескольких разрешений (отдельно в пределах НДС и лимитов на сбросы) административным регламентом не предусмотрена.
В представленном отзыве АО "БСК" ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Управление с заявлениями от 08.11.2019 N 03.07./737 о выдаче разрешения на сброс хлороформа, тетрахлорметана, 1,2-дихлорпропана в пределах установленных нормативов допустимого сброса (НДС); N 03.07/738 о выдаче разрешения на сброс БПКп (полное биохимическое потребление кислорода), БПК5 (биохимическая потребность в кислороде за 5 суток) в пределах лимитов, предложенных обществом по каждому веществу, по которому НДС не достигается, на период проведения мероприятий по Плану снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и организмов в поверхностный водный объект р.Белая на период с 2015 по 2021 гг. по выпуску N 1 АО "БСК", утвержденного обществом и согласованного Управлением письмом от 27.12.2018 N 04-02/1426 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 N 317 "Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади".
К заявлениям обществом приложены документы, предусмотренные Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2 (далее - Административный регламент).
Письмами Управления от 23.12.2019 N 02/513 и N 02/514 обществу отказано в выдаче разрешения со ссылкой на пункт 25 "г" Административного регламента по причине превышения НДС по таким веществам, как ванадий, никель, кадмий, 1,2-дихлорэтан, 1,2,3-трихлорпропан, ртуть и свинец.
25.12.2019 заявитель повторно обратился в Управление с аналогичным заявлением N 03.07/883 о выдаче разрешений в пределах НДС и в пределах лимитов, в котором было отказано письмом Управления от 10.02.2020 N 02/215 со ссылкой на пункт 25 "г" Административного регламента в связи с выявлением превышений НДС по ртути.
Не согласившись с отказами Управления, считая их не соответствующими нормам действующего законодательства Российской Федерации и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление необоснованно отказало обществу в выдаче испрашиваемых разрешений на сбросы в пределах НДС и лимитов.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий (часть 2 статьи 22 Закона N 7-ФЗ).
В части 3 статьи 23 Закона N 7-ФЗ установлено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Закона N 7-ФЗ.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы регламентирован Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2.
Административным регламентом определены порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно пункту 12 Административного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных в соответствии с требованиями настоящего регламента (далее - разрешения на сбросы), либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы.
В соответствии с пунктом 13 Административного регламента разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм.куб), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м.куб в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты; в пределах лимитов на сбросы.
Пунктом 14 Административного регламента установлено, что при наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались.
Согласно пункту 15 Административного регламента, если НДС не обеспечиваются и при наличии лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения.
В пункте 19 Административного регламента установлен перечень прилагаемых к заявлению документов, необходимых для получения разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы:
согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы согласно Приложению 3 к настоящему Регламенту (в случае если их достижение Заявителем не обеспечивается);
отчет о выполнении указанного плана согласно Приложению 4 к настоящему Регламенту с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий;
предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС.
В соответствии с пунктом 25 Административного регламента основаниями для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах утвержденных НДС являются:
а) наличие в составе материалов Заявителя искаженных сведений или недостоверной информации: неверное наименование юридического лица, организационно-правовой формы, неверный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), неверный государственный регистрационный номер записи регистрации Заявителя в едином государственном реестре юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), неверные фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, неверно указано местонахождение (адрес) юридического лица (или) место жительства (адрес) физического лица, неверные сведения о местонахождении отдельных производственных площадок;
б) истечение срока действия утвержденных в установленном порядке НДС;
в) выявление в составе сточных и (или) дренажных вод, сбрасываемых в водный объект, веществ, не указанных в предоставленных Заявителем утвержденных НДС;
г) выявление превышений установленных НДС (с учетом погрешности измерений) любого загрязняющего вещества, для сбросов которых не требовалось установление лимитов;
д) заявление и документы, указанные в пунктах 18 и 19 настоящего Регламента, предоставлены заявителем не в полном объеме (некомплектность материалов Заявителя).
Как следует из материалов дела, приказом Минприроды России от 18.04.2018 N 154 объекты заявителя (производства "Сода" и "Каустик") включены в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
17.10.2018 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Башкортостан заявителю выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование N 02-10.01.02.007-Р-РСВХ-С-2018-04373/00 в целях сброса сточных вод промплощадки АО "БСК" с выпуска N 1 после биологических очистных сооружений.
11.12.2018 приказом Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов N 341 для выпуска N 1 утверждены НДС на срок до 11.12.2023 для 40 загрязняющих веществ.
29.12.2018 приказом Управления N 2702-П заявителю выдано разрешение N 072/2018 на срок до 11.12.2023 на сброс загрязняющих веществ в водный объект в пределах НДС, в перечень которого вошло 35 загрязняющих веществ.
В связи с тем, что НДС по остальным 5 веществам (БПКп, БПК5, хлороформ, тетрахлорметан, 1,2-дихлорпропан) не достигались, заявителем разработан план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС, согласованный с Управлением.
29.12.2018 на указанные вещества приказом Управления N 2799-П обществу выдано разрешение на сбросы N 074/2018 сроком действия по 28.12.2019 в пределах установленных лимитов на период проведения обществом мероприятий по охране окружающей среды.
08.11.2019 до истечения срока действия разрешения N 074/2018 заявитель обратился в Управление с заявлением N 03.07./737 о выдаче нового разрешения на сброс хлороформа, тетрахлорметана, 1,2-дихлорпропана в пределах НДС (в связи с их соблюдением по итогам природоохранных мероприятий) сроком действия с 29.12.2019 до 11.12.2023; и с заявлением N 03.07/738 о выдаче разрешения на сброс БПКп, БПК5 в пределах лимитов сроком действия с 29.12.2019 по 28.12.2020; а также с повторным аналогичным заявлением от 25.12.2019.
Письмами N 02/513 и N 02/514 от 23.12.2019, N 02/215 от 10.02.2020 Управление отказало обществу в выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах НДС и в пределах лимитов.
Отказывая в выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах НДС и в пределах лимитов, Управление сослалось на пункт 25 "г" Административного регламента в связи с выявлением превышений установленных НДС по ванадию, никелю, кадмию, 1,2-дихлорэтану, 1,2,3- трихлорпропану, ртути и свинцу в первом случае, и по ртути - во втором. В качестве доказательства превышения Управление указывает на протокол измерений N Б10975С02019 от 06.11.2019 и результаты измерений от 30.12.2019, представленные заявителем в составе документов, приложенных к заявлениям на выдачу разрешений.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что результаты измерений от 06.11.2019 и 30.12.2019 по перечисленным веществам представлены по нижней границе области аккредитации лаборатории общества со знаком "менее", что означает, что содержание ингредиента находится ниже нижнего диапазона обнаружения методики выполнения измерений.
Протоколы измерений качества сточных вод от 06.11.2019 и от 30.12.2019 подготовлены обществом по результатам производственного контроля качества сточных вод, проводимого в соответствии с Порядком ведения водопользователями учета объема забора водных ресурсов и объема сброса сточных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 (далее - Порядок).
Измерение качества сточных вод осуществлялось обществом в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 3, 12 Порядка).
Требования к измерениям установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аттестации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ), Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
Согласно статье 13 Закона N 412-ФЗ аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в пределах соответствующей области аккредитации. Производственный контроль осуществляется с использованием измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку (статья 2 Закона N 102-ФЗ).
При этом любое средство измерения, утвержденное в установленном порядке, должно быть внесено в государственный реестр средств измерений, который является разделом Федерального информационного фонда "Сведения об утвержденных типах средств измерений" и предназначен для регистрации средств измерений, типы которых утверждены Госстандартом.
На дату проведения измерения 06.11.2019 лаборатория общества в соответствии с областью аккредитации была вправе проводить исследования:
по ванадию с диапазоном измерения от 0,003 до 1,2 мг/дм3;
никелю - от 0,005-10,0 мг/дм3;
кадмию - от 0,00025-0,1 мг/дм3;
1,2-дихлорэтану - от 0,001-10,0 мг/дм3;
1,2,3-трихлорпропану - от 0,001-20,0 мг/дм3;
свинцу - от 0,0003-2,0 мг/дм3;
ионам ртути - 0,00001- 0,015 мг/дм3.
По состоянию на 30.12.2019 диапазон измерения по ртути не изменился.
Согласно пункту 4.14. ГОСТ Р 51232-98 "Общие требования к организации и методам контроля качества" при получении результатов определения менее нижней границы диапазона измерений по применяемой методике и при представлении этих результатов записывают значение нижней границы диапазона измерений со знаком менее, не допускается использовать обозначение "0".
Аналогичная рекомендация при оформлении протоколов измерений содержится в пункте 4.1. MP 18.1.04-2005 "Методические рекомендации. Система контроля качества результатов анализа проб объектов окружающей среды", где если экспериментально полученный результат меньше нижней границы диапазона измерений, значение которой указано в применяемой методике, то результат записывают как значение со знаком "меньше".
Поскольку на момент проведения исследования в лаборатории общества в соответствии с областью аккредитации при получении результатов определения менее нижней границы диапазона измерений по применяемой методике спорные загрязняющие вещества в сточных водах по выпуску N 1 заявителя не были обнаружены, то представленные обществом в Управление протоколы измерения от 06.11.2019, от 30.12.2019 представлены со знаком менее, а не равно как утверждает Управление.
Следовательно, у Управления отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешений в пределах НДС по заявленным обществом загрязняющим веществам (хлороформ, тетрахлорметан, 1,2-дихлорпропан), по которым превышения НДС не установлено.
Податель апелляционной жалобы указывает на необходимость подтверждения области аккредитации лаборатории общества с диапазоном определения измерений по ртути от 0,000001 до 0,00001 мг/дм.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона N 412-ФЗ деятельность аккредитованного лица в виде его области аккредитации может быть подвергнута изменениям: расширена, сокращена или актуализирована.
Процедура расширения области аккредитации осуществляется в рамках оказания государственных услуг по расширению области аккредитации и (или) подтверждению компетентности и расширению области аккредитации, предоставляемых, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом Росаккредитации от 29.04.2020 N 84, в соответствии с которым при расширении области аккредитации при выездной экспертизе, проводимой но месту осуществления деятельности, проверяется возможность аккредитованного лица выполнять объем работ, указанный в расширяемой области аккредитации, включая наличие испытательного оборудования и средств измерений, обеспечивающих выполнение работ по испытаниям в диапазоне измерений, указанном в расширяемой области аккредитации.
Судом первой инстанции установлено, что в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют сведения об аттестованных методиках измерения содержания ртути в сточных водах с диапазоном определения 0,000001 мг/дм3 (письмо Росстандарта от 30.04.2020), а также отсутствуют способы и методики установления содержания ртути до 0,000001 мг/дм3 (письмо Росводресурсов от 24.03.2020) и отсутствует возможность разработки прибора, способного определять такое содержание ртути (письмо ведущего разработчика аналитического приборостроения ООО "Люмэкс маркетинг" от 27.03.2020).
Указанное в совокупности свидетельствует о невозможности получения в рассматриваемый период области аккредитации лаборатории общества с диапазоном определения измерений по ртути от 0,000001 до 0,00001 мг/дм, что указывает на необоснованность предъявления рассматриваемого требования Управления к лаборатории общества.
Управление полагает, что выдача одновременно нескольких разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах НДС и в пределах лимитов Административным регламентом не предусмотрена.
В силу части 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 219-ФЗ) следует, что с 1 января 2019 года и до получения комплексного экологического разрешения (далее - КЭР) в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются, в том числе, НДС для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения НДС устанавливаются лимиты на сбросы загрязняющих веществ, действующие в период реализации планов снижения сбросов загрязняющих веществ, с учетом поэтапного достижения установленных НДС. Установление лимитов на сбросы допускается при наличии планов снижения сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из буквального содержания статьи 11 Закона N 219-ФЗ следует, что ранее выданное обществу разрешение N 072/2018 на сброс загрязняющих веществ в пределах НДС (в том числе, ванадия, никеля, кадмия, 1,2-дихлорэтана, 1,2,3-трихлорпропана, ртути и свинца) сроком с 29.12.2018 до 11.12.2023 действует до получения обществом комплексного экологического разрешения и не требует переоформления.
Также общество вправе получить новое разрешение на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов взамен утратившего силу разрешения N 074/2018.
Административным регламентом предусмотрено, что с заявлением на получение разрешения в пределах утвержденных НДС и с заявлением на получение разрешения в пределах лимитов на сбросы заявитель должен представить различные пакеты документов (п.п. 18-20); сроки действий указанных разрешений также различны:
один год - в отношении разрешения в пределах лимитов,
на срок действия НДС - разрешения в пределах нормативов (п.п. 14,15).
Кроме того, одновременная выдача разрешений как в пределах НДС, так и в пределах лимитов, подтверждается сложившейся практикой выдачи Управлением Обществу разрешительной документации: в период с 29.12.2018 до 11.12.2023 у Общества действует разрешение N 072/2018 на сброс загрязняющих веществ (в водный объект в пределах НДС (на пять лет); на период с 29.12.2018 по 28.12.2019 действовало разрешение N 074/2018 на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов (один год).
Ранее по выпуску N 1 обществу выдавались разрешения на сброс в пределах утвержденных НДС N 002/2015 по 33 веществам сроком с 20.01.2015 по 17.12.2019, N 011/2015 - по 2 веществам сроком с 19.03.2015 по 17.12.2019, а также в пределах лимитов N 024/2015 сроком с 23.04.2015 по 22.04.2016, N 013/2016 сроком с 20.04.2016 по 19.04.2017, N 023/2017 сроком с 19.04.2017 по 18.04.2018.
Следовательно, законодательством в зависимости от достигаемого уровня очистки сточных вод предусмотрена возможность получения по одному выпуску сточных вод одновременно и разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах утвержденных НДС, и разрешения в пределах лимитов, что подтверждается и практикой взаимоотношений Управления и Общества.
Таким образом, обстоятельства, положенные в основу отказа в выдаче обществу разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект по выпуску N 1 АО "БСК", не нашли своего подтверждения, что свидетельствует об отсутствии оснований у Управления для соответствующих отказов, выраженных письмах N 02/513 и N 02/514 от 23.12.2019, N 02/215 от 10.02.2020, в связи с чем судом первой инстанции правомерно признаны недействительными и определен способ восстановления нарушенных прав общества.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2021 по делу N А07-4595/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4595/2020
Истец: АО "БАШКИРСКАЯ СОДОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ЮЖНО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ