г. Челябинск |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А07-12379/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ММЦ-Медицина" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.04.2021 по делу N А07-12379/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ММЦ-Медицина" - Хабибуллин Р.М. (доверенность от 30.01.2021, диплом),
Прокуратуры Республики Башкортостан, Прокуратуры г. Уфы - Кашапова Р.М. (поручение от 01.07.2021 N 8-338-2020, удостоверение).
Общество с ограниченной ответственностью "ММЦ-Медицина" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Прокуратуре Республики Башкортостан, Прокуратуре г. Уфы (далее - заинтересованное лицо, Прокуратура) о признании решения о проведении проверки от 03.06.2020 N б/н незаконным, об обязании устранить нарушения прав и законных интересов общества.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требования отказано.
ООО "ММЦ-Медицина", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, требование удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие общества в перечне уполномоченных организаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.04.2015 N 132. Отмечает, что указанный перечень уполномоченных организаций включает организации, уполномоченные на выдачу медицинских заключений, необходимых при оформлении (переоформлении) иностранными гражданами патента, в свою очередь заявитель может выдавать заключения, необходимые для оформления иностранными гражданами разрешения на временное проживание и вида на жительство. Факт выдачи медицинского заключения иностранному гражданину Гулиеву Р.А. не может являться основанием для проведения прокурорской проверки, поскольку указанные документы были получены Прокуратурой на основании оспариваемого в настоящем деле решения о проведении проверки. В связи с отсутствием фактов нарушения обществом законов, считает, что мероприятия прокурорского надзора, не соответствуют законодательству.
В представленных отзывах Прокуратура Республики Башкортостан, Прокуратура г. Уфы ссылались на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях своевременного и качественного исполнения пункта 2.8. решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13.12.2019 "О состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере миграции" (т.1, л.д.79 - 82), 16.03.2020 и.о.прокурора Республики Башкортостан издано распоряжение N 78/7р, где в пункте 3 прокурору г. Уфы поручено провести проверку деятельности многофункционального миграционного центра, а также организаций, оказывающих содействие иностранным гражданам и лицам без гражданства при получении ими государственных услуг в сфере миграции, в том числе медицинских организаций и центров тестирования по русскому языку, истории и основам законодательства Российской Федерации в срок до 30.04.2020 (т.1, л.д.71 - 72), пунктом 3 распоряжения прокурора Республики Башкортостан от 30.04.2020 N 119/7р срок проведения проверки продлен до 10.07.2020 (т.1, л.д.246-245).
На основании распоряжения и.о.прокурора Республики Башкортостан издано распоряжение от 16.03.2020 N 78/7р заместителем прокурора г. Уфы Республики Башкортостан Латыповым Д.Р. вынесено решение от 03.06.2020 б/н о проведении проверки соблюдения ООО "ММЦ-Медицина" законодательства о здравоохранении (т.1, л.д. 16).
Прокуратурой установлено, что 02.06.2020 ООО "ММЦ-Медицина" выдано медицинское заключение гражданину Азербайджана Гулиеву Р.А.О. о наличии (об отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющееся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительства, или разрешения на работу в Российской Федерации (т.1, л.д. 69).
Заявитель не согласился с указанным решением, просил признать его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для вынесения Прокуратурой решения о проведении проверки, соответствия содержания решения требованиям законодательства.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пунктов 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу пункта 15 статьи 21 Закон о прокуратуре действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверок исполнения законов, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. При осуществлении надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (статья 1, пункт 2 статьи 21 Закона о прокуратуре).
При этом согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора).
Согласно статье 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Таким образом, прокурор вправе осуществлять надзор за исполнением законов юридическим лицом, являющимся хозяйствующим субъектом, которым является ООО "ММЦ-Медицина".
Основанием для проведения прокурорской проверки является поступившая в органы прокуратуры информация о требующих принятия мер прокурором фактах нарушения законов, прав и свобод человека и гражданина, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (пункт 2 статьи 21, пункт 2 статьи 26 Закона о прокуратуре).
Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки. Решение о проведении прокурорской проверки доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой - не позднее дня принятия (пункты 2, 3 статьи 21 Закона о прокуратуре).
В пункте 5.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П указано, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, так и в любых открытых источниках.
Такой подход нашел отражение в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", согласно пункту 6 которого органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов.
В действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями и, соответственно, не исключается возможность проведения прокурорских проверок в инициативном порядке.
Из решения коллегии Генеральной прокуратура Российской Федерации от 13.12.2019 "О состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере миграции" следует, что была проанализирована ситуация, связанная с соблюдением миграционного законодательства, в том числе по соблюдению прав мигрантов (далее - Решение от 13.12.2019).
Согласно пункту 2.8 Решения от 13.12.2019 коллегия решила прокурорам субъектов Российской Федерации принципиально реагировать на нарушения в деятельности миграционных многофункциональных центров, а также организаций, оказывающих содействие иностранным гражданам и лицам без гражданства при получении ими государственных услуг в сфере миграции, в том числе медицинских организаций и центров тестирования по русскому языку, истории и основам законодательства Российской Федерации (т.1, л.д. 77).
Из распоряжения и.о.прокурора Республики Башкортостан от 16.03.2020 N 78/7р следует, что оно издано в целях исполнения Решения от 13.12.2019.
Распоряжением прокурора Республики Башкортостан от 30.04.2020 N 110/7р сроки указанных надзорных мероприятий продлены до 10.07.2020.
Из оспариваемого решения о проведении проверки от 03.06.2020 следует, что основанием для проведения проверки послужило распоряжение Прокуратуры Республики Башкортостан от 16.03.2020 N 78/7р (т.1, л.д. 16).
Поскольку в Решении от 13.12.2019 указано принципиально реагировать на нарушения в деятельности миграционных многофункциональных центров, а также организаций, оказывающих содействие иностранным гражданам и лицам без гражданства при получении ими государственных услуг в сфере миграции, в том числе медицинских организаций и центров тестирования по русскому языку, истории и основам законодательства Российской Федерации, то в распоряжении и.о.прокурора Республики Башкортостан от 16.03.2020 N 78/7р прокурору г. Уфы с привлечением прокуроров районов города предписано провести проверку деятельности многофункционального миграционного центра, а также организаций, оказывающих содействие иностранным гражданам и лицам без гражданства при получении ими государственных услуг в сфере миграции, в том числе медицинских организаций и центров тестирования по русскому языку, истории и основам законодательства Российской Федерации, в связи с чем следует признать вынесение 03.06.2020 заместителем прокурора г. Уфы решения о проведении проверки ООО "ММЦ-Медицина" при наличии оснований.
В соответствии с подпунктом 1 части 5 статьи 6.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Также пунктом 13 части 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что основанием для отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание является факт того, что иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Согласно статье 7 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях и включает в себя в том числе, соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Согласно Правилам проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1995 N 1017, обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции проводится в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, имеющих лицензию на проведение таких освидетельствований.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) основным видом деятельности ООО "ММЦ-Медицина" является деятельность больничных организаций, дополнительными видами деятельности являются: общая больничная практика, специальная больничная практика, деятельность в области медицины прочая.
Из лицензии ООО "ММЦ-Медицина" от 20.05.2020 N ЛО-02-01-007774 следует, что обществу предоставлено право проводить медицинские освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на работу, на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации (т.1, л.д. 19).
Прокуратурой установлено, что многофункциональный миграционный центр расположен по адресу г. Уфа, ул. Сарапульская, 58, место нахождения общество определено в Республике Башкортостан, г. Уфа, ул. Сарапульская, 58, эт/пом 2/16, то есть общество осуществляет медицинскую деятельность в здании многофункционального миграционного центра.
Также прокуратурой установлено, что 02.06.2020 ООО "ММЦ-Медицина" выдано медицинское заключение гражданину Азербайджана Гулиеву Р.А.О. о наличии (об отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющееся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительства, или разрешения на работу в Российской Федерации.
Таким образом, ООО "ММЦ-Медицина" осуществляет медицинскую деятельность в многофункциональном миграционном центре, расположенном по адресу г. Уфа, ул. Сарапульская, 58, установлен факт выдачи гражданину Азербайджана медицинского заключения о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний в целях выдачи (аннулирования) разрешения на временное проживание иностранных граждан, в связи с чем ООО "ММЦ-Медицина" является субъектом прокурорского надзора, определенного пунктом 3 распоряжения и.о.прокурора Республики Башкортостан от 16.03.2020 N 78/7р.
Следовательно, оспариваемое решение о проведении проверки в отношении общества принято в пределах полномочий, установленных Законом о прокуратуре, при наличии оснований, и в отношении надлежащего субъекта прокурорского надзора.
Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии ОО "ММЦ-Медицина" в перечне медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Республики Башкортостан документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина (лица без гражданства) заболевания наркоманией и выданных по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина (лица без гражданства) заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), которые необходимы при оформлении (переоформлении) патента, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 132 от 14.04.2015 нашел свое подтверждение в судебном заседании суда апелляционной инстанции, однако ссылка суда первой инстанции на указанный перечень не привела к принятию неправильного решения.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.04.2021 по делу N А07-12379/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ММЦ-Медицина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12379/2020
Истец: ООО "ММЦ-МЕДИЦИНА"
Ответчик: Прокуратура по РБ
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7920/2021
12.07.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7448/2021
02.04.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12379/20
03.09.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9048/20