город Омск |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А70-20487/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Титовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5694/2021) акционерного общества "Самотлорнефтегаз" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.03.2021 по делу N А70-20487/2020 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (ОГРН 1028600940576, ИНН 8603089934, дата регистрации: 19.08.2002, адрес: 628600, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, дом 4) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55) о признании недействительным предписания от 28.07.2020 N 42,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Самотлорнефтегаз" (далее - заявитель, Общество, АО "Самотлорнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 28.07.2020 N 42.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.03.2021 по делу N А70-20487/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "Самотлорнефтегаз" обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что законодательством не предусмотрена процедура продления срока исполнения предписания. По мнению Общества, судом не учтено, что проект рекультивации согласован в установленном законом порядке, в том числе, в части сроков рекультивации земельного участка, предусматривает рекультивацию в период с 2020 года до 2024 года, в то время как согласно предписанию рекультивацию необходимо провести в срок до 10.10.2021. АО "Самотлорнефтегаз" полагает, что Управлению следовало уточнить у Общества о сроках для устранения выявленных нарушений.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления от Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений поступили материалы, содержащие сведения о загрязнении 06.12.22019 на объекте АО Самотлорнефтегаз
нефтесодержащей жидкостью территории, расположенной на линейном нефтесборе от АГЗУ кустовой площадки 272 до КСП-16,
-530 х 8 мм L-1466 м 2007 года ввода. Самотлорское месторождение. ЦДНГ-4. КСП-16 (далее - земельный участок).
В целях устранения выявленных нарушений Обществу выдано 28.07.2020 предписание N 42, согласно которому предложено в срок до 10.10.2021 рекультивировать нарушенный земельный участок в соответствии с проектом рекультивации земель.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
30.03.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 7 эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу пункта 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно пункту 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240, организации обязаны: создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке; немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации; иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов; содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий; принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов; разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; проводить корректировку планов при изменении исходных данных; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта; создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены правила о проведении рекультивации и консервации земель (далее - Правила N 800), которые устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
Согласно пункту 13 Правил N 800 разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом: а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель; б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка; в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.
При этом в силу подпункта б) пункта 14 Правил N 800 проект рекультивации земель, проект консервации земель содержит раздел "Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель", включающий: экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель, консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации, консервации; описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель, консервации земель; обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель (в случае разработки проекта рекультивации земель); обоснование невозможности обеспечения соответствия земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, при проведении рекультивации земель в течение 15 лет (в случае разработки проекта консервации земель).
В пункте 28 Правил N 800 указано, что срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.
Материалами дела подтверждено, что 06.12.2019 на объекте АО Самотлорнефтегаз
(нефтезагрязненный земельный участок, расположенный на линейном нефтесборе от АГЗУ кустовой площадки 272 до КСП-16,
-530 х 8 мм L-1466 м 2007 года ввода. Самотлорское месторождение. ЦДНГ-4. КСП-16) произошла разгерметизация трубопровода с последующим выходом нефти на почвенный покров. Площадь загрязненного участка составила 883 кв.м.
Постановлением от 28.07.2020 N 146-ЗН АО "Самотлорнефтегаз" привлечено по данному факту к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Постановление не было оспорено Обществом в судебном порядке, вступило в законную силу.
Указанный инцидент также послужил основанием для выдачи предписания от 28.07.2020 N 42, согласно которому Обществу надлежит рекультивировать нарушенный земельный участок в срок до 10.10.2021
Общество по существу не оспаривает требования выданного предписания, однако находит его неисполнимым в части установленного срока устранения нарушений. Указывает, что обществом разработан Проект рекультивации нефтезагрязненных земель на объект: "Загрязненный земельный участок N СНГ/ЦДНГ-4/200/19-з (РН-СНГ-2019-162)" площадью: 0,1856 га (далее - проект рекультивации), согласно которому установлены следующие сроки проведения работ по рекультивации: технический этап в период с 2020 по 2023 года; биологический этап в период с 2023 по 2024 года
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Общества, поскольку из материалов дела следует, что предписание выдано 28.07.2020, а проект рекультивации был согласован начальником отдела - лесничим Нижневартовского территориальным отделом - лесничества Управления лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО - Югры 07.09.2020, соответственно, Управление не могло принять во внимание сроки, определенные в проекте.
Доводы Общества о том, что Управлению следовало уточнить у Общества о сроках для устранения выявленных нарушений, являются несостоятельными, поскольку данная обязанность на административный органом закон не возложена.
Напротив, пунктом 26 Правил N 800 предусмотрено, что лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев.
Как было выше сказано, разгерметизация на линейном нефтесборе произошла 06.12.2019, соответственно, крайним сроком разработки проекта рекультивации являлась дата 06.07.2020.
В нарушение пункта 26 Правил N 800, проект рекультивации был согласован с административным органом только 07.09.2020, то есть с нарушением срока.
С учетом того, что административный орган, вынося оспариваемое предписание, не располагал сведениями о проекте рекультивации, поскольку таковой не был ни подготовлен, ни согласован, а срок для его разработки истек, то административный орган правомерно определил срок 10.10.2021.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что все участники гражданского оборота должны добросовестно пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности.
Однако, АО "Самотлорнефтегаз", ссылаясь на то, что предписанием от 28.07.2020 установлены неразумные сроки для проведения рекультивации, при рассмотрении спора в суде апелляционной инстанции в июле 2021 года, то есть спустя почти год после его выдачи, не представило ни одного доказательства фактического осуществления рекультивации хотя бы в пределах сроков, установленных проектом рекультивации.
Доводы подателя жалобы о том, что законом не предусмотрена процедура продления государственным органом срока исполнения предписания, сроки исполнения предписания неисполнимы, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 N 783 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, в пункте 144 которого установлено, что продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению мер, в том числе мероприятий по восстановлению природной среды. Ходатайство может быть представлено не менее чем за 10 рабочих дней до наступления срока устранения нарушений.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, Административный регламент предусматривает возможность продления срока предписания в случае объективных причин и с учетом принятых заявителем к выполнению предписания мер.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Самотлорнефтегаз" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.03.2021 по делу N А70-20487/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-20487/2020
Истец: АО "САМОТЛОРНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования