г. Пермь |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А60-6312/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Голубцова В.Г.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 26 апреля 2021 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А60-6312/2021
по заявлению Государственного учреждения - управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области (ИНН 6620007913, ОГРН 1026601300417)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональные коммунальные системы" (ИНН 6620011148, ОГРН 1069620004190)
о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М тип "дополняющий" за май 2019, июнь 2019, август 2019, ноябрь 2019 года, февраль 2020 года, по форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь 2020 года в размере 14000 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области (далее - заявитель, Орган пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Региональные коммунальные системы" (далее - заинтересованное лицо, ООО "РКС", Общество) о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М тип "дополняющая" - за май 2019 года, июнь 2019 года, август 2019 года, ноябрь 2019 года, февраль 2020 года; по форме СЗВ-М тип "исходная" - за сентябрь 2020 года в общей сумме 14 000 руб. 00 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.04.2021 (резолютивная часть от 15.04.2021) требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Региональные коммунальные системы" в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взысканы финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года в размере 350 руб. 00 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение изменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает на неправильное применение судом первой инстанции п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, поскольку представление сведений о застрахованном лице по дополняющей форме СЗВ-М в случаях, если такие сведения ранее не подавались по исходной форме СЗВ-М, не может расцениваться как исправление ошибки в ранее представленных сведениях. Соответственно, на Общество правомерно наложены финансовые санкции на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за май 2019 года, июнь 2019 года, август 2019 года, ноябрь 2019 года, февраль 2020 года. Апеллянт также полагает, что суд первой инстанции неправомерно обосновал снижение размера финансовых санкций, наложенных на ООО "Региональные коммунальные системы" за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь 2020 года, ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, которая не может применяться к правоотношениям в сфере индивидуального (персонифицированного) учета.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, заявителем проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), в отношении страхователя - общества с ограниченной ответственностью "Региональные коммунальные системы".
В результате проверки установлены следующие обстоятельства.
18.06.2019 Страхователем сданы ежемесячные сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период: май 2019 года в отношении 85 застрахованных лиц. 12.02.2020 Страхователем предоставлены Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за май 2019 года в отношении трех застрахованных лиц.
14.07.2019 Страхователем сданы ежемесячные сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период: июнь 2019 года в отношении 79 застрахованных лиц. 12.02.2020 страхователем предоставлены Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за июнь 2019 года в отношении трех застрахованных лиц.
10.09.2019 Страхователем сданы ежемесячные сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период: август 2019 года в отношении 76 застрахованных лиц. 12.02.2020 страхователем предоставлены Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за август 2019 года в отношении тринадцати застрахованных лиц.
10.12.2019 Страхователем сданы ежемесячные сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период: ноябрь 2019 года в отношении 86 застрахованных лиц. 12.02.2020 страхователем предоставлены Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за ноябрь 2019 года в отношении одного застрахованного лица.
05.03.2020 Страхователем сданы ежемесячные сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период: февраль 2020 года в отношении 83 застрахованных лиц. 17.04.2020 страхователем предоставлены Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за февраль 2020 года в отношении одного застрахованного лица.
16.10.2020 года Страхователем сданы ежемесячные сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период: сентябрь 2020 года в отношении семи застрахованных лиц.
Результаты проверки отражены Органом пенсионного фонда в актах нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте N 075S18200013635 от 11.06.2020 (за отчетный период - май 2019), N 075S18200013636 от 11.06.2020 (за отчетный период - июнь 2019), N 075S18200013637 от 11.06.2020 (за отчетный период - август 2019), N 075S18200013638 от 11.06.2020 (за отчетный период - ноябрь 2019), N 075S18200016094 от 03.07.2020 (за отчетный период - февраль 2020), N 075S18200028042 от 19.10.2020 (за отчетный период - сентябрь 2020).
Органом пенсионного фонда по результатам рассмотрения названных актов вынесены решения N 075S19200017020 от 20.07.2020 (за отчетный период - май 2019), N 075S19200017019 от 20.07.2020 (за отчетный период - июнь 2019), N 075S19200017018 от 20.07.2020 (за отчетный период - август 2019), N 075S19200017017 от 20.07.2020 (за отчетный период - ноябрь 2019), N 075S19200019260 от 05.08.2020 (за отчетный период - февраль 2020), N 075S19200031186 от 20.11.2020 (за отчетный период - сентябрь 2020), которыми Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общей сумме 14 000 рублей за несвоевременное представление сведений персонифицированного учета.
Поскольку требования об уплате финансовых санкций Обществом исполнены не были, Орган пенсионного фонда обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для снижения размера наложенных на Общество финансовых санкций по факту несвоевременного представления сведений за сентябрь 2020 года, а также из наличия у ООО "РКС" права самостоятельно уточнить ранее поданные сведения персонифицированного учета за отчетные периоды июнь 2019 года, август 2019 года, ноябрь 2019 года, февраль 2020 года.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ООО "РКС" является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
На основании части 3 статьи 17 Федерального Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 настоящего федерального закона, к страхователям применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.
Согласно статье 15 Федерального Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, исходя из конструкции нормы статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Из системного толкования статей 11,15,17 Федерального закона N 27-ФЗ, п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н следует отсутствие достаточных оснований для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального Закона N27-ФЗ, в тех случаях, когда страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил полные и достоверные данные по персонифицированному учету, либо исправил ошибку в срок, указанный в уведомлении территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации.
В рассматриваемых по делу обстоятельствах ООО "РКС", самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Органом пенсионного фонда, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за отчетные периоды июнь 2019 года, август 2019 года, ноябрь 2019 года, февраль 2020 года, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений по форме СЗВ-М тип "дополняющая", что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального Закона N 27-ФЗ.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначально поданных сведениях за соответствующие периоды, не может лишать заявителя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, требования Органа пенсионного фонда о взыскании с ООО "РКС" финансовых санкций, наложенных Решениями N 075S19200017020 от 20.07.2020 (за отчетный период - май 2019), N 075S19200017019 от 20.07.2020 (за отчетный период - июнь 2019), N 075S19200017018 от 20.07.2020 (за отчетный период - август 2019), N 075S19200017017 от 20.07.2020 (за отчетный период - ноябрь 2019), N 075S19200019260 от 05.08.2020 (за отчетный период - февраль 2020) правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Рассматривая дело, суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что представленными по делу доказательствами факт нарушения сроков предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за сентябрь 2020 года и вина Общества в данном нарушении подтверждены. Привлечение ООО "РКС" к ответственности по данному факту Решением Заявителя N 075S19200031186 от 20.11.2020 является законным и обоснованным.
При разрешении вопроса о наличии оснований для снижения размера финансовых санкций суд первой инстанции руководствовался разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, согласно которым санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Следовательно, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 названного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
Суд первой инстанции обоснованно учел в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность ответчика, следующие: совершение правонарушения впервые, самостоятельное представление ответчиком сведений о застрахованных лицах, незначительность пропуска срока.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, с учетом принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, в соответствии со статьями 112, 114 НК РФ суд посчитал возможным уменьшить размер финансовых санкций до 350 руб.
Апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции с учетом принципа справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения сделал правильный вывод о наличии оснований для снижения размера финансовой санкции.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Доводы Органа пенсионного фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку установленных по делу обстоятельств не опровергают, основываются на неправильном толковании норм законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и положений Главы 34 Налогового Кодекса РФ, следовательно, отмену решения суда первой инстанции не влекут.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции в и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-6312/2021 от 26 апреля 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 15.04.2021) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-6312/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ КУШВЕ И ГОРОДЕ ВЕРХНЕЙ ТУРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ