город Москва |
|
13 июля 2021 г. |
дело N А40-57202/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.07.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федерального округа
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2021 по делу N А40-57202/21
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федерального округа
к ООО "Эковайн" (ОГРН: 1177746058038, ИНН: 7743190467)
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - Абанникова О.А. по доверенности от 29.12.2020;
от ответчика - Сальников М.П. по доверенности от 28.01.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2021 в удовлетворении заявленных Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федерального округа требований о привлечении ООО "Эковайн" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 05.03.2021 N 0101/280121/00193-5ю, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители общества и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка по Центральному федерального округа обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО "Эковайн" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 05.03.2021 N 0101/280121/00193-5ю.
Протоколом об административном правонарушении установлено, что ООО "Эковайн" 28.01.2021 по адресу: Москва, Коровинское шоссе, дом 35 стр. 4, совершено административное правонарушение, выразившееся в том, что обособленное подразделение общества, в котором осуществляется лицензированный вид деятельности, не оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающими искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, что является нарушением лицензионные требований, установленных п. 20 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Частью 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100.00 до 150.000 руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Из материалов дела следует, что в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулировании алкогольного рынка по Центральному федеральному округу поступило письмо УЭБ и ПК ГУ МВД России по г. Москве исх. N 4/9/2196 от 28.01.2021 (вх. N 1-619 от 28.01.2021) о выделении сотрудников для участия в проведении проверочных мероприятий по факту незаконного оборота алкогольной продукции на территории г. Москвы.
В результате участия в качестве специалистов в проведении контрольных мероприятий совместно с сотрудниками УЭБ и ПК ГУ МВД России по г. Москве отношении ООО "Эковайн" установлено, что согласно сводному государственному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Эковайн" осуществляет свою деятельность на основании лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции N 773АП0006688 от 20.06.2017, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия с 20.06.2017 до 19.06.2022, по местам нахождения обособленных подразделений и (или) иных мест осуществления лицензируемых видов деятельности: Россия, 125412, Москва, р-н Западное Дегунино Kоровинское шоссе, д. 35 стр. 4, нежилое здание, помещение N 1, этаж 2, комната N 2 (S = 199,4 кв.м.), N 48 (S = 205,4 кв.м.) (S = 404,80 кв.м.).
Согласно отчету об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по дате розлива/ввоза и ТТН) по 1 регистру на 28.01.2021 на остатках ООО "Эковайн" по адресу осуществления деятельности: Москва, Коровинское шоссе, дом 35 стр. 4, нежилое здание, помещение N 1, этаж/комната N 27, комната N 48 (согласно данным ЕГАИС) числится 582.625 единиц алкогольной продукции (37,02829 тыс. дал).
В ходе осмотра установлено, что по адресу: Москва, Коровинское шоссе, дом 35 стр. 4 расположена территория, огороженная забором; информационные таблички по вышеуказанному адресу отсутствуют; проход/проезд на территорию осуществляется через охраняемое КПП; на территории расположены несколько монолитных нежилых зданий, в которых свою деятельность осуществляют различные организации; прямо по центру расположено нежилое здание; при проходе на второй этаж расположены складские помещения, согласно представленным устным пояснениям в данных помещениях свою деятельность осуществляет ООО "Эковайн".
В ходе осмотра складского помещения по адресу: Москва, Коровинское шоссе, дом 35 стр. 4, нежилое здание, помещение N 1, этаж 2, комната N 48 установлено наличие оборота (хранение) алкогольной продукции различных наименований.
Технические средства фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации в данном помещении отсутствуют.
При осмотре складского помещения по адресу: Москва, Коровинское шоссе, дом 35, стр. 4, нежилое здание, помещение N 1, этаж 2, комната N 27 установлено наличие оборота (хранение) алкогольной продукции различных наименований. Технические средства фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации в данном помещении отсутствуют.
При осмотре офисного помещения обществ, расположенного по адресу: 125412, Москва, Коровинское шоссе, дом 35 стр. 4, этаж 2, пом. III, комната 30 обнаружено наличие технических средств фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации; голографические пломбы "2009 0088006" и "2009 0088005", которыми оклеен системный блок, не закреплены (повреждены), что позволяет осуществить доступ внутрь системного блока персонального компьютера.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. При этом под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данной Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 1 п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензионными требованиями (условиями) в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются, в том числе соответствие заявителя (лицензиата лицензионным требованиям, установленным в соответствие с положениями ст. ст. 2, 8, 9 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
В соответствии с п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 "О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждены Правила ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции; Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате) в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; Перечень спиртосодержащей непищевой продукции, для производства которой основное технологическое оборудование не требует оснащения автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
Согласно п. 20 раздела III. Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую информационную систему при наличии у организаций, указанных в подп. 2 п. 19, сельскохозяйственных товаропроизводителей обособленных подразделений их программно-аппаратные средства должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).
Поставщики алкогольной и спиртосодержащей продукции подключаются к системе ЕГАИС самостоятельно с использованием универсального транспортного модуля (УТМ).
Для подключения к системе необходимо следующее оборудование (информация представлена на сайте ЕГАИС): компьютер (рабочая станция): процессор х32 с частотой от 1,9 ГГц и выше; оперативная память объемом от 2 Гб или более; дисковый накопитель объемом не менее 50 Гб; Ethernet контроллер, 100/1000 Mbps, разъем RJ45; Криптографическое оборудование (аппаратный крипто-ключ JaCarta со встроенным криптопровайдером РКI/ГОСТ); операционная система Windows 7 Starter и выше; Общесистемное программное обеспечение Java 8 и выше; Программное обеспечение ЕГАИС - УТМ (скачивается самостоятельно н сайте Росалкогольрегулирования через личный кабинет); усиленная квалифицированная электронная подпись (для ее оформления необходима выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), СНИЛС, ИНН, ОГРН, паспорт ИП); бухгалтерская программа с возможностью взаимодействия с УТМ с возможностью формирования файла установленного формата для отправки в ЕГАИС.
В соответствии с п. 20 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Обществом осуществляется закупка, хранение и поставка алкогольной продукции и дальнейшая ее поставка контрагентам.
На момент осмотра (28.01.2021) в нарушение п. 2 ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и п. 20 Требований, в помещении, указанном в лицензии расположенном по адресу: Москва, Коровинское шоссе, дом 35 стр. 4, нежилое здание помещение N 1, этаж 2 комната N 27, комната N 48 технические средства фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, отсутствуют (подтверждается протоколом осмотра N 0101/280121/00193-2ю от 28.01.2021), что является нарушением лицензионных требований.
По мнению административного органа, ООО "Эковайн" имело возможность оборудовать складское помещение, расположенное по адресу: Москва, Коровинское шоссе, дом 35 стр. 4 нежилое здание, помещение N 1, этаж 2 комната N 27, комната N 48, в которой осуществляется лицензированный вид деятельности, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота спиртосодержащей непищевой продукции в ЕГАИС, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, но ООО "Эковайт" не предпринято соответствующих мер.
ООО "Эковайт" вменяется состав правонарушения, объективной стороной которого является отсутствие на территории складских помещения общества программно-аппаратных средств для передачи данных о закупке, хранении и поставках алкогольной продукции в ЕГАИС.
28.01.2021 в ходе проведения на территории ООО "Эковайт" выездной налоговой проверки сотрудниками совместно с сотрудниками МВД России, а также для проведения внеплановой проверки прибыло МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу.
В ходе проверки все системные блоки общества, в том числе аппаратные средства ЕГАИС, установленные на складе перенесены в одно помещение с целью производства осмотра и последующей выемки, что подтверждается прилагаемыми протоколами, составленными налоговым органом 28.01.2021.
Осмотр основной части складских помещений согласно протокола, производился сотрудниками Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в период времени с 19 час. 20 мин. по 20 час. 36 мин., то есть уже во внерабочее время и при отсутствии всех сотрудников общества на рабочих местах, в связи с чем после осмотра и изъятия данных со всех компьютеров, программно-аппаратные средства (системный блок, монитор и сканер) для внесения данных ЕГАИС находились в офисном помещении.
Таким образом, по состоянию на 19 час. 20 мин. 28.01.2021 в складских помещениях общества отсутствовали все необходимые технические средства для ведения системы ЕГАИС.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
Установив данные обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у общества отсутствовала объективная возможность соблюдения норм действующего законодательства, регулирующие правоотношения в области производства и оборота алкогольной продукции.
Соответственно, в совершенном деянии отсутствует субъективная сторона (вина) состава административного правонарушения, что является необходимым признаком для применения к ООО "Эковайн" административной ответственности.
Применительно к конкретным фактическим обстоятельствам рассматриваемого спора суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2021 по делу N А40-57202/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57202/2021
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "ЭКОВАЙН"