г. Москва |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А40-219010/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.03.2021 по делу N А40-219010/20
по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ГОУ ВО Московской области "Московский Государственный Областной Университет"
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Кайдалова О.С. по дов. от 11.01.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Сидорина Е.И. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление, ответчик) о признании незаконным Решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации от 06.07.2020 г. N 77-0-1-71/3121/2020-295.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица возражали по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, 16.01.2020 Заявитель обратился в Управление с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Московский, дер. Лапшинка.
29.01.2020 Управление вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации объекта недвижимости, в котором указало на необходимость представления технического плана, подготовленного в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований по его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
06.07.2020 Решением Управления, оформленным Уведомлением N 77-0-1-71/3121/2020-295, в государственном кадастровом учете и государственной регистрации отказано по основаниям, изложенным в Уведомлении от 29.01.2020.
Полагая, что решение Управления нарушает законные права и интересы Министерства, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Главы администрации Ленинского района Московской области от 07.05.1993 N 884 за Государственным образовательным учреждением высшего образования Московской области Московским государственным областным университетом на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок площадью 5,35 га, расположенный по адресу: г. Москва, поселение Московский, дер. Лапшинка (кадастровый номер 50:21:0100309:381) для размещения агробиостанции (далее - земельный участок).
Согласно информации, содержащейся в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области, на земельном участке расположено тринадцать объектов недвижимого имущества, предназначенных для организации образовательного процесса и проживания обучающихся (далее - объекты). Объекты закреплены за МГОУ на праве оперативного управления (распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 18.05.2005 N 739).
Отопление и горячее водоснабжение объектов осуществляется посредством использования МГОУ газовой котельной, находящейся на земельном участке в здании столовой-котельной с кадастровым номером 77:17:0100306:22 и работающей на природном газе, который поставляется по подземному газопроводу высокого давления (0,6 МПа), общей протяженностью 221,8 п.м, проходящему по земельному участку.
Согласно Свидетельству о регистрации опасных производственных объектов N 01-04243, выданного Межрегиональным технологическим управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 24.06.2014 (далее - МТУ Ростехнадзора), сеть газопотребления МГОУ (газопровод) относится к опасным производственным объектам III класса опасности.
В соответствии пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, подлежит лицензированию.
В целях реализации норм, содержащихся в Федеральном законе, МГОУ была получена лицензия N ЭВ-01-002841 на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, выданная 01.02.2007 Ростехнадзором.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных МТУ Ростехнадзора, в адрес МГОУ были выданы предписания N П-110/2.3 от 03.05.2018, N П-221/2.3 от 14.09.2018 с требованием о переоформлении Лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ на взрывоопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности.
В целях переоформлении Лицензии 01.11.2018 в Ростехнадзор было направленно заявление N 7739 о переоформлении лицензии с приложением необходимого пакета документов (далее - заявление). Вместе с тем 09.01.2019 Ростехнадзором было принято решение о возврате заявления и прилагаемых к нему документов по причине непредставления копий документов, подтверждающих наличие вещных прав на подземный газопровод высокого давления, проходящий по земельному участку (далее -газопровод).
По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных МТУ Ростехнадзора, МГОУ было предложено документарно подтвердить право собственности на Газопровод.
Поскольку газопровод не числится в реестре областной собственности и до настоящего времени не закреплен за МГОУ на праве оперативного управления, 16.01.2020 представителем МГОУ на основании доверенности Министерства имущественных отношений Московской области от 01.11.2019 N 668 были поданы заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества с необходимым комплектом документов.
Как следует из материалов дела, заявителем в Управление были представлены:
- технический план сооружения, оптический компакт-диск, размер файла 4 МБ (16.01.2020);
- технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, оптический компакт-диск, размер файла 60 МБ 12.02.2020);
- технический план + на бум. носителе на 29 л., оптический компакт-диск, размер файла 165 МБ (12.03.2020);
- технический план сооружения, оптический компакт-диск, размер файла 21 Мб (05.06.2020);
технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, оптический компакт-диск, размер файла 29 МБ (03.07.2020).
Таким образом, заявителем были представлены все необходимые документы для проведения кадастрового учета и государственной регистрации, содержащие полную и необходимую информацию о газопроводе высокого давления (0,6 МПа), общей протяженностью 221,8 п.м., проходящему по земельному участку с кадастровым номером 50:21:0100309:381, по адресу: г.Москва, поселение Московский, дер. Лапшинка, в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности Московской области на спорный газопровод.
Согласно пункту 21 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений (Приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений") документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав приложения оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план. План этажа (этажей) либо План части этажа I этажей), а в случае отсутствия у здания, сооружения этажей - План объекта недвижимости либо План части объекта недвижимости оформляются в виде файла в формате JPEG.
Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве.
Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi.
При этом технический план не содержит ошибок/недочетов, которые бы сделали государственный кадастровый учет невозможным технически и/или незаконным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности были предоставлены надлежащим образом оформленные и достаточные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, решение Управления от 06.07.2020 г. N 77-0-1-71/3121/2020-295 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации объекта недвижимости не имеет под собой правового основания.
Совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.03.2021 по делу N А40-219010/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219010/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Росреестр по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет