г. Вологда |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А44-227/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 марта 2021 года по делу N А44-227/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная спасательная компания" (ОГРН 1165022050995, ИНН 5022050798; адрес: 140404, Московская область, город Коломна, улица Девичье Поле, дом 1а, литер Б; 173003, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 107; далее - общество, ООО "МСК") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (ОГРН 1025300787016, ИНН 5321038319; адрес: 173007, Великий Новгород, улица Людогоща, дом 5/68; далее - управление, УМВД России по НО) о признании незаконными действий Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Новгородской области, выразившихся в прекращении государственного учета автомобиля ГАЗ-2752 (государственный регистрационный знак Е115РА 53), и выдаче уведомления от 22.12.2020 N 18/м-6178, а также о возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возобновления государственного учета автомобиля.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 16 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены. С управления в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что судом не принято во внимание Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 (далее - Положение N 1091).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании письма ГУОБДД МВД России от 27.11.2020 N 13/4-П-9869 УГИБДД УМВД России по Новгородской области проведена проверка правомерности совершения регистрационных действий с транспортными средствами, принадлежащими обществу, не входящему в состав МЧС России, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств с нанесенными на их поверхности цветографическими схемами согласно ГОСТ Р 50574-2019 (листы дела 68-73).
В ходе проведения проверки УГИБДД УМВД России по Новгородской области установлено, что по состоянию на 18.12.2020 на учете в МРЭО ГИБДД УМВД России по Новгородской области состоит принадлежащий заявителю автомобиль ГАЗ-2752 (2018 года выпуска, VIN Х96275200К0866827, с государственным регистрационным знаком Е115РА 53 (листы дела 74).
В качестве правоустанавливающего документа на автомобиль при совершении регистрационных действий обществом был предъявлен договор внутреннего лизинга от 22.01.2019 N ЛД 78-0037/19, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Интерлизинг" (лизингодатель), сроком до 01.01.2022. В дополнительном соглашении от 01.04.2019 N 01/19 стороны согласовали, что получателем предмета лизинга по договору выступает Новгородский филиал общества (листы дела 9-10).
Указанное транспортное средство 09.02.2019 поставлено на регистрационный учет с внесением в регистрационные данные транспортного средства сведений об имеющейся цветографической схеме А30 ГОСТ Р 50574-2002, как лица, выполняющего деятельность по обеспечению поисково-спасательных и газоспасательных работ.
Обозначенные выше сведения внесены в учетные данные на основании предъявленного свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 05.10.2017, регистрационный N 5/8-109-278 со сроком действия до 05.10.2020.
В ходе проведенной проверки управление установило, что согласно сведениям, содержащимся в реестре спасательных формирований в субъекте Российской Федерации (далее - Реестр) по Рязанской области, размещенном на официальном сайте МЧС России (www.mchs.gov.ru), общество является аварийно-спасательным формированием в металлургической отрасли (дата аккредитации 06.06.2019 N 5/8-214-319, свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ N 02077 (листы дела 76-78).
При этом на дату проверки в указанном реестре отсутствовали сведения о наличии у общества транспортных средств, оснащенных (подлежащих оснащению) специальными звуковыми и световыми сигналами.
Ответчиком также установлено, что регистрация спорного автомобиля с внесением в регистрационные данные сведений о нанесенных на нем цветографической схемы, опознавательных знаков, надписи и оборудовании специальными световыми и звуковыми сигналами, осуществлена на основании свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 05.10.2017 серии 5/8 N 10538 (регистрационный N 5/8-109-278, срок действия 3 года), которое на период проведения проверки недействительно.
Установив приведенные выше обстоятельства, УМВД России по НО на основании пункта 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ), пункта 136 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 (далее - Административный регламент), пункта 60 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1764 (далее - Правила государственной регистрации, Правила N 1764), приняло решение о прекращении государственного учета ранее принадлежащего обществу транспортного средства ГАЗ-2752 в связи с истечением срока государственного учета транспортного средства (лист дела 8).
Общество, полагая, что указанные действия по прекращению государственного учета автомобиля являются неправомерными, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Законом N 283-ФЗ установлены Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, урегулированы
В соответствии со статьей 3 Закона N 283-ФЗ государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях государственного учета транспортных средств и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
Согласно статье 5 указанного Закона государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
При этом, в силу части 1 статьи 18 Закона N 283-ФЗ государственный учет транспортного средства прекращается:
1) по заявлению владельца транспортного средства;
2) по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства;
3) при наличии сведений о смерти владельца транспортного средства;
4) при наличии сведений о ликвидации юридического лица, являющегося владельцем транспортного средства, или о прекращении физическим лицом, являющимся владельцем транспортного средства, деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
5) при наличии сведений о прекращении опеки (попечительства) над собственником транспортного средства, а в отношении транспортного средства, владельцем которого является один из родителей либо усыновитель лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, - при достижении собственником транспортного средства возраста шестнадцати лет;
6) если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, - в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации;
7) в связи с истечением срока государственного учета транспортного средства.
Как отмечено ранее, управление прекратило государственную регистрацию принадлежащего обществу транспортного средства в связи с истечением срока государственного учета транспортного средства.
Из апелляционной жалобы следует, что фактически такие действия управлением совершены в связи с отсутствием в Реестре сведений о наличии у общества транспортных средств, оснащенных (подлежащих оснащению) специальными звуковыми и световыми сигналами.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - Правила N1764).
Согласно пункту 2 Правил N 1764 государственная регистрация транспортного средства (далее - регистрация транспортного средства) осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства или лицом, владеющим транспортным средством на основании договора лизинга.
Действительно, пунктом 13 Правил N 1764 установлено, что регистрация транспортных средств, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, осуществляется с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации к таким транспортным средствам на основании документов, подтверждающих право юридического лица на их использование.
Подпунктом "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2012 N 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства" предусмотрено, что устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортных средств оборудуются, кроме прочего, транспортные средства профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.
Из материалов дела следует, судом установлено и управлением не отрицается, что общество является профессиональным аварийно-спасательным формированием и осуществляет свою деятельность на основании свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ N 02077 от 06.06.2019 (регистрационный номер N 5/8-214-319), выданного отраслевой комиссией Минпромторга России по аттестации в металлургической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (OAK 5/8). Указанное свидетельство действительно до 06.06.2022 (лист дела 11).
Общество владеет спорным автомобилем на основании договора внутреннего лизинга от 22.01.2019 N ЛД 78-0037/19, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Интерлизинг" (лизингодатель) сроком до 01.01.2022. При регистрации транспортного средства 09.12.2019 действовало свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 05.10.2017 серии 5/8 N 10538, регистрационный N 5/8-109-278, выданное Новгородскому филиалу общества.
В связи с этим суд сделал верный вывод о том, что спорное транспортное средство ГАЗ-2752 находится у общества на законных основаниях, предназначено для осуществления аварийно-спасательных и газоспасательных работ, заявитель является лицом, имеющим на это соответствующую лицензию, в связи с этим оно правомерно разместило на наружной поверхности автомобиля ГАЗ-2752 специальные цветографические схемы, а также устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Кроме того, управлением не представлено и доказательств, свидетельствующих о том, что автомобиль ГАЗ-2752 поставлен МРЭО ГИБДД УМВД России по Новгородской области на государственный учет временно, то есть до 05.10.2020 (до окончания ранее действующего свидетельства от 05.10.2017).
Напротив, в свидетельстве о регистрации транспортного средства 99 04 N 147515, выданном МРЭО ГИБДД УМВД России по Новгородской области в отношении спорного автомобиля имеется запись от 19.04.2019: "Зарег. по дог. лизинга N ЛД-78-0037/19 до 01.01.2022", лизингодатель ООО Интерлизинг" (лист дела 12). Отметок об ограничении срока постановки указанного автомобиля на государственный учет в документах, выданных регистрирующим органом, не имеется.
Управлением в материалы дела не представлено и доказательств того, что по состоянию на 22.12.2020 автомобиль ГАЗ-2752 выбыл из владения общества.
Ссылка управления на отсутствие сведений о спорном автомобиле общества в Реестре также не может быть принята как не имеющая правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Положение N 1091, на которое ссылается управление в своей жалобе, определяет порядок проведения аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, общественных аварийно-спасательных формирований (далее - аварийно-спасательные службы (формирования)), а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
При этом вопросы соблюдения его требований не относятся к компетенции УМВД России по НО.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, исходя из пунктов 12, 13 приказа МЧС России от 12.03.2018 N 99 "Об утверждении Порядка регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований", сведения заносятся в Реестр должностными лицами МЧС России на основании сведений, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в МЧС России, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также поступивших от МВД РФ в порядке информационного взаимодействия.
Соответственно, имеющиеся в указанных реестрах сведения носят информационный, а не правоустанавливающий характер.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа обществу в удовлетворении заявленного требования.
Изложенные управлением в апелляционной жалобе доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Новгородской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 марта 2021 года по делу N А44-227/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-227/2021
Истец: ООО "Межрегиональная спасательная компания"
Ответчик: МРЭО ГИБДД УМВД России по Новгородской области, УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд