г. Челябинск |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А76-3986/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Соколовой И.Ю., Аникина И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2021 по делу N А76-3986/2021.
В заседании приняли участие представители:
истца: общества с ограниченной ответственностью "ПЛАНЕТА-Н" - Шиндина Мария Евгеньевна (доверенность от 12.01.2021 сроком действия до 31.12.2021, паспорт, диплом)
ответчика: Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - Смирнова Вера Николаевна (доверенность от 26.02.2021 сроком действия до 26.02.2022, служебное удостоверение, диплом)
Общество с ограниченной ответственностью "Планета - Н" (далее - ООО "Планета-Н", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет, ответчик) о признании незаконным действия Комитета по отказу в заключении договора на размещение нестационарного объекта, выраженные в письме исх. N 40872 от 06.11.2020 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем заключения без проведения торгов в течении 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу договора с ООО "Планета-Н" на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 84 (восемьдесят четыре) кв.м., расположенного на остановке "8-ой микрорайон" по Комсомольскому проспекту в Курчатовском районе города Челябинска, кадастровый номер 74:36:0711008:130 из земель населенных пунктов (зона инженерной и транспортной инфраструктуры), находящихся в распоряжении (собственности) муниципального образования "город Челябинск", сроком на 7 (семь) лет.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрации г. Челябинска.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2021 (резолютивная часть от 21.04.2021) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласился Комитет (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, ее податель указывает на неправомерность выводов суда первой инстанции о наличии оснований для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) в связи с тем, что обществом было подано соответствующее заявление ранее истечения срока действия договора УЗN 006002-Вр-2010 от 01.12.2010, поскольку на дату подачи заявления от 15.05.2020, ранее действующий порядок, регулирующий предоставление земельных участков в аренду для размещения НТО, утратил силу. Указывает, что на момент обращения общества с заявлением от 15.05.2020, представленные с заявлением документы, не соответствовали действующему на тот момент Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска без предоставления земельного участка, утвержденному Постановлением Администрации города Челябинска от 09.09.2016 N 395-п.
Обществом "Планета-Н" представлен отзыв на апелляционной жалобу, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьего лица не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Комитетом (арендодатель) и ООО "Планета-Н" (арендатор) заключен договор аренды УЗ N 006002-Вр-2010 от 01.12.2010, согласно п.1.1. которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду на условиях договора земельный участок площадью 84 кв.м, расположенный на остановке "8-ой микрорайон" по Комсомольскому проспекту в Курчатовском районе города Челябинска с кадастровым номером 74:36:0711008:130 из земель населенных пунктов (зона инженерной и транспорт кой инфраструктуры), находящихся в распоряжении (собственности) муниципального образования "город Челябинск", для эксплуатации временного нестационарного павильона (л.д. 16-24).
Согласно п.1.4 договора договор заключен на срок до 30.06.2015.
Дополнительным соглашением N 1 к договору аренды от 01.12.2010 УЗ N 006002-Вр-2010 от 04.06.2015 срок аренды земельного участка продлен до 30.05.2020 (л.д. 25-27).
Место размещения принадлежащего ООО "Планета - Н" НТО "павильон", расположенного по адресу: Комсомольский пр., д. 85, остановка "8-ой микрорайон", включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска (приложение к постановлению Администрации города Челябинска от 02.04.2020 N 163-п) за N 80 в Калининском районе (л.д. 37-51).
15.05.2020 N 33/2020 ООО "Планета-Н" обратилось в Комитет с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов (л.д. 29).
17.06.2020 письмом N 20519 Комитет отказал в заключении договора, поскольку на момент рассмотрения заявления не принят муниципальный нормативный правовой акт города Челябинска, конкретизирующий положения Закона Челябинской области от 09.04.2020 N 131-ЗО; утверждение данного нормативного правового акта планируется в срок до 03.07.2020, он будет размещен на сайте Администрации города Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска; информация, приложенная к заявлению, является недостаточной для принятия решения в соответствии с пунктом 1-1 части 2 статьи 3 Закона Челябинской области от 09.04.2020 N 131-ЗО; заключение договора на размещение НТО в рамках рассмотрения обращения, поступившего в порядке Федерального закона от 02.05.200 N 59- ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", действующим законодательством не предусмотрено. ООО "Планета - Н" рекомендовано обратиться с заявлением о заключении договора на размещении НТО на новый срок после 03.07.2020 с приложением всех необходимых документов (л.д. 31-32).
09.10.2020 ООО "Планета - Н" повторно обратилось в Администрацию г. Челябинска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов (л.д. 34-36).
06.11.2020 письмом N 40872 в заключении договора отказано, в связи с тем, что срок действия ранее заключенного договора аренды от 01.12.2010 УЗ N 006002-Вр-2010 истек 30.05.2020, с заявлением о заключении договора на размещение НТО ООО "Планета - Н" обратилось в Администрацию г. Челябинска 09.10.2020, на момент подачи заявления срок действия договора аренды истек (л.д. 69-70).
Полагая отказ Комитета в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта незаконным общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Признавая заявленные требования обоснованными, суд первой инстанции исходил из того, что место размещения принадлежащего истцу нестационарного торгового объекта включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, а обращения заявителя от 15.05.2020 и 08.10.2020 соответствуют критериям, установленным подпунктом 1 части 2 статьи 3 Закона Челябинской области от 09.04.2020 N 131-ЗО "О порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Челябинской области или муниципальной собственности, землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута"
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в совокупности следует, что ненормативные правовые акты органов местного самоуправления не могут противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды УЗ N 006002-Вр-2010 от 01.12.2010, заключенного на срок до 30.05.2020, обществом использовался земельный участок площадью 84 кв.м, расположенный на остановке "8-ой микрорайон" по Комсомольскому проспекту в Курчатовском районе города Челябинска с кадастровым номером 74:36:0711008:130 для эксплуатации временного нестационарного павильона (л.д. 16-24, 25-27).
Пунктом 1 статьи 2 Закона Челябинской области от 09.04.2020 N 131-ЗО "О порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Челябинской области или муниципальной собственности, землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (далее - Закон Челябинской области от 09.04.2020 N 131-ЗО) установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (далее - размещение нестационарного торгового объекта) осуществляется за плату на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с договором на размещение нестационарного торгового объекта, который заключается между органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Челябинской области, или органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган), и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (далее - хозяйствующий субъект).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Челябинской области от 09.04.2020 N 131-ЗО, договор на размещение нестационарного торгового объекта заключается без проведения торгов в следующих случаях:
1) размещение на новый срок нестационарного торгового объекта, расположенного в соответствии со схемой размещения в месте размещения, предусмотренном ранее заключенным договором на размещение нестационарного торгового объекта (договором аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта), за исключением нестационарного торгового объекта для осуществления сезонной торговли и размещения сезонной площадки объекта организации общественного питания, указанной в пункте 5 части 2 настоящей статьи, при одновременном соблюдении следующих условий:
а) хозяйствующий субъект надлежащим образом исполнил свои обязанности по ранее заключенному договору на размещение нестационарного торгового объекта (договору аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта), в том числе не допустил нарушения существенных условий договора;
в) заявление о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта подано хозяйствующим субъектом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта (договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта);
г) размер платы за размещение на новый срок нестационарного торгового объекта определяется по результатам рыночной оценки, проводимой субъектами оценочной деятельности по заказу уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно действующему на момент обращения от 15.05.2020 общества Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска без предоставления земельного участка", утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 09.09.2016 N 395-п, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании Схемы размещения нестационарных торговых объектов, разработанной и утвержденной в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области, договора на размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка.
До истечения срока действия договора общество обратилось с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов (л.д. 29), с представлением доказательств надлежащего исполнения обязанностей по ранее заключенному договору.
При этом в ответ на указанное обращение обществу отказано в связи с тем, что на момент рассмотрения заявления не принят муниципальный нормативный правовой акт города Челябинска, конкретизирующий положения Закона Челябинской области от 09.04.2020 N 131-ЗО, обществу рекомендовано обратиться с заявлением о заключении договора на размещении НТО на новый срок после 03.07.2020 с приложением всех необходимых документов (л.д. 31-32).
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, пробел в законодательном регулировании, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан, в силу чего отсутствие нормативного акта, регламентирующего порядок заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, на период вынесения решения об отказе, не является основанием для отказа заявителю в оформлении прав на размещение нестационарных торговых объектов, включенных по его заявлению в схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в муниципальном образовании.
Как следует из материалов дела, повторный отказ обществу "Планета-Н" в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов, обусловлен лишь истечением срока действия договора аренды от 01.12.2010 УЗ N 006002-Вр-2010 (л.д. 69-70).
Между тем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указанное Комитетом основание в отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, не соответствует положениям статьи 4 Закона Челябинской области от 09.04.2020 N 131-ЗО, содержащим исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов, а также пункту 12 Положения о порядке оформления документов для размещения нестационарных торговых объектов и порядке организации и проведения аукциона при размещении нестационарного торгового объекта на территории города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 20.08.2020 N 356-п.
Суд апелляционной инстанции, среди прочего, отмечает, что действуя добросовестно и разумно, Комитету, при рассмотрении повторного обращения общества от 08.10.2020 о заключении договора на размещение, надлежало принять во внимание первоначальное обращение общество, поданное до истечения срока действия договора аренды УЗ N 006002-Вр-2010 от 01.12.2010.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание включение принадлежащего ООО "Планета - Н" НТО "павильон", расположенного по адресу: Комсомольский пр., д. 85, остановка "8-ой микрорайон" в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска (приложение к постановлению Администрации города Челябинска от 02.04.2020 N 163-п) за N 80 в Калининском районе, а также отсутствия доказательств наличия на рассматриваемый момент иных претендентов на размещение НТО по указанному обществом адресу, требования истца удовлетворены правомерно, а возложение на Комитет обязанности заключить с обществом необходимый договор на размещение НТО соответствует целям устранения нарушений прав и законных интересов заявителя, который добивался легализации прав на размещение своих НТО в соответствии с утвержденной Схемой расположения НТО.
Апелляционная жалоба не содержит мотивов, позволяющих апелляционному суду прийти к иным выводам, и по существу представляют собой несогласие апеллянтов с результатами оценки судом представленных в дело доказательств, в то время как в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16549/12 от 23.04.2013, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
С учетом изложенных мотивов, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2021 по делу N А76-3986/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-3986/2021
Истец: ООО "ПЛАНЕТА-Н"
Ответчик: КУИИЗО ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА