г. Пермь |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А60-2701/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Крымджановой Д.И., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.,
при участии:
от ответчика - Куликова Т.С., паспорт, доверенность от 15.01.2021, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Экспоинт",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 апреля 2021 года
по делу N А60-2701/2021
по иску Администрации Ленинского района города Екатеринбурга
к обществу с ограниченной ответственностью "Экспоинт" (ОГРН 1116670017199, ИНН 6670341840)
об обязании заключить дополнительные соглашения к договорам,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ленинского района города Екатеринбурга (далее - истец) обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экспоинт" (далее - ответчик) с требованием об обязании заключить дополнительные соглашения к договорам, 2 1245702835_10593891 предусматривающим размещение нестационарных торговых объектов N 2- 2020/Л, N 3-2020/Л, N 4-2020/Л, N 5-2020/Л от 07.02.2020 г.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены, суд обязал ответчика заключить дополнительные соглашения к договору N 2 от 07.02.2020 г., N 3 от 07.02.2020 г., N 4 от 07.02.2020 г., N 5 от 07.02.2020 г. в представленной истцом редакции.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что решение является незаконным и необоснованным, так как мотивированная часть принятого решения не содержит указания на установленные судом обстоятельства дела и представленные доказательства, состоит из точного копирования позиции истца, изложенной в исковом заявлении, не была дана оценка ни одному из представленных ответчиком письменных доказательств и доводов, изложенных в отзыве на исковое заявление и в дополнении к отзыву на исковое заявление. Указывает, что имеющим значение является установление наличие/отсутствие правовых оснований для применения в расчетах платы, которые являются неотъемлемыми частями заключенных договоров, коэффициента 0,13 ко всей площади объекта без учета специализации. В действующую Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", которая утверждена Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092, включены, в том числе, тип нестационарного торгового объекта - торговая галерея, со следующими видами специализации - продовольственные, непродовольственные товары, услуги, общественное питание. Указанные типы объектов с данными видами специализации были включены в схему на основании решения комиссии. Хозяйствующим субъектом принято решение, что нестационарный торговый объект будет специализироваться на оказании услуг населению, планируется, что в НТО будет размещаться автомойка, терминал подкачки колес, услуги по обслуживанию транспортных средств, иные сопутствующие услуги, что соответствует целям и задачам развития нестационарных торговых объектов, условиям заключенных договоров и действующей Схеме размещения. Обращает внимание, что на территории Свердловской области на текущий момент отсутствует утвержденный в установленном порядке Перечень специализаций нестационарных торговых объектов, которым орган местного самоуправления мог бы руководствоваться при формировании схемы размещения для целей указания специализации таких объектов, указание в схеме специализации происходит либо по предложению хозяйствующего субъекта, либо по усмотрению органа местного самоуправления, на основании заключенных договоров и на основании действующей схемы размещения ООО "ЭКСПОИНТ" вправе осуществлять в торговой галерее по своему выбору деятельность по торговле товарами, оказывать услуги общественного питания или осуществлять оказание любых видов услуг, не запрещенных действующим законодательством РФ, в том числе услуг по автомойке, подкачке колес, обслуживанию транспортных средств и иных сопутствующих услуг, что подтверждается письмом Администрации города Екатеринбурга Исх. N 29.4- 07/001/182 от 29.04.2021. В обоснование своей позиции ссылается на Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, согласно которому "бытовые услуги", "бытовое обслуживание на остановочном пункте" и "оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств" относятся к виду экономической деятельности "услуги". Полагает, что суд необоснованно не принял во внимание представленные ответчиком в судебное заседание договоры, предусматривающие размещение нестационарных торговых объектов, которые заключены с Администрациями Октябрьского, Кировского, Железнодорожного, Верх-Исетского районов, и в расчетах которых предусмотрено применение дифференцированного коэффициента в зависимости от вида специализации. По мнению апеллянта, ответчик находится в неравном дискриминационном положении, нарушающем права и законные интересы хозяйствующего субъекта, а у органа местного самоуправления возникает неосновательное обогащение, что не является допустимым при заключении данного вида договоров. Отмечает, что в соответствии со статьёй 445 ГК РФ в случаях возникновения разногласий по условиям договора, заключение которого в силу закона обязательно для одной из сторон, либо уклонения этой стороны от заключения такого договора другая сторона (контрагент обязанной стороны) вправе обратиться в суд с иском об урегулировании разногласий или понуждении заключить договор. В силу статьи 446 ГК РФ возникшие при заключении договора разногласия могут быть переданы на разрешение суда и по соглашению сторон. Администрация Ленинского района г. Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд с требованием обязать ООО "ЭКСПОИНТ" заключить дополнительные соглашения к договорам, по существу требования касаются внесения изменений в действующие уже заключенные договоры. Из положений пункта 1 статьи 421, пункта 4 статьи 445 ГК РФ следует, что с требованием понуждении к заключению договора возможно обращаться в суд только тогда, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или добровольно принятым обязательством установлена обязанность заключить договор. При этом для ООО "ЭКСПОИНТ" заключение договора и дополнительного соглашения не является обязательным в силу закона. Разногласия по отдельным условиям договора по общему правилу разрешаются сторонами самостоятельно. Соглашение между истцом и ответчиком о передачи разногласий на рассмотрении суда не заключалось. Полагаем, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты.
До начала судебного разбирательства от Администрации Ленинского района города Екатеринбурга поступил письменный отзывы на апелляционную жалобу, согласно которому истец полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.02.2020 между Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга и обществом с ограниченной ответственностью "Экспоинт" заключены договоры, предусматривающие размещение нестационарных торговых объектов, N N 2, 3, 4, 5.
Из п. 3.1 каждого из указанных договоров следует, что размер платы (расчет) за размещение нестационарного торгового объекта определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости платы за пользование земельным участком, подготовленного ООО "Областной центр оценки" в соответствии с нормами действующего законодательства РФ об оценочной деятельности.
При этом согласно п. 3.2 каждого из договоров размер платы за размещение нестационарного торгового объекта, определенный в пункте 3.1 настоящего Договора, действует до даты вступления в силу муниципального правового акта, устанавливающего порядок расчета размера платы за размещение нестационарного торгового объекта. После вступления в силу муниципального правового акта, устанавливающего порядок расчета размера платы за размещение нестационарного торгового объекта, принятого в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области" размер платы будет определен в соответствии с указанным муниципальным правовым актом.
17.03.2020 Решением Екатеринбургской городской Думы утверждено Положение "Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Положение об условиях размещения НТО). Указанное решение вступило в силу 23.03.2020.
Согласно п. 6 Положения об условиях размещения НТО размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта в первый год действия договора определяется по формуле: РП1 = БС х Кнто х S, где:
РП1 - размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта в первый год действия договора;
БС - базовая стоимость для расчета размера платы за 1 кв. м места размещения нестационарного торгового объекта, равная среднему значению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в кадастровом квартале по 5 группе видов разрешенного использования, утвержденному Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург";
Кнто - коэффициент, учитывающий специализацию нестационарного торгового объекта (Таблица);
S - площадь нестационарного торгового объекта.
Таблица
N п/п |
Специализация нестационарного торгового объекта |
Коэффициент |
1 |
Любые нестационарные торговые объекты, за исключением нестационарных торговых объектов, указанных в пунктах 2-6 настоящей таблицы |
0,13 |
2 |
Нестационарные торговые объекты с навесом по оказанию услуг розничной торговли, и (или) общественного питания, и (или) бытового обслуживания, размещенные на остановочном пункте транспорта общего пользования |
0,06 |
3 |
Нестационарные торговые объекты по продаже печатной продукции, лотерейных билетов |
0,013 |
4 |
Нестационарные торговые объекты по оказанию бытовых услуг, за исключением нестационарных торговых объектов, указанных в пункте 5 настоящей таблицы |
0,0075 |
5 |
Нестационарные торговые объекты по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств |
0,032 |
6 |
Сезонное предприятие (объект) общественного питания, размещенное при стационарном объекте общественного питания |
0,07 |
Размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта во второй год действия договора определяется по формуле:
РП2 = РП1 х Ки, где:
РП1 - размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта в первый год действия договора;
Ки - коэффициент уровня инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В третий и последующие годы действия договора размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта определяется путем умножения размера годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта, рассчитанного за прошедший год, на коэффициент уровня инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Плата за размещение нестационарного торгового объекта перечисляется ежемесячно в размере 1/12 части ее годового размера не позднее 10-го числа текущего месяца.
На основании указанной нормы Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга подготовлены расчеты платы за размещение нестационарных торговых объектов по вышеуказанным договорам.
Кроме того, с целью урегулирования организационных вопросов, касающихся ведения документооборота в администрации района, исполнения договоров и приведения договоров в соответствие действующему законодательству, Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга были подготовлены и направлены в адрес ответчика проекты дополнительных соглашений к договорам, предусматривающим размещение нестационарных торговых объектов, N N 2, 3, 4, 5, заключенным с ООО "Экспоинт" (письмо от 23.06.2020 N 65/19-18/002/1513).
Так, указанные дополнительные соглашения содержат следующие предложения:
1. Изменение номера договора (для приведения к единообразной нумерации, присваиваемой Администрацией Ленинского района).
2. Сроки и порядок внесения платы за размещение нестационарного торгового объекта, реквизиты для перечисления денежных средств.
3. Сведения о том, что размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта определяется в соответствии с муниципальным правовым актом и указывается в Расчете годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта.
4. Сведения о том, что размер годовой платы ежегодно изменяется на коэффициент уровня инфляции (в соответствии с Положением об условиях размещения НТО).
5. Сведения о порядке оформления платежных документов.
6. Сведения о порядке распределения внесенной платы, при наличии неоплаченных периодов.
7. Новая редакция приложения N 1 к договору "Расчет годовой платы за размещение нестационарных торговых объектов". Расчет разделен на два периода: до утверждения Положения об условиях размещения НТО (исходя из отчета об оценке) и после утверждения Положения об условиях размещения НТО (в соответствии с Положением об условиях размещения НТО и исходя из коэффициента, учитывающего специализацию нестационарного торгового объекта, 0,13.
13.07.2020 от ООО "Экспоинт" поступил ответ о том, что общество согласно с внесением изменений в договор в предложенной редакции, за исключением новой редакции Приложения N 1.
В обоснование своей позиции ООО "Экспоинт" указало, что Схемой размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта - торговой галереи площадью 240 кв.м., со следующими видами специализации: продовольственные, непродовольственные товары, общественное питание; услуги. При этом проектной документацией на объект в торговой галерее предусмотрено осуществление деятельности по торговле продовольственными, непродовольственными товарами на площади 100 кв.м. и оказание услуг на площади 140 кв.м. В связи с указанным предполагаемым распределением площадей общество предложило производить начисление платы за размещение нестационарных торговых объектов с применением коэффициентов 0,13 для площади 100 кв.м. и 0,32 для площади 140 кв.м.
В ответ на указанное предложения Администрация Ленинского района города Екатеринбурга указала, что при расчете платы будет учитываться только коэффициент 0,13 и пригласила ООО "Экспоинт" для подписания дополнительных соглашений (письмо от 07.08.2020 N 65/19-17/001/867).
26.08.2020 представителем ООО "Экспоинт" Куликовой Т.С. были получены дополнительные соглашения от 26.08.2020 (подтверждается отметкой в журнале учета выдачи договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов, дополнительных соглашений к ним, расчетов годовой платы за размещение нестационарных торговых объектов).
Однако, подписанные со стороны ООО "Экспоинт" дополнительные соглашения в Администрацию Ленинского района города Екатеринбурга возвращены не были.
14.10.2020 от ООО "Экспоинт" поступило обращение с просьбой принять во внимание наличие согласованного с Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга эскизного проекта торговой галереи и внести в договор условие следующего содержания: "В случае установления в период действия договора, что площадь 140 кв.м. в отсутствие дополнительного соглашения между сторонами используется в иных целях чем стороны оговорили в Расчете, Правообладатель обязуется уплатить в бюджет плату в результате произведенного Администрацией перерасчета".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ответчика обязанность заключить дополнительные соглашения к договорам в представленной истцом редакции, исходил из обоснованности применения в расчете платы коэффициента специализации нестационарного торгового объекта, равного 0,13.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Из материалов дела, апелляционной жалобы и пояснений представителя ООО "Экспоинт" в судебном заседании следует возникновение между сторонами разногласий при заключении дополнительных соглашений к договорам, предусматривающим размещение нестационарного торгового объекта, в части, касающейся редакции Приложения N 1 и применяемого при расчете плаза за размещение коэффициента, учитывающего специализацию нестационарного торгового объекта.
Таким образом, судом подлежит разрешению возникший между сторонами спор - разногласия относительно размера платы за размещение нестационарных торговых объектов.
В силу ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Подпунктом 6 пункта 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ установлено, что допускается использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с ч.ч. 1- 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП (ред. от 11.02.2021) "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области" утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области (прилагается).
Пунктом 5 Порядка установлено, что размещение нестационарного торгового объекта осуществляется в местах, определенных схемами размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - схема).
Согласно п. 6 Порядку размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на основании договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта в определенном схемой месте, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области. Примерная форма договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта, приведена в приложении к настоящему порядку.
Пунктом 1 Постановления Администрации города Екатеринбурга от 20.05.2019 года N 1187 "Об определении органов, уполномоченных на заключение договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", полномочия по заключению договоров возложены на территориальные органы Администрации города Екатеринбурга.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 17 марта 2020 N 7/32 утверждено Положение "Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии с п. 6 Положения об условиях размещения нестационарных торговых объектов размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта определяется по формуле, компонентом формулы является в частности коэффициент, учитывающий специализацию нестационарного торгового объекта.
Материалами дела подтверждается, что принадлежащие ответчику торговые объекты, в отношении которых сторонами 07.02.2020 заключены договоры, предусматривающие размещение нестационарных торговых объектов, N N 2, 3, 4, 5, включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района города Екатеринбурга, утвержденную Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 (ред. от 18.03.2021).
Расчет платы за размещение нестационарных торговых объектов за период с 23.03.2020 по 31.12.2020 произведен истцом с применением коэффициента специализации нестационарного торгового объекта, равного 0,13. Указанный коэффициент применяется к любым нестационарным торговым объектам.
В свою очередь ответчик настаивает на применении коэффициента специализации нестационарного торгового объекта, равного 0,32, установленного для нестационарных торговых объектов по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции правомерно руководствовался утвержденной Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района города Екатеринбурга, утвержденной Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092.
На территории Свердловской области Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП.
Пунктом 3 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов установлены обязательные требования к разработке Схемы размещения осуществляется в следующих целях: удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли; достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов; соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области; обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.
Согласно п. 13 Порядка при осуществлении торговой деятельности в нестационарном торговом объекте должна соблюдаться специализация нестационарного торгового объекта, сведения о которой включены в Схему размещения.
Поскольку согласно указанной Схеме специализация нестационарных торговых объектов ответчика - продовольственные, непродовольственные товары, услуги, общественное питание, что не идентичной такой специализации как автосервисные услуги, субъект предпринимательской деятельности может реализовать свое право на изменение специализации, предусмотренное федеральным законодательством, только путем внесения соответствующих изменений в Схему размещения, доказательств внесения изменений в существующую Схему не представлено, письмо Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга от 30.04.2020 N 21.11-19/001/1762 о согласовании эскизного проекта в части внешнего вида объекта не является основанием для изменения специализации торгового объекта, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о правомерности требований Администрации об изложении приложения N 1 к договорам, предусматривающим размещение нестационарного торгового объекта, в представленной истцом редакции.
Кроме того, судом учтено, что нестационарные торговые объекты в настоящее время фактически не установлены, и у Администрации Ленинского района города Екатеринбурга отсутствует возможность произвести расчет платы за размещение нестационарных торговых объектов исходя из фактической специализации.
Доводы апеллянта о несогласии с выводами суда по вопросу применения коэффициента специализации нестационарного торгового объекта отклоняются, выводы суда являются правильными, основаны на верном применении судом норм материального права.
Позиция апеллянта о том, что право выбора специализации торгового объекта принадлежит хозяйствующему субъекту представляется ошибочной, так как в силу ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления. Необходимость соблюдения специализации нестационарного торгового объекта, сведения о которой включены в схему размещения, прямо закреплена п. 13 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, учитывая, что схема разрабатывается в целях удовлетворения потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг).
Доводы апеллянта об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права отклоняются.
В пункте 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) сформулирован правовой подход, в силу которого разрешение судом спора о наличии разногласий по конкретным условиям подлежащего заключению договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и определению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении такого спора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора об условиях договора и не должны приводить к отказу суда в их определении, поскольку последствием такого отказа является необходимость предъявления нового иска, что может привести к нарушению прав на судопроизводство в разумный срок.
Таким образом, ошибочное формулирование истцом исковых требований при наличии неразрешенных разногласий по размеру платы за размещение торгового объекта не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска. В данном случае именно суду надлежит определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Вопреки позиции апеллянта, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание представленные ответчиком в судебное заседание договоры, предусматривающие размещение нестационарных торговых объектов, которые заключены с Администрациями Октябрьского, Кировского, Железнодорожного, Верх-Исетского районов, поскольку указанные доказательства не отвечают требованиям относимости доказательств (ст. 67 АПК РФ).
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает необходимым урегулировать возникшие между Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга и ответчиком разногласия при заключении дополнительных соглашений к договорам, предусматривающим размещение нестационарного торгового объекта, изложить Приложения N 1 к договорам, предусматривающему размещение нестационарного торгового объекта, в редакции истца, с указанием коэффициента специализации нестационарного торгового объекта равным 0,13.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 апреля 2021 года подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 апреля 2021 года по делу N А60-2701/2021 изменить. Изложить резолютивную часть судебного акта в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить.
Урегулировать разногласия, возникшие между Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга и обществом с ограниченной ответственностью "Экспоинт" при заключении дополнительных соглашений к договорам, предусматривающим размещение нестационарного торгового объекта.
Изложить Приложение N 1 к договору, предусматривающему размещение нестационарного торгового объекта, N 2-2020/Л от "07" февраля 2020 г., в следующей редакции:
"Приложение N 1 к Договору,
предусматривающему
размещение
нестационарного торгового
объекта,
N 2-2020/JI от "07" февраля
2020 г.
РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО
ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
за период с 13.03.2020 по 22.03.2020.
1. Расчет выполнен на основании ст. 424 Гражданского кодекса РФ и Отчета ООО "Областной центр оценки" N 1051-19/3-8 от 31.10.2019 Об оценке рыночной стоимости платы за пользование земельным участком.
2. Исходные данные для расчета:
Площадь
Объекта
Вид, специализация Объекта
Адрес места размещения Объекта
240,0 кв.м.
Торговая галерея/
продовольственные,
непродовольственные товары, услуги, общественное питание
г. Екатеринбург,
ул. Вильгельма де Геннина (между
улицами Краснолесья и Академика
Вонсовского)
3. Расчет годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта:
Месяц
Начислено
Март 2020
10 197,00 руб. * 10/31=3 289,35 руб.
ИТОГО:
3 289,35 руб.
Размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта составляет 3 289,35 руб. (три тысячи двести восемьдесят девять рублей 35 копеек).
РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО
ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
за период с 23.03.2020 по 31.12.2020.
1. Расчет выполнен на основании п. 6 Положения "Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 17.03.2020 N 7/32, Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
2. Исходные данные для расчета:
Площадь
Объекта
Вид, специализация Объекта
Адрес места размещения Объекта
240,0 кв.м.
Торговая галерея/
продовольственные,
непродовольственные товары, услуги, общественное питание
г. Екатеринбург,
ул. Вильгельма де Геннина (между
улицами Краснолесья и Академика
Вонсовского)
Кадастровый квартал: 66:41:0313005
БС - базовая стоимость для расчета размера платы за 1 кв.м, места размещения нестационарного торгового объекта: 14 038,53 руб.
Кнто - коэффициент, учитывающий специализацию нестационарного торгового объекта: 0,13.
3. Расчет годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта:
РП1=БС * Кнто * S,
РП1 - размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта в первый год действия договора;
S - площадь нестационарного торгового объекта.
РП1=14 038,53* 0,13 * 240 * 284/366=339 870,51 руб.
Размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта составляет 339 870,51 руб. (триста тридцать девять тысяч восемьсот семьдесят рублей 51 копейка)."
Изложить Приложение N 1 к договору, предусматривающему размещение нестационарного торгового объекта, N 3-2020/Л от "07" февраля 2020 г., в следующей редакции:
"Приложение N 1 к Договору,
предусматривающему
размещение
нестационарного торгового
объекта,
N 3-2020/Л от "07" февраля
2020 г.
РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО
ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
за период с 13.03.2020 по 22.03.2020.
1. Расчет выполнен на основании ст. 424 Гражданского кодекса РФ и Отчета ООО "Областной центр оценки" N 1051-19/3-9 от 31.10.2019 Об оценке рыночной стоимости платы за пользование земельным участком.
2. Исходные данные для расчета:
Площадь
Объекта
Вид, специализация Объекта
Адрес места размещения Объекта
240,0 кв.м.
Торговая галерея/
продовольственные,
непродовольственные товары, услуги,
общественное питание
г. Екатеринбург,
ул. Волгоградская
(напротив дома N 31
по улице Волгоградской)
3. Расчет годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта:
Месяц
Начислено
Март 2020
14 156,00 руб. * 10/31=4 566,45 руб.
ИТОГО:
4 566,45 руб.
Размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта составляет 4 566,45 руб. (четыре тысячи пятьсот шестьдесят шесть рублей 45 копеек).
РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО
ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
за период с 23.03.2020 по 31.12.2020.
1. Расчет выполнен на основании п. 6 Положения "Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 17.03.2020 N 7/32, Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
2. Исходные данные для расчета:
Площадь
Объекта
Вид, специализация Объекта
Адрес места размещения Объекта
240,0 кв.м.
Торговая галерея/
продовольственные,
непродовольственные товары, услуги, общественное питание
г. Екатеринбург,
ул. Волгоградская
(напротив дома N 31
по улице Волгоградской)
Кадастровый квартал: 66:41:0403901
БС - базовая стоимость для расчета размера платы за 1 кв.м, места размещения нестационарного торгового объекта: 19 621,83 руб.
Кнто - коэффициент, учитывающий специализацию нестационарного торгового объекта: 0,13.
3. Расчет годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта:
РП1=БС * Кнто * S,
РП1 - размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта в первый год действия договора;
S - площадь нестационарного торгового объекта.
РП1=19 621,83* 0,13 * 240 * 284/366=475 041,29 руб.
Размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта составляет 475 041,29 руб. (четыреста семьдесят пять тысяч сорок один рубль 29 копеек)."
Изложить Приложение N 1 к договору, предусматривающему размещение нестационарного торгового объекта, N 4-2020/Л от "07" февраля 2020 г., в следующей редакции:
"Приложение N 1 к Договору,
предусматривающему
размещение
нестационарного торгового
объекта,
N 4-2020/Л от "07" февраля
2020 г.
РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО
ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
за период с 13.03.2020 по 22.03.2020.
1. Расчет выполнен на основании ст. 424 Гражданского кодекса РФ и Отчета ООО "Областной центр оценки" N 1051-19/3-14 от 31.10.2019 Об оценке рыночной стоимости платы за пользование земельным участком.
2. Исходные данные для расчета:
Площадь
Объекта
Вид, специализация Объекта
Адрес места размещения Объекта
240,0 кв.м.
Торговая галерея/
продовольственные,
непродовольственные товары, услуги, общественное питание
г. Екатеринбург,
пересечение улиц Амундсена и
Начдива Онуфриева (западнее дома N 66 по улице Начдива
Онуфриева)
3. Расчет годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта:
Месяц
Начислено
Март 2020
13 543,00 руб. * 10/31=4 368,71 руб.
ИТОГО:
4 368,71 руб.
Размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта составляет 4 368,71 руб. (четыре тысячи триста шестьдесят восемь рублей 71 копейка).
РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО
ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
за период с 23.03.2020 по 31.12.2020.
1. Расчет выполнен на основании п. 6 Положения "Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 17.03.2020 N 7/32, Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
2. Исходные данные для расчета:
Площадь
Объекта
Вид, специализация Объекта
Адрес места размещения Объекта
240,0 кв.м.
Торговая галерея/
продовольственные,
непродовольственные товары, услуги, общественное питание
г. Екатеринбург,
пересечение улиц Амундсена и
Начдива Онуфриева (западнее
дома N 66 по улице Начдива
Онуфриева)
Кадастровый квартал: 66:41:0000000
БС - базовая стоимость для расчета размера платы за 1 кв.м, места размещения нестационарного торгового объекта: 14 397,71 руб.
Кнто - коэффициент, учитывающий специализацию нестационарного торгового объекта: 0,13.
3. Расчет годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта:
РП1=БС * Кнто * S,
РП1 - размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта в первый год действия договора;
S - площадь нестационарного торгового объекта.
РП1=14 397,71* 0,13 * 240 * 284/366=348 566,20 руб.
Размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта составляет 348 566,20 руб. (триста сорок восемь тысяч пятьсот шестьдесят шесть рублей 20 копеек)."
Изложить Приложение N 1 к договору, предусматривающему размещение нестационарного торгового объекта, N 5-2020/Л от "07" февраля 2020 г., в следующей редакции:
"Приложение N 1 к Договору,
предусматривающему
размещение
нестационарного торгового
объекта,
N 5-2020/Л от "07" февраля
2020 г.
РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО
ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
за период с 13.03.2020 по 22.03.2020.
1. Расчет выполнен на основании ст. 424 Гражданского кодекса РФ и Отчета ООО "Областной центр оценки" N 1051-19/3-15 от 31.10.2019 Об оценке рыночной стоимости платы за пользование земельным участком.
2. Исходные данные для расчета:
Площадь
Объекта
Вид, специализация Объекта
Адрес места размещения Объекта
240,0 кв.м.
Торговая галерея/
продовольственные,
непродовольственные товары, услуги, общественное питание
г. Екатеринбург,
пересечение улиц Московской и
Николая Островского (южнее
дома
N 5 по улице Николая
Островского)
3. Расчет годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта:
Месяц
Начислено
Март 2020
14 650,00 руб. * 10/31=4 725,81 руб.
ИТОГО:
4 725,81 руб.
Размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта составляет 4 725,81 руб. (четыре тысячи семьсот двадцать пять рублей 81 копейка).
РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО
ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
за период с 23.03.2020 по 31.12.2020.
1. Расчет выполнен на основании п. 6 Положения "Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 17.03.2020 N 7/32, Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
2. Исходные данные для расчета:
Площадь
Объекта
Вид, специализация Объекта
Адрес места размещения Объекта
240,0 кв.м.
Торговая галерея/
продовольственные,
непродовольственные товары, услуги, общественное питание
г. Екатеринбург,
пересечение улиц Московской и
Николая Островского (южнее дома
N 5 по улице Николая
Островского)
Кадастровый квартал: 66:41:0402901
БС - базовая стоимость для расчета размера платы за 1 кв.м, места размещения нестационарного торгового объекта: 21 269,23 руб.
Кнто - коэффициент, учитывающий специализацию нестационарного торгового объекта: 0,13.
3. Расчет годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта:
РП1=БС * Кнто * S,
РП1 - размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта в первый год действия договора;
S - площадь нестационарного торгового объекта.
РП1=21 269,23* 0,13 * 240 * 284/366=514 924,57 руб.
Размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта составляет 514 924,57 руб. (пятьсот четырнадцать тысяч девятьсот двадцать четыре рубля 57 копеек)."
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экспоинт" (ИНН 6670341840, ОГРН 1116670017199) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей 00 копеек.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2701/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Ответчик: ООО ЭКСПОИНТ