г. Вологда |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А44-6707/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Ралько О.Б. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "МВ Лесхоз" Новосельцевой М.А. по доверенности от 12.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МВ Лесхоз" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 апреля 2021 года по делу N А44-6707/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13А; ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "МВ Лесхоз" (адрес: 174260, Новгородская область, Маловишерский район, город Малая Вишера, улица Ленина, дом 90, ОГРН 1115336000526, ИНН 5307007887; далее - Общество) о взыскании 131 784 руб. 39 коп. неустойки за нарушение условий договора аренды лесного участка от 10.05.2012 N 345, а именно за невыполнение в 2020 году работ по устройству минерализованных полос, уходу за минерализованными полосами, установке предупредительных аншлагов, расчистке квартальных просек, устройству мест отдыха, уборке неликвидной древесины.
Решением суда от 08 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Министерства взыскано 52 311 руб. 37 коп. неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество с решением суда не согласилось в части неустойки за невыполнение работ по установлению аншлагов и устройству зон отдыха в 2020 году и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении иска в этой части отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции неверно применены положения действующего законодательства в части определения оснований для взыскания неустойки по этим видам работ. Общество полагает, что судом первой инстанции не приняты во внимание и не дана оценка доводам и доказательствам ответчика, который указал, что соответствующие объемы работ, указанные в проекте освоения лесов в редакции 2018 года, были выполнены Обществом и приняты государственным областным казенным учреждением "Маловишерское лесничество" в 2019 году. По акту от 25.06.2020 приняты работы по установлению аншлагов и устройству зон отдыха, являющихся спорными. Ответчик не согласен с квалификацией суда первой инстанции с учетом обстоятельств настоящего дела и представленного истцом постановления мирового судьи судебного участка N 10 Чудовского судебного района Новгородской области от 07.12.2020 года N 5-541/2020. Общество полагает, что суд первой инстанции необоснованно освободил истца от доказывания подлежащих исследованию в рамках настоящего дела обстоятельств и при этом не принял во внимание доводы относительно судебной практики по аналогичным спорам.
Представитель Общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 10.05.2012 Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 345, по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял во временное пользование лесной участок для заготовки древесины, находящийся в государственной собственности, общей площадью 11 614 га (состоящий из нескольких земельных участков), расположенный в Новгородской области, Маловишерском муниципальном районе, Маловишерском лесничестве, Грядском участковом лесничестве (кварталы N 81-132, 232, 233, 234), Бургинском участковом лесничестве (кварталы N 229, 231), Маловишерском участковом лесничестве (кварталы N 74, 75), Веребьинском участковом лесничестве (кварталы N 118, 119, 122, 123, 273, 276, 277, 279, 280, 290-296, 305-309, 314, 315, 317, 318, 320, 321, 329, 330, 335, 336), Дворищенском участковом лесничестве (кварталы N 10, 11, 174-176, 182, 185).
Постановлением Правительства Новгородской области от 21.02.2017 N 53 Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области переименован в Комитет лесного хозяйства Новгородской области; постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 N 466 Комитет лесного хозяйства Новгородской области переименован в Министерство.
Границы лесного участка определены на схеме, являющейся приложением 1 к договору аренды. Характеристика лесного участка и его насаждений приводится в приложении 2 к договору аренды.
Срок действия договора определен пунктом 33 - 49 лет с момента его государственной регистрации. 09 июня 2012 года договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Новгородской области в установленном порядке.
Лесной участок по указанному договору фактически передан арендатору 10.05.2012, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от 10.05.2012 (приложение 6 к договору аренды).
Права и обязанности сторон определены в разделе 4 договора аренды.
В соответствии с пунктом 18.9 договора аренды арендатор обязан осуществлять работы по охране, защите, воспроизводству лесов на лесном участке, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативно-технологическими требованиями и стандартами, действующими в лесном хозяйстве, за свой счет, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении 7 к договору.
В силу пункта 34 договора аренды качество выполненных работ по охране, защите, воспроизводству лесов должно соответствовать действующим в лесном хозяйстве нормативно-техническим требованиям и стандартам.
Согласно приложению 7 к договору аренды и проекту освоения лесов на лесном участке, арендуемом Обществом, утвержденному Комитетом лесного хозяйства Новгородской области (далее - Проект освоения лесов в редакции 2018 года), Общество ежегодно обязано выполнять работы по обеспечению пожарной безопасности в лесах, по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке, по уходу за лесами, а именно такие виды работ как:
устройство минерализованных полос - 3 км (срок исполнения 2 квартал);
уход за минерализованными полосами - 12 км (срок исполнения 2 квартал);
установка предупредительных аншлагов - 3 шт. (срок исполнения 2 квартал);
расчистка квартальных просек - 6 км (срок исполнения 2-3 кварталы);
организация (устройство) мест отдыха - 2 шт. (срок исполнения 2-3 кварталы);
уборка неликвидной древесины - 5 га (срок исполнения 2-3 кварталы).
По результатам проведенной проверки установлено, что Обществом в 2020 году не выполнены следующие работы:
устройство минерализованных полос - 1 км;
уход за минерализованными полосами - 3,1 км;
установка предупредительных аншлагов - 3 шт.;
расчистка квартальных просек - 6 км;
организация (устройство) мест отдыха - 2 шт.;
уборка неликвидной древесины - 5 га.
Министерство установив, что Обществом не выполнены указанные выше работы, начислило ответчику неустойку в размере 131 784 руб. 39 коп., о чем известило его претензией от 20.10.2020 N 179.
Поскольку указанная претензия Обществом оставлена без удовлетворения, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции признал требования законными и обоснованными частично за невыполнение следующих работ: устройство минерализованных полос, установка предупредительных аншлагов, устройство мест отдыха по проекту освоения лесов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено указанным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Разделом 5 договора аренды установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, в том числе за нарушение арендатором условий договора аренды и лесохозяйственных требований, в виде неустоек в размерах, предусмотренных договором аренды.
Пунктом 26 договора аренды установлено, что неустойки исчисляются исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, взятых по первому разряду такс (независимо от того, к какому лесотаксовому разряду относится квартал (участок), в котором допущено нарушение), без применения норм их снижения. При этом разделение древесины на деловую и дровяную не производится, учет ее ведется в коре, и для всего объема древесины применяется ставка платы за единицу лесного ресурса, установленную за деловую древесину средней категории крупности.
Приложением 7 к договору аренды и Проектом освоения лесов в редакции 2018 года определены объемы и сроки выполнения работ по устройству минерализованных полос, уходу за минерализованными полосами, установке предупредительных аншлагов, расчистке квартальных просек, устройству мест отдыха, уборке неликвидной древесины.
Как следует из материалов дела, Министерство со ссылкой на раздел 5 договора аренды начислило Обществу неустойку за невыполнение следующих работ:
по установке предупредительных аншлагов - 26 770 руб. 32 коп.,
по устройству мест отдыха - 48 095 руб. 46 коп.
Общество выполнило работы по установке предупредительных аншлагов и устройству мест отдыха, работы предъявлены к приемке, что подтверждается заявками Общества (исх. N 24, 25 от 17.06.2020), поданными в Министерство, о чем имеется отметка о принятии заявок от 22.06.2020 вх. N 312, 311. Работы приняты уполномоченным представителем Министерства, замечаний по выполненным работам от арендодателя не поступало, что подтверждается актами сдачи-приемки выполненных работ от 25.06.2020.
Как видно из указанных выше заявок работы по установке предупредительных аншлагов были выполнены во 2 квартале 2020 года в Грядском участковом лесничестве в кварталах N 85, 97, 128; работы по устройству мест отдыха были выполнены во 2 квартале 2020 года в Грядском участковом лесничестве в квартале N 105.
Между тем из Проекта освоения лесов в редакции 2018 года усматривается, что данные виды работ должны осуществляться в Грядском участковом лесничестве в кварталах N 118 (установка аншлагов); N 118, 233 (устройство мест отдыха).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Общество не выполнило работы, предусмотренные условиями договора аренды и Проектом освоения лесов в редакции 2018 года.
Факт выполнения работ по устройству минерализованных полос, установке предупредительных аншлагов, устройству мест отдыха не по проекту освоения лесов подтвержден вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 10 Чудовского судебного района Новгородской области от 07.12.2020 N 5-541/2020.
Ссылка ответчика на то, что работы были выполнены в соответствии с Проектом освоения лесов, изменения которого утверждены приказом Министерства от 12.10.2020 N 1073, обоснованно не принята судом во внимание, поскольку место, объемы и сроки выполнения работ, указанные в измененном проекте освоения лесов, не распространяются на 1-3 кварталы 2020 года. Иного из материалов дела не следует.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции относительно того, что факт невыполнения работ указанных в договоре аренды и Проекте освоения лесов в редакции 2018 года в установленные сроки подтверждается материалами дела.
Довод Общества о том, что соответствующие объемы работ, указанные в Проекте освоения лесов в редакции 2018 года, были выполнены Обществом и приняты Министерством в 2019 году, также был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
В таблице 3 (приложение 8) "Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке" Проекта освоения лесов в редакции 2018 года приведены характеристики и местоположение проектируемых объектов лесной инфраструктуры на 2019 год. Местоположение проектируемых объектов лесной инфраструктуры на последующие годы будет ежегодно уточняться при подаче лесной декларации.
Однако данный Проект разработан не на 2019 год, а, как указано в его вводной части, до окончания срока действия лесохозяйственного регламента Маловишерского лесничества, утвержденного приказом Комитетом лесного хозяйства Новгородской области от 27.12.2017 N 1064. Условиями договора аренды, в частности приложением 7, утверждены ежегодные объемы выполнения спорных работ, то есть и на 2020 год.
Изменения в Проект освоения лесов, утвержденные приказом Министерства от 12.10.2020 N 1073, закрепили объемы и места производства лесохозяйственных работ с указанной даты. Каких-либо изменений объема работ, мест производства лесохозяйственных работ, предусмотренных условиями договора аренды и Проекта освоения лесов в редакции 2018 года, на 2020 год из материалов дела не следует. Из приказа Министерства от 12.10.2020 N 1073 суд не усматривает, что объемы и места производства лесохозяйственных работ закреплены именно с начала 2020 года.
С учетом вышеизложенного суд правомерно посчитал требования Министерства о взыскании с Общества неустойки обоснованными и законными и уменьшил ее на основании пункта 1 статьи 333 ГК РФ.
Рассматривая доводы, приведенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они по смыслу аналогичны доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику коллегией судей не принимается, поскольку судебные акты преюдициального значения для данного дела не имеют.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 апреля 2021 года по делу N А44-6707/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МВ Лесхоз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6707/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "МВ ЛЕСХОЗ"