г. Москва |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А41-76033/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Архиповым М.А.,
при участии в заседании:
от федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений": Выскубин А.А. по доверенности от 17.03.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещено;
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представитель не явился, извещено;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: представитель не явился, извещен;
от администрации городского округа Солнечногорск Московской области: представитель не явился, извещена;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 14 апреля 2021 года по делу N А41-76033/20,
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
при участии в деле третьих лиц: территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области и администрации городского округа Солнечногорск Московской области
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" (далее - ФГУП "ВНИИФТРИ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Московской области), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение об отказе государственного кадастрового учета от 02.11.2020 N КУВД-001/2020-9465816/2;
- обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет установив земельному участку площадью 7680 кв.м. с кадастровым номером 50:09:0100101:4144 вид разрешенного использования "Коммунальное обслуживание".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области и администрация городского округа Солнечногорск Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2021 года по делу N А41-76033/20 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 143-146).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ФГУП "ВНИИФТРИ" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ФГУП "ВНИИФТРИ", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании акта на право пользования землей от 30.07.1964 ФГУП "ВНИИФТРИ" на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен земельный участок общей площадью 54,27 га с кадастровым номером 50:09:0100101:68 (т. 1 л. д. 30-33).
Распоряжением Территориального управления Росимущества в Московской области от 20.12.2019 N 725-Р "Об утверждении схемы расположения земельного участке на кадастровом плане территории" из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:68 выделен земельный участок площадью 7680 кв.м. с кадастровым номером 50:09:0100101:4144 (т. 1 л. д. 39-41).
Земельному участку с кадастровым номером 50:09:0100101:4144 не был установлен вид разрешенного использования.
22 июля 2020 года ФГУП "ВНИИФТРИ" обратилось к Управлению Росреестра по Московской области об установлении земельному участку с кадастровым номером 50:09:0100101:4144 вида разрешенного использования - коммунальное обслуживание.
Уведомлением от 31.07.2020 N КУВД-001/2020-9465816/1 регистрирующий орган известил общество о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что в представленном заявлении не указан вид испрашиваемого разрешенного использования (т. 1 л. д. 53).
Уведомлением от 02.11.2020 N КУВД-001/2020-9465816/2 регистрирующий орган известил общество об отказе в государственном кадастровом учете в связи с истечением срока приостановления и непредставлением документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет (т. 1 л. д. 54).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ФГУП "ВНИИФТРИ" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно пункту 4 части 5 статьи. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав может быть приостановлена в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Статьей 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации.
Согласно части 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Частью 9 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Земельный участок, который заявитель разделил, находится в Солнечногорском районе Московской области.
Из представленного Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области заключения следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0100101:4144 частично расположен в зонах: И - зона инженерной инфраструктуры, частично Р-3 - зона лесов, частично К - коммунальная зона, частично леса, частично пересечение государственного лесного реестра.
Согласно пункту. 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
В статье 15 Закона N 218-ФЗ указаны лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, к которым относятся собственники земельных участков, зданий, сооружений.
Частью 1 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Частью 4 статьи 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно пункту 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540 (далее - Классификатор).
На картах, входящих в состав правил землепользования и застройки, также устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Пункт 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предусматривает право, но не обязанность физических или юридических лиц обратиться с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения таких правил причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Напротив, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану муниципального образования, является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 10.12.2019 N 228/14 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Солнечногорск Московской области.
Статьей 30 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Солнечногорск Московской области установлены Градостроительные регламенты для зон специального назначения, в котором предусмотрена К - коммунальное зона и один из видов разрешенного использования "Коммунальное обслуживание".
Согласно карте градостроительного зонирования Правил, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0100101:4144 находится в коммунальной зоне.
Таким образом, выбор вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой расположен данный земельный участок не противоречит нормам ГрК РФ. Само по себе нахождение земельного участка в разных зонах не свидетельствует о незаконности выбора заявителя вида разрешенного использования.
Как следует из материалов дела, в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 31.07.2020 N КУВД-001/2020-9465816/1 регистрирующий орган указал на то, что не указан вид испрашиваемого разрешенного использования (т. 1 л. д. 53).
Вместе с тем, в заявлении заявителем указано, что в пункте 14 в примечании указано: изменения вида разрешенного использования с "не установлено" на "коммунальное обслуживание" в соответствии с ПЗЗ.
Отказывая в государственном кадастровом учете, заинтересованное лицо сослалось на непредставление документов, запрошенных по межведомственным вопросам.
В соответствии с пунктом 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учета, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета.
Всесторонне, полно и правильно оценив все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что регистрирующему органу был предоставлен исчерпывающий перечень документов, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации и необходимый для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий.
Таким образом, оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета у регистрирующего органа не имелось
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2021 года по делу N А41-76033/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76033/2020
Истец: Комитет по архитектуре и градостроительству МО, ФГУП "ВНИИФТРИ"
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "Росреестр" по Московской обл. (Каширский отдел)
Третье лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "Росреестр" по Московской обл. (Каширский отдел)