г. Москва |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А40-8938/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управлению Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.04.2021 по делу N А40-8938/21
по заявлению ООО "КРАФТ" (ОГРН: 1157746416904, ИНН: 7709457230) в лице
конкурсного управляющего Скрынник Алексея Геннадьевича
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745)
третье лицо: Терехова Татьяна Александровна
о признании незаконным Уведомления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: от третьего лица: |
не явился, извещен; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "КРАФТ" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Росреестра по г.Москве (далее - ответчик, Управление) об отказе государственной регистрации прав от 30.11.2020 N КУВД-001/2020-12264053/4 и об обязании Управления Росреестра по г.Москве произвести государственную регистрацию права собственности Тереховой Татьяны Александровны на нежилое помещение, - 5 этаж пом. VI ком. 1: площадью 15,80 кв. м. с кадастровым номером 77:01:0002026:2173, расположенное по адресу: г. Москва, Тетеринский пер., д. 18, стр. 2, кадастровый номер здания (Многоквартирный дом, Административно-жилой комплекс с многоэтажным гаражом-стоянкой): 77:01:0002026:2015.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании стороны и третье лицо своих представителей не направили.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие сторон и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2017 по делу N А40-225117/15-101-298 ООО "Крафт" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Скрынник Алексей Геннадьевич, член НП СРО АУ "Развитие".
В ходе конкурсного производства ООО "Крафт" было реализовано имущество должника, а именно: нежилое помещение, 5 этаж, пом. VI ком. 1: площадью 15,80 кв. м. с кадастровым номером 77:01:0002026:2173, расположенное по адресу: г. Москва, Тетеринский пер., д. 18, стр. 2, кадастровый номер здания (Многоквартирный дом, Административно-жилой комплекс с многоэтажным гаражом - стоянкой): 77:01:0002026:2015 (далее - Имущество).
30.09.2019 конкурсным управляющим был заключен договор N 0930/19 поручения на организацию и проведение торгов с ООО "ПарадизГрупп".
Сообщение о проведении торгов опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 182(6662) от 05.10.2019 (объявление N 34030221296 на стр. 107), в ЕФРСБ - сообщение N 4233695 от 04.10.2019.
Проведение торгов было назначено на 15.11.2019 в 15:00 на электронной торговой площадке www.nistp.ru.
Торги по продаже прав требования признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
В связи с признанием первых торгов несостоявшимися были созваны повторные торги. Сообщение о проведении повторных торгов опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 211(6691) от 16.11.2019 (объявление N 34030224211 на стр. 112), в ЕФРСБ - сообщение N 4233695 от 04.10.2019.
Проведение повторных торгов назначено на 27.12.2019 на 13:00 на электронной торговой площадке www.nistp.ru.
Согласно Протоколу об определении участников открытых торгов по продаже недвижимого имущества N 9158-ОАОФ/1/1 от 26.12.2019 и Решению о признании несостоявшимися торгов N 9158-ОАОФ/1/2 от 26.12.2019, повторные торги были признаны несостоявшимися в связи с участием в торгах единственного участника - Тереховой Татьяны Александровны.
Конкурсным управляющим ООО "Крафт" направлено предложение о заключении договора купли-продажи единственному участнику Тереховой Т.А., с которой 15.01.2020 был заключен договор купли-продажи имущества N 9158-ОАОФ (далее - Договор).
Сведения о заключении договора купли-продажи включены в ЕФРСБ (сообщение N 4603839 от 20.01.2020).
В срок, установленный пункте 2.2. Договора, Имущество было оплачено покупателем в полном объеме, в связи с чем, Имущество было передано по акту приема-передачи.
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий совместно с покупателем по договору купли-продажи обратились в Управление заявлением о регистрации перехода права собственности в отношении недвижимого имущества.
31.08.2020 государственная регистрация была приостановлена до 30.11.2020 уведомлением Управления о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-12264053/2.
В указанном уведомлении у заявителей были истребованы дополнительные документы.
Заявителем в регистрирующий орган представлено дополнительное соглашение от 23.11.2020 к договору купли-продажи от 15.01.2020.
Вместе с тем 30.11.2020 Управлением было вынесено уведомление об отказе государственной регистрации прав от 30.11.2020 N КУВД-001/2020-12264053/4.
В качестве оснований для отказа государственной регистрации прав указано на:
- отсутствие на решении Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2017 г. по делу N А40-225117/15-101-298 о признании ООО "Крафт" банкротом отметки о вступлении в законную силу.
- непредставление Положения о порядке, сроках и условиях проведения торгов по продаже имущества ООО "Крафт".
- представление оригинала отчета об оценке вместо копии.
Уведомлением от 03.12.2020 N КУВД-001/2020-12746608/2 было отказано в осуществлении действий по государственной регистрации прав, в связи с неустранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Полагая, что решение Управления нарушает законные права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 ст 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, заявителем в Управление были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации прав от 20.08.2020; договор купли-продажи от 15.01.2020; сведения о банкротствах от 16.11.2019; определение суда от 11.09.2019; определение суда от 04.06.2018; объявление о проведении торгов от 15.11.2019; акт приема-передачи от 15.02.2020; доверенность от 17.08.2020; платежное поручение от 14.02.2020; чек от 20.08.2020; предложение заключить договор купли-продажи от 30.12.2019; сведения о заключении договора купли-продажи от 20.01.2020; протокол от 26.12.2019 N 9158-ОАОФ/1; отчет об оценке от 20.08.2019; бюллетень для голосования участников собрания кредиторов от 27.12.2016; сообщение о результатах участников собрания кредиторов от 30.12.2016; журнал регистрации участников собрания кредиторов от 27.12.2016; протокол N 1 от 27.12.2016; уведомление о первом собрании кредиторов от 13.12.2016; определение от 26.08.2016; реестр требований кредиторов от 22.12.2016; дополнительное соглашение N 1 от 23.11.2020.
Суд пришел к правомерному выводу, что заявителем были представлены необходимые и достаточные документы для проведения регистрационных действий.
Доводы ответчика о представлении судебного акта о признании ООО "Крафт" банкротом без отметки о вступлении в законную силу отклоняется, поскольку указанное решение арбитражного суда не является основанием для государственной регистрации права в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ. Кроме того, указанные сведения являются общедоступными.
Также не является обязательным в соответствии с Законом N 218-ФЗ предоставление Положения о порядке, сроках и условиях проведения торгов по продаже имущества ООО "Крафт".
В своей деятельности Управление руководствуется Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 70 Регламента уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления. Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Во исполнение поручения Минэкономразвития России от 28.04.2009 N Д23-1164 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направила Письмо от 15 мая 2009 г. N 3-2864-ГЕ "О необходимости соблюдения норм Федерального закона от 27.04.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно Письму, при проведении проверки представленных документов и подготовке решения о проведении кадастрового учета не допускается, в том числе вынесение повторных решений об отказе или о приостановлении кадастрового учета в связи с выявлением обстоятельств, содержавшихся ранее в представленных документах и неуказанных в первичных решениях об отказе или о приостановлении кадастрового учета.
Указанные в письме нормы аналогичны нормам действующего законодательства (ч. 5 ст. 29 Закона N 218-ФЗ, п. п. 70 - 71, п. 239 Регламента).
Из уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от 31.08.2020 N КУВД-001/2020-12264053/2 следовало наличие оснований для приостановления, которые были устранены заявителем.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета.
В течение срока приостановления, т.е. до 30.11.2020 заявителем были устранены все причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации и существовавшие вплоть до этого момента. Формулировка новых причин после окончания срока приостановления недопустима и нарушает нормы статьи 27 Закона N 218-ФЗ.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом. Аналогичное требование п. 71 Регламента устанавливает к уведомлению об отказе в государственной регистрации. Аналогичные требования содержатся в ч. 5, ч. 6 ст. 29 Закона N 218-ФЗ.
Таким образом, в соответствии с частью 5, частью 6 статьи 29 Закона N 218-ФЗ список оснований для приостановления и отказа в государственной регистрации, излагаемый в уведомлениях, должен являться исчерпывающим и не допускающим неоднозначностей толкования.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом N 218-ФЗ и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу, что заявителем были представлены все необходимые документы для осуществления действий по государственной регистрации прав на объект недвижимости, следовательно, доводы Управления, содержащиеся в указанном выше уведомлении об отказе, противоречат действующему законодательству.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением не доказано.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, базируются на толковании причин отказа с целью придания им нового смысла и не соответствуют фактически указанным в уведомлении причинам.
Арбитражный суд первой инстанции правильно и полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и дал им надлежащую правовую оценку.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.04.2021 по делу N А40-8938/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8938/2021
Истец: ООО "КРАФТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ