г. Челябинск |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А07-26250/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02 апреля 2021 г. по делу N А07-26250/2020.
Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги" (далее - заявитель, МКУ "Ритуальные услуги") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Фонд социального страхования, Фонд) о возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умершего лица в размере 7349 руб. 83 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.11.2020 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (административного судопроизводства).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.04.2021 (резолютивная часть решения объявлена 29.03.2021) заявленные требования удовлетворены частично, с Фонда социального страхования взыскано в пользу МКУ "Ритуальные услуги" 7043 руб. 59 коп. долга, а также 1916 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Фонд социального страхования (далее также - апеллянт, податель жалобы) не согласился решением суда, обжаловав в апелляционном порядке. Податель жалобы просит отменить решение суда в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что Лобановым Олегом Владимировичем, являющимся директором общества с ограниченной ответственностью и его единственным учредителем, до 18.06.2020 (дата смерти Лобанова О.В.) производилась уплата страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом Фонд социального страхования конкретизирует, что Лобанов О.В. в качестве добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (указанные страховые взносы предусматривают в том числе выплату социального пособия на погребение) не зарегистрирован.
Доводом апелляционной жалобы служит тот факт, что действующим законодательством об обязательном социальном страховании утвержден порядок, предполагающий обращение специализированной службы по вопросам похоронного дела за возмещением стоимости услуг по погребению через страхователя - работодателя умершего, обращение специализированной службы напрямую в территориальный орган Фонда социального страхования не предусмотрено. По мнению апеллянта, представлять интересы общества с ограниченной ответственностью может доверительный управляющий.
МКУ "Ритуальные услуги" представило отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен к материалам дела.
В представленном отзыве МКУ "Ритуальные услуги" с доводами апелляционной жалобы не согласно, при этом просит суд апелляционной инстанции изменить решение суда в части, взыскать с Фонда социального страхования 7 349 руб. 83 коп. возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умершего, а также 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, поскольку предельный размер пособия на погребения на территории Новосибирской области с учетом районного коэффициента составлял 7 349 руб. 83 коп.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МКУ "Ритуальные услуги" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.03.2005. В соответствии с представленной выпиской из Единого государственного реестра юридических МКУ "Ритуальные услуги" основным видом деятельности которого является 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг.
Распоряжением мэра г. Новосибирска от 18.08.2008 N 14352-р погребение умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя осуществляет муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги".
В адрес МКУ "Ритуальные услуги" 31.07.2020 поступило заявление Государственного бюджетного учреждения Здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" N 2112 о погребении пациента Лобанова Олега Владимировича, 14.08.1961 года рождения, дата смерти 18.06.2020, согласно гарантированного перечня услуг по погребению с приложением медицинского свидетельства о смерти и паспорта умершего.
МКУ "Ритуальные услуги" захоронило умершего Лобанова О.В. 06.08.2020 в рамках гарантированного перечня услуг по погребению (акт об оказании услуг от 06.08.2020 N 0000-001174 ор).
Расходы на погребение названного лица, с учетом стоимости услуг по погребению, составили 7349 руб. 83. коп. (акт об оказании услуг по погребению от 06.08.2020).
Умерший Лобанов Олег Владимирович, 14.08.1961 года рождения, дата смерти 18.06.2020, захороненный МКУ "Ритуальные услуги" 06.08.2020, являлся застрахованным лицом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. По данным ОПФР по Новосибирской области Лобанов О.В. на момент смерти 18.06.2020 являлся директором Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "СТРОЙСНАБ" (далее - ООО ТД "СТРОЙСНАБ"), зарегистрированном по адресу: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, Хадии Давлетшиной бульвар, д. 7, оф. 7к.
Поскольку организация, в которой умерший Лобанов О.В. являлся застрахованным лицом, расположена в Республике Башкортостан, то соответственно уполномоченным органом на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших является Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан.
МКУ "Ритуальные услуги" 27.08.2020 направило в Фонд социального страхования заявление N 848 с приложением документов о возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умершего Лобанова в размере 7349 руб. 83 коп.
Письмом от 23.09.2020 N 16-12-12/02-2669 Фонд социального страхования возвратило без выплаты документы в адрес МКУ "Ритуальные услуги", сославшись на нарушение условий, размера и порядка обращения за выплатой.
В связи с отказом на возмещение расходов на погребение умершего Лобанова О.В. МКУ "Ритуальные услуги" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из абзаца 7 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле), из которого следует, что похоронной специализированной службе по вопросам похоронного дела гарантируется возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребения в случае погребения умерших собственными силами.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Законом о погребении и похоронном деле.
В соответствии со статьей 26 Закона о погребении и похоронном деле финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 названного Закона.
Статьей 9 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.
При погребении умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, а также умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих такому страхованию - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
В соответствии с пунктом 12 Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее - Постановления N 294) возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела производится территориальным органом Фонда в соответствии с Законом о погребении и похоронном деле с учетом следующих особенностей:
для возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированная служба по вопросам похоронного дела направляет в организацию (иному работодателю), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего, заявление о возмещении стоимости услуг по погребению с указанием банковского счета, на который перечисляется сумма возмещения, справку о смерти и соответствующий счет. Форма заявления о возмещении стоимости услуг по погребению утверждается Фондом;
страхователь в течение 2 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет их в территориальный орган фонда по месту своей регистрации;
территориальный орган фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о возмещении стоимости услуг по погребению и в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения перечисляет средства на банковский счет специализированной службы по вопросам похоронного дела, указанный в заявлении о возмещении стоимости услуг по погребению.
В случае прекращения страхователем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения, на день обращения застрахованного лица в целях получения пособия застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) вправе самостоятельно представить в территориальный орган Фонда по месту регистрации его работодателя в качестве страхователя заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (пункт 5 постановления N 294).
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель, предусматривая гарантию безвозмездного получения гражданами определенного перечня услуг по погребению, определил источники ее финансирования, к которым местные бюджеты не отнесены. В свою очередь, и муниципальные образования не вправе в случае выхода за пределы установленного федеральным законодателем размера компенсации для целей предоставления такого перечня услуг по погребению на безвозмездной основе требовать компенсацию таких затрат за счет бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы; вместе с тем соответствующее дополнительное финансирование может быть предоставлено непосредственно из местного бюджета. Однако в отсутствие у муниципальных образований финансовых возможностей для принятия таких дополнительных расходных обязательств при недостаточности предоставляемых компенсаций для покрытия экономически оправданного уровня нормативных затрат на оказание включенных в федеральный перечень бесплатных услуг по погребению соответствующие расходы должны обеспечиваться предоставлением муниципальным образованиям необходимых источников финансирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о погребении статус специализированной службы по вопросам похоронного дела предусматривает обязанность последней осуществить погребение умерших, указанных в статье 12 Закона о погребении, с последующим возмещением расходов из средств бюджета и внебюджетных фондов, в данном случае - из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом, доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством об обязательном социальном страховании утвержден порядок, предполагающий обращение специализированной службы по вопросам похоронного дела за возмещением стоимости услуг по погребению через страхователя - работодателя умершего, обращение специализированной службы напрямую в территориальный орган Фонда социального страхования не предусмотрено, что представлять интересы общества с ограниченной ответственностью может доверительный управляющий, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судом первой инстанции установлено, что распоряжением мэра г. Новосибирска от 18.08.2008 N 14352-р на погребение умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя осуществляет МКУ "Ритуальные услуги".
Исходя из абзаца 7 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном специализированной службе по вопросам похоронного дела, гарантируется возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребения в случае погребения умерших собственными силами.
Судом учтено, что в данном случае умерший хотя и являлся работником организации на день смерти, но при этом одновременно являлся работодателем (единственным участником и директором ООО Торговый дом "Стройснаб"), что, вопреки доводам апелляционной жалобы, исключает возможность направления работодателю заявления о возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению.
Также из материалов дела следует и судом первой инстанции принято во внимание, что согласно справке о смерти от 05.08.2020 Лобанов О.В. умер 18.06.2020. В настоящее время срок для принятия наследства истек. В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ по состоянию на 24.03.2021 изменения в части смены директора и учредителя не внесены, что свидетельствует о том, что в права наследования никто не вступил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции при разрешении спора верно приняты во внимание положения пункта 5 Постановления N 294.
Доводы апеллянта об обратном не направлены на восстановление нарушенного права заявителя, как не свидетельствуют и о нарушении норм действующего законодательства о порядке выплаты пособия на погребение, поскольку, в любом случае, лицом, обязанным произвести выплату пособия, является сам Фонд социального страхования.
С учетом изложенного, при определении публично-правового образования, за счет казны которого осуществляется финансирование затрат по захоронению умершего, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Пунктом 2 статьи 25 Закона о погребении предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Как указано выше, согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в частности, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности с учетом конкретных обстоятельств дела, при удовлетворении заявления суд принял во внимание что на заявителя возложена обязанность осуществлять собственными силами погребение умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, с учетом того, что умершее лицо в данном случае являлось страхователем (единственным участником и директором ООО Торговый дом "Стройснаб"), при том, что наследники данного лица не выявлены, учитывал доказанность понесенных заявителем реальных расходов на погребение названного лица, с учетом стоимости услуг по погребению в размере 7349 руб. 83. коп. (акт об оказании услуг по погребению от 06.08.2020).
Суд исходил из того, что страхователь ООО ТД "Стройснаб" зарегистрировано в Республике Башкортостан, по адресу Бульвар Хадии Давлетшиной, дом 7, офис 7 к., следовательно, местом работы директора - единственного учредителя Лобанова О.В. также является Республика Башкортостан и размер социального пособия на погребение составляет - 7043 руб. 59 коп. установленный постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.02.2020 N 181 "Об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, оказываемых специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми в соответствии с законодательством, в городском округе город Уфа Республики Башкортостан".
Руководствуясь указанным, суд пришел к выводу о наличии основания для признания заявленных требований подлежащими удовлетворению частично в размере пособия на погребение установленного на территории Республики Башкортостан.
Довод заявителя, изложенный в отзыве на апелляционную жалобу о том, что судом первой инстанции необоснованно снижен размер пособия на погребения до суммы 7 043 руб. 59 коп., поскольку предельный размер пособия на погребение в Новосибирской области составлял 7 349 руб. 83 коп., не может быть принят во внимание, поскольку в силу Закона о погребении и похоронном деле и Постановления N 294 размер пособия на погребение определяется из места регистрации страхователя.
Поскольку страхователь ООО ТД "Стройснаб" зарегистрировано в Республике Башкортостан, то местом работы директора - единственного учредителя Лобанова О.В. также является Республика Башкортостан.
При этом, судом первой инстанции учтено, что предельный размер пособия (с учетом индексации) с 01.02.202 составляет 6 124 руб. 86 коп., с учетом Уральского районного коэффициента составляет 7 043 руб. 59 коп.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, в то время как в силу позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16549/12 от 23.04.2013, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, судом не допущено.
По правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на сторон настоящего спора пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02 апреля 2021 г. по делу N А07-26250/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-26250/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ СЛУЖБА ПО ВОПРОСАМ ПОХОРОННОГО ДЕЛА "РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"
Ответчик: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН