Москва |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А40-50141/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.С. Маслова,
судей М.С. Сафроновой и Ю.Н. Федоровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.С. Чапего,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ООО "Мосзеленстрой" на определение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2024 по делу N А40-50141/21, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Мосзеленстрой",
об отказе в признании недействительными сделок по отчуждению самоходной техники в пользу ИП Фатиева Мирджавада Мирашрафа оглы
при участии в судебном заседании:
от Фатиева Мирджавада Мирашрафа оглы - Тедеев Г.Ч. по дов. от 02.02.2022
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.07.2022 по настоящему делу ООО "Мосзеленстрой" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Червинская Елена Федоровна, указанные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 122 от 09.07.2022.
В Арбитражный суд города Москвы 20.02.2023 (в электронном виде) поступило заявление конкурсного управляющего к Фатиеву Мирджаваду Мирашграфу оглы о признании сделки по отчуждению ООО "Моселенстрой" в пользу ответчика 25 единиц самоходной техники недействительной и применении последствий ее недействительности в виде обязания возврата в конкурсную массу должника 25 единиц самоходной техники.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2024 в удовлетворении заявления конкурсного управляющего судом отказано.
Не согласившись с вынесенным судом первой инстанции определением, конкурсный управляющий ООО "Мосзеленстрой" обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения определения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, конкурсным управляющим в ходе исполнения своих обязанностей установлено, что за период с 29.03.2018 по 12.10.2018 должником было отчуждено 26 единиц самоходной техники, 25 из которых впоследствии были зарегистрированы за Фатиевым Мирджавадом Мирашрафом оглы.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, конкурсный управляющий полагает, что сделка по отчуждению должником имуществ должна быть признана судом недействительной на основании пункта 2 статьи 61.2. Закона о банкротстве, также ссылается на злоупотребление правом и заинтересованность сторон сделки.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления конкурсного управляющего, исходил из не представления им доказательств, подтверждающих наличие оснований для признания сделки недействительной.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом Арбитражного суда города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.1 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.
В силу пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка). Предполагается, что другая сторона знала об этом, если она признана заинтересованным лицом либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника.
Цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества и сделка была совершена безвозмездно или в отношении заинтересованного лица, либо направлена на выплату (выдел) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с выходом из состава учредителей (участников) должника, либо совершена при наличии следующих условий:
- стоимость переданного в результате совершения сделки или нескольких взаимосвязанных сделок имущества либо принятых обязательства и (или) обязанности составляет двадцать и более процентов балансовой стоимости активов должника, а для кредитной организации - десять и более процентов балансовой стоимости активов должника, определенной по данным бухгалтерской отчетности должника на последнюю отчетную дату перед совершением указанных сделки или сделок;
- должник изменил свое место жительства или место нахождения без уведомления кредиторов непосредственно перед совершением сделки или после ее совершения, либо скрыл свое имущество, либо уничтожил или исказил правоустанавливающие документы, документы бухгалтерской отчетности или иные учетные документы, ведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, либо в результате ненадлежащего исполнения должником обязанностей по хранению и ведению бухгалтерской отчетности были уничтожены или искажены указанные документы;
- после совершения сделки по передаче имущества должник продолжал осуществлять пользование и (или) владение данным имуществом либо давать указания его собственнику об определении судьбы данного имущества.
Как разъяснено в пункте 5 постановления N 63, в силу пункта 2 статьи 612 Закона о банкротстве для признания сделки недействительной по данному основанию необходимо, чтобы оспаривающее сделку лицо доказало наличие совокупности всех следующих обстоятельств:
а) сделка была совершена с целью причинить вред имущественным правам кредиторов;
б) в результате совершения сделки был причинен вред имущественным правам кредиторов;
в) другая сторона сделки знала или должна была знать об указанной цели должника к моменту совершения сделки (с учетом пункта 7 настоящего Постановления).
В случае недоказанности хотя бы одного из этих обстоятельств суд отказывает в признании сделки недействительной по данному основанию.
При определении вреда имущественным правам кредиторов следует иметь в виду, что в силу абзаца тридцать второго статьи 2 Закона о банкротстве под ним понимается уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий, приведшие или могущие привести к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества.
Цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если налицо одновременно два следующих условия:
а) на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества;
б) имеется хотя бы одно из других обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 612 Закона о банкротстве.
При определении наличия признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества следует исходить из содержания этих понятий, данного в абзаце тридцать третьем и тридцать четвертом статьи 2 Закона о банкротстве. Для целей применения содержащихся в абзацах втором-пятом пункта 2 статьи 612 Закона о банкротстве презумпций само по себе наличие на момент совершения сделки признаков банкротства, указанных в статьях 3 и 6 Закона о банкротстве, не является достаточным доказательством наличия признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 Постановления N 63, в силу абзаца первого пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве предполагается, что другая сторона сделки знала о совершении сделки с целью причинить вред имущественным правам кредиторов, если она признана заинтересованным лицом (статья 19этого Закона) либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника. Данные презумпции являются опровержимыми -они применяются, если иное не доказано другой стороной сделки.
При решении вопроса о том, должна ли была другая сторона сделки знать об указанных обстоятельствах, во внимание принимается то, насколько она могла, действуя разумно и проявляя требующуюся от нее по условиям оборота осмотрительность, установить наличие этих обстоятельств.
Бремя доказывания осведомленности ответчика о наличии у должника признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества либо об обстоятельствах, которые позволяют сделать вывод о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества, в данном случае лежит на заявителе.
Возражая против заявленных требований, ответчик указывал, что сделка не является безвозмездной, имеется наличие встречного равноценного предоставления по договору, отсутствует совокупность обстоятельств, позволяющих признать сделку недействительной на основании пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве, в подтверждение чего представил в материалы дела копии договоров купли-продажи самоходной техники с актами приема-передачи и подтверждение оплаты.
Судом установлено, что отчуждение единиц самоходной техники являлось обычной хозяйственной сделкой для должника (при анализе ответа Гостехнадзора на запрос суда усматривается регулярное приобретение/отчуждение должником строительной и иной техники как до оспариваемых сделок, так и в более поздние периоды времени), при этом конкурсный управляющий не указывает, какой вред имущественным правам кредиторов был нанесен в результате совершения сделки по приобретению ответчиком спорного имущества, поскольку в материалы дела не представлено доказательств занижения продажной стоимости техники, ее несоразмерности стоимости аналогичных объектов продажи, а также неравноценности встречного предоставления.
Таким образом, конкурсным управляющим не представлены доказательства, подтверждающие доводы, изложенные в заявлении и раскрывающие правоотношения сторон.
Конкурсным управляющим не представлено каких-либо конкретных доказательств причинения вреда имущественным правам кредиторов, в результате совершения оспариваемых сделок.
Из обстоятельств совершения сделки не следует факт, возможность и цель причинения вреда имущественным правам каким-либо кредиторов.
Более того, не оплата конкретному кредитору и наличие спора о взыскании денежных средств не свидетельствует о неплатежеспособности, также на том основании, что факт неоплаты со стороны должника могут быть вызваны иными причинами и обстоятельствами, например, в связи с поставкой некачественного товара, выполнением несоответствующих договорным условиям и закону качества работ и оказания услуг и т.д.
Таким образом, факт наличия спора в судах само по себе не свидетельствует об объективном банкротстве и признаках неплатежеспособности.
Заявителем также не доказано, что ответчик знал или должен был знать о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника. Приведенные доводы основаны на предположениях, надлежащим образом не подтверждены, также не представлено доказательств того, что ответчик относится к лицам, прямо перечисленным в статье 19 Закона о банкротстве или к иным лицам, заинтересованность которых имеет значение при применении пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
Так, Фатиев Мирджавад Мирашраф оглы являлся участником должника с 01.12.2015 до 05.02.2018, руководителем должника - с 28.06.2016 до 01.03.2017. После указанной даты Фатиев М.М. отношения к управлению хозяйственной деятельностью должника не имел. До возбуждения дела о банкротстве должника не являлся руководителем более четырех лет.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Конкурсным управляющим достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие обоснованность его требований (факт присвоения имущества без встречного предоставления и, соответственно, цели и факта причинения вреда, факт осведомленности ответчика о признаках неплатежеспособности и или недостаточности имущества), не представлены.
Таким образом, заявителем не доказан факт совершения должником оспариваемых сделок с целью причинения вреда имущественным правам кредиторов, в том числе, подтверждающих наличие предусмотренных абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве обстоятельств.
В отношении доводов конкурсного управляющего о недействительности сделки по основаниям, предусмотренным статьями 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.06.2014 N 10044/11 по делу N А32-26991/2009, абзаце четвертом пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N63, пункта 10 постановления от 30.04.2009 N 32, наличие в законодательстве о банкротстве специальных оснований оспаривания сделок само по себе не препятствует суду квалифицировать сделку, при совершении которой допущено злоупотребление правом, как ничтожную (статьи 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В условиях конкуренции норм о недействительности сделки лица, оспаривающие сделки с причинением вреда кредиторам по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, обязаны доказать, что выявленные нарушения выходят за пределы диспозиции пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
В противном случае оспаривание сделки по статьям 10 и 170 Гражданского кодекса Российской Федерации по тем же основаниям, что и в пункте 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве, открывает возможность для обхода сокращённого срока исковой давности, установленного для оспоримых сделок, периода подозрительности, и позволяет лицу, не оспорившему подозрительную сделку, обходить правила о возможности заявления возражений о недействительности оспоримой сделки только на основании вступившего в законную силу судебного акта о признании её недействительной, что недопустимо (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2017 N 305-ЭС17-4886 (1) но делу N А41-20524/2016).
В рассматриваемом случае конкурсный управляющий не указал, чем, в условиях конкуренции норм о действительности сделки, обстоятельства о выявленных нарушениях выходили за пределы диспозиции части 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве, а бездоказательно сослался на статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, что само по себе не имеет правового значения, поскольку бремя доказывания пороков сделки, выходящих за пределы дефектов сделок с предпочтением или подозрительных сделок в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на лице, оспаривающем сделку.
Применение статей 10, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации должно носить резервный и субсидиарный характер. Этот состав недействительности должен применяться только в тех случаях, когда у суда не обнаруживается того или иного специального механизма для защиты от злоупотреблений гражданскими правами.
Иной подход приводит к тому, что содержание части 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве теряет смысл, так как полностью поглощается содержанием норм о злоупотреблении правом
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что заявителем в материалы дела не представлены какие-либо доказательства или аргументы в пользу того, что нарушения, допущенные при совершении оспариваемой сделки, выходят за пределы диспозиции статьи 61.2 Закона о банкротстве.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2024 по делу N А40-50141/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.С. Маслов |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-50141/2021
Должник: ООО "МОСЗЕЛЕНСТРОЙ"
Кредитор: АО Банк профсоюзной солидарности и социальных инвестиций "Солидарностей", АО БАНК ПРОФСОЮЗНОЙ СОЛИДАРНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ "СОЛИДАРНОСТЬ", АО "МИСК", АО "МОСКОВСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", ИФНС N8 по г. Москве, ООО МИП-Строй N1, ООО "МОСРЕГИОНСТРОЙ", ООО "ПАРКСЕРВИС", ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ N1"
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", Жуков С.А., ООО "АКВАМАГ", ООО "ТРАНСЛОДЖИКГРУПП", Савостьянова К.О., Фатиев М.М.о, Фатиев М.М.о., Фатиева К.Б.к., Червинская Е.Ф.
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41042/2024
18.09.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55413/2024
21.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-30137/2022
16.04.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13790/2024
01.03.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-91976/2023
26.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-30137/2022
05.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-30137/2022
11.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54312/2023
12.09.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52787/2023
17.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-30137/2022
20.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48176/2022
01.07.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-50141/2021