город Томск |
|
16 июля 2021 г. |
Дело N А45-33977/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.07.2021.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Киреевой О.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стуловой М.В. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (07АП-5644/2021) на решение от 26.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-33977/2020 (судья Хорошилов А.В.) по иску Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (ОГРН 1075406025672, ИНН 5406404194), г. Новосибирск к обществу с ограниченной ответственностью ПП "ЛОТиОС" (ОГРН 1105476005942, ИНН 5404412376), г. Новосибирск о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: Коновалов А.О. - доверенность б/н от 11.01.2021, диплом, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города (далее - заявитель, административный орган, департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью ПП "ЛОТиОС" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "ЛОТиОС") о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 55 "ОРМЗ-Центральный корпус" серии НП N 0000145 от 15.01.2019, выданного ООО "ЛОТиОС".
Решением от 26.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы податель указывает на то, что обществом не представлено в департамент ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту. Также ответчиком нарушены требования 3.5.2. Положения, превышено допустимое соотношение в 15% между количеством рейсов, не выполненных в течение 3 кварталов 2020 года и количеством рейсов, предусмотренных для выполнения в течение данных кварталов в соответствии с расписанием. ООО "ЛОТиОС" не выполнены требования пункта 3.5.3 Положения, не обеспечена передача в муниципальную информационную систему города Новосибирска информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для регулярных перевозок по маршрутам. Ответчик не доказал, что снижение объема перевозок на маршруте обусловлено ограничительными мерами. Доводы о снижении доходов в период с 01.01.2020 по 30.09.2020 не подтверждены надлежащими доказательствами. ООО "ЛОТиОС" не уведомляло Департамент о снижении рейсов по маршруту.
ООО "ЛОТиОС" в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В целях обеспечения явки истца, заявившего ходатайство о проведении онлайн-заседания, судом апелляционной инстанции посредством системы веб-конференции предприняты попытки обеспечить подключение представителя истца Беляевой Е.Г., однако подключиться не удалось. Сотрудником аппарата суда был осуществлен звонок представителю истца по телефонному номеру, указанному в ходатайстве, представитель сообщил о наличии технических неполадок. Технические неполадки в работе оборудования суда не выявлены.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 15.01.2019 ООО "ЛОТиОС" департаментом в соответствии с требованиями пунктов 3, 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ были выданы свидетельство об осуществлении перевозок сроком действия - 5 лет и 16 карт маршрута.
В соответствии с выданным свидетельством ООО "ЛОТиОС" должно осуществлять регулярные перевозки по маршруту N 55 шестнадцатью транспортными средствами в соответствии с утвержденным расписанием, являющимся приложением к свидетельству. Указанное количество транспортных средств предусмотрено Реестром маршрутов регулярных перевозок в границах города Новосибирска, размещенном на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://novosibirsk.ru).
По мнению заявителя, ООО "ЛОТиОС" должен передавать информацию о месте нахождения всех 16 транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок по маршруту N 55.
Согласно данным МКУ "ЦУГАЭТ" с 20.02.2020 ООО ПП "ЛО-ТиОС" передается информация в АСУ-навигация о месте нахождения только 11 транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршруту N 55.
В ходе осуществления деятельности обществом, по мнению департамента, были допущены нарушения требований к осуществлению перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Согласно подпункту 3.5.2 Положения перевозчик, осуществляющий регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам обязан не превышать максимально допустимое соотношение в 15% между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала, установленным расписанием.
ООО "ЛОТиОС" в течение трех кварталов текущего года при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок N 55 "ОРМЗ - Центральный корпус" (далее - маршрут N 55) в соответствии с выданным свидетельством неоднократно нарушалось вышеуказанное требование.
Так, за первый квартал 2020 года, согласно данным муниципальной информационной системы города Новосибирска "Автоматизированная навигационная система диспетчерского управления пассажирскими перевозками "АСУ-Навигация" (далее - АСУ-Навигация, система) выявлено, что выполнение рейсов ООО "ЛОТиОС" по маршруту N 55 при установленном плане в 15748 рейсов составило 8476 рейсов (54%).
За второй квартал 2020 года посредством данных АСУ-Навигация выявлено, что выполнение рейсов ООО ПП "ЛОТиОС" при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту N 55 при установленном плане в 14544 рейса составило 6906 (47%).
В течение третьего квартала 2020 года перевозчик выполнил по указанному маршруту 6936 рейсов, что при установленном плане в 16560 рейсов составило 42%. Вышеуказанные факты, в том числе подтвержденные справкой муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Центр управления городским автоэлектротранспортом" (далее - МКУ "ЦУГАЭТ"), являющегося оператором АСУ-Навигация, отражены в актах департамента о выявленных нарушениях ООО "ЛОТиОС" требований действующего законодательства, в том числе требований к перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам от 15.06.2020, 28.07.2020, 20.10.2020 (далее - акты).
ООО "ЛОТиОС", так же, как и другим перевозчикам в марте 2020 года и 2 квартале 2020 года план рейсов был уменьшен в связи с пандемией в соответствии с приказами департамента от 27.03.2020 N 38-од, от 01.04.2020 N 51-од, от 02.04.2020 N 53-од, от 17.04.2020 N 59-од, от 22.04.2020 N 64-од (до 14.05.2020 в соответствии с приказом департамента от 13.05.2020 N75-од).
Акты от 15.06.2020 и от 20.10.2020 были направлены обществу почтой, что подтверждается приложенными списками внутренних почтовых отправлений.
Акт от 28.07.2020 был получен представителем ООО ПП "ЛОТиОС" по доверенности 31.07.2020.
Департамент, ссылаясь на то, что обществом были допущены нарушения требований к осуществлению перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам: обществом в течение трех кварталов текущего года при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок, нарушено требование о не превышении максимально допустимого соотношения в 15% между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала, установленным расписанием; общество не обеспечивало передачу в АСУ-Навигация информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для регулярных перевозок по маршруту (информация об 11 транспортных средствах, вместо 16); не направлялись в департамент ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок по форме и в сроки, установленные приказом министерства транспорта Российской Федерации от 16.12.2015 N 367, что является основанием для прекращения действия свидетельства, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) определен порядок организации деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Пунктом 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ определено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок, который согласно части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ выдается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установившими данные маршруты. При этом в силу положений части 5 статьи 27 Закона N 220-ФЗ расписание указывается в приложении к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и в случае изменения расписания переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не требуется.
В силу части 1 статьи 37 Закона N 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367 утверждена форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлен срок направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления, в соответствии с которым отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона N 220-ФЗ контроль за выполнением условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые заключили государственный или муниципальный контракт или выдали свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ установлены обстоятельства, при которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что они предусматривают не безусловную ответственность перевозчика за указанные нарушения, а устанавливает право уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим требованием.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
В качестве обоснования заявленных требований Департамент ссылается на допущенные обществом нарушения требований 3.5.2 Положения, пункта 1 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
Оценивая в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соотношение тяжести вменяемого ООО "ЛОТиОС" нарушения и размера истребуемой Департаментом ответственности, суд апелляционной инстанции, установил, что в рассматриваемом случае прекращение действия выданного свидетельства повлечет невозможность осуществления обществом своего основного вида деятельности.
В результате прекращения действий свидетельства об осуществлении перевозок до проведения нового конкурса на право осуществления перевозок и определения победителя граждане-пассажиры будут лишены возможности пользоваться услугами перевозки автомобильным транспортом по указанному маршруту.
Более того, судом первой инстанции обоснованно учтено, что нарушения были допущены обществом в период действия режима повышенной готовности, в связи с введением ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), которые затронули сферу пассажирских перевозок и были введены на федеральном, региональном и местном уровнях.
Фактов намеренного уклонения общества от исполнения возложенных на него обязанностей, предусмотренных Положением, Законом N 55-ОЗ, Законом N 220-ФЗ, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Отчеты о перевозочной деятельности ответчиком истцу сданы, снижение количества рейсов перевозчиков в указанный период имело общий характер.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что заявленная Департаментом причина не является достаточным основанием для применения ответственности в виде прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок; фактически применение такой ответственности приводит к невозможности осуществления обществом данного вида деятельности и лишает его источника необходимого дохода.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения, кроме того, доводы апеллянта не содержат ссылок на факты, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-33977/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-33977/2020
Истец: Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска
Ответчик: ООО ПП "ЛОТИОС"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд