г. Челябинск |
|
16 июля 2021 г. |
Дело N А76-6856/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Колясниковой Ю.С., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.04.2021 по делу N А76-6856/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства Челябинской области - Фатеева А.В. (доверенность от 01.07.2021 со сроком действия три года, диплом, паспорт), Коробицын С.И. (доверенность от 31.07.2018 со сроком действия три года, диплом, паспорт);
государственного унитарного предприятия "Продовольственная корпорация Челябинской области" - Филиппова Е.В. (приказ N 18-п от 11.06.2021, диплом, паспорт).
Государственное унитарное предприятие "Продовольственная корпорация Челябинской области" (далее - ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выплате субсидии в сумме 3 744 982 руб. 10 коп., об обязании выплатить сумму субсидии в размере 3 744 982 руб. 10 коп. (т.1, л.д.2-6).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Челябинской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.04.2021 (резолютивная часть решения объявлена 01.04.2021) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства в выплате ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" субсидии на возмещение части затрат, связанных с организацией практических занятий студентов, слушателей образовательных организаций в сфере агропромышленного комплекса, в размере 3 744 982 руб. 10 коп.
Суд обязал Министерство в течение 7 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о выплате заявителю спорной суммы субсидии (т.4, л.д.52-57).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд ошибочно определил применение налогового законодательства для разъяснения положений Порядка предоставления в 2019 году субсидий на возмещение части затрат, связанных с организацией практических занятий студентов, слушателей образовательных организаций в сфере агропромышленного комплекса. Полагает, что налоговое законодательство не распространяют свое действие на правоотношения, регулируемые Порядком. Министерство также полагает, что суд первой инстанции ошибочно принял во внимание доводы заявителя о наличии факта отказа в предоставлении субсидии; Министерство настаивает на том, что отказа в предоставлении субсидии не было, ненормативный правовой акт Министерства, отказывающий в предоставлении субсидии, отсутствует. Субсидия выдавалась истцу с учетом уменьшения сумм, являющихся затратами 2018 года. Апеллянт считает, что судом первой инстанции неправомерно отклонен довод Министерства о непредставлении истцом части документов при подаче заявления на предоставление субсидии, а именно: договора от 21.11.2016 N 3-2017, контрактов от 01.06.2018 N 03-203 от 06.03.2018 N 03-71. Считает, что затраты должны быть понесены и оплачены непосредственно в 2019 году. Судом первой инстанции определен срок 7 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда, в течение которого Министерство обязано принять решение о выплате заявителю субсидии на возмещение части затрат, связанных с организацией практических занятий студентов, слушателей образовательных организаций в сфере агропромышленного комплекса, в размере 3 744 982 руб. 10 коп. По мнению Министерства, обязательство в принятом судом решении является незаконным и необоснованным, поскольку решение суда по выплате субсидии без исполнительного листа исполнить в срок, установленный судом, не представляется возможным.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд принял апелляционную жалобу к производству, назначил дело к судебному разбирательству в судебном заседании 23.06.2021 (определение от 02.06.2021).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 12.07.2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; в судебное заседание представители третьего лица не явились.
С учетом мнения представителей сторон и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
От ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором предприятие не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От Министерства поступили письменные пояснения к апелляционной жалобе в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражения на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.11.2019 ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" обратилось в Министерство с заявлением с приложенными документов на получение субсидии на возмещение части затрат, связанных с организацией практических занятий студентов, слушателей образовательных организаций в сфере агропромышленного комплекса, в соответствии с Порядком предоставления в 2019 году субсидий, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 23.08.2019 N 357-П (далее - Порядок).
29.11.2019 между ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" и Министерством заключено соглашение N 1-16 о предоставлении ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" субсидии за счет средств областного бюджета в 2019 году.
Пунктом 2 данного соглашения предусмотрено, что размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, указывается в справке-расчете субсидии на возмещение части затрат, связанных с организацией практических занятий студентов, слушателей образовательных организаций в сфере агропромышленного комплекса, по форме согласно приложению 4 к Порядку, с учетом требований пунктов 4, 10 Порядка.
ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" заявлено к субсидированию 10 027 039 руб. 72 коп. расходов, понесенных в 2019 году на организацию и проведение практических занятий студентов.
По итогам рассмотрения заявления и документов, представленных ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области", Министерством принята к возмещению сумма затрат в размере 6 244 229 руб. 51 коп., выплачена предприятию субсидия (99% от суммы признанных затрат) в сумме 6 181 787 руб. 22 коп. В оставшейся части затрат (3 782 810 руб. 21 коп.) выплата предприятию субсидии не произведена в связи с отклонением Министерством документов, подтверждающих фактические расходы предприятия, имевшие место не в 2019 году.
ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области", не согласившись с уменьшением суммы субсидии, обратилось в Министерство с заявлением о разъяснении причин уменьшении суммы субсидии.
Согласно ответу Министерства от 17.12.2019 N 1002/17006 к субсидированию не приняты суммы затрат, которые предприятие понесло в 2018 году.
Полагая, что данный вывод Министерства основан на ошибочном толковании Правил предоставления субсидии, является незаконным и необоснованным, ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" указывает, что понятие затраты, отраженное в пункте 4 Порядка, должно трактоваться с учетом положений статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем в состав затрат входят все расходы материальных ресурсов, понесенные предприятием при реализации в 2019 году плана (программы) проведения практических занятий студентов, независимо от даты приобретения указанных материальных ресурсов (оплаты товара).
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что сумма затрат в размере 3 782 810 руб. 21 коп. документально подтверждена предприятием первичными учетными документами, материальные ресурсы были использованы для организации практических занятий студентов в 2019 году, что подтверждается планом план производственных работ на уцказанный год, а также актами расхода семян и посадочного материала, актами об использовании удобрений, пестицидов, биологических средств защиты растений.
Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней, бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
К бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе, и ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (статья 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Челябинской области от 23.08.2019 N 357-П утвержден Порядок предоставления в 2019 году субсидий на возмещение части затрат, связанных с организацией практических занятий студентов, слушателей образовательных организаций в сфере агропромышленного комплекса.
Согласно пункту 3 Порядка целью предоставления субсидий является возмещение части затрат, понесенных юридическими лицами при организации практических занятий (производственной практики) студентов, слушателей образовательных организаций в сфере агропромышленного комплекса Челябинской области, включающих в том числе затраты, связанные с использованием семенного и посадочного материала (подпункт 3), затраты, связанные с использованием удобрений, пестицидов, биологических средств защиты растений (подпункт 4).
Согласно пункту 4 Порядка размер субсидии определяется исходя из фактических, документально подтвержденных затрат (без учета налога на добавленную стоимость), понесенных в 2019 году при реализации плана (программы) проведения практических занятий, либо иного документа, регламентирующего порядок проведения практических занятий.
Размер субсидии составляет 99 % размера фактических, документально подтвержденных затрат.
Согласно пункту 6 Порядка для получения субсидии заявители с 28.10.2019 по 15.11.2019 предоставляют в Министерство документы, подтверждающие понесенные расходы:
- копии платежных документов (платежные поручения (с приложением документов, указанных в поле "назначение платежа"), приходные и расходные кассовые ордера, квитанции (кассовые чеки) к кассовому ордеру, чеки, векселя, аккредитивы, электронные платежные документы), подтверждающих оплату материальных расходов, соглашений о зачете взаимной задолженности, соглашений об отступном с приложением передаточных документов, указанных в таких соглашениях;
- копии первичных учетных документов, подтверждающих факт поставки материальных ресурсов и оказания услуг, выполнения работ (товарная накладная, накладная, товарно-транспортная накладная, универсальный передаточный документ, акт выполненных работ, акт оказания услуг и иные документы);
- копии первичных учетных документов, подтверждающие затраты на семена и посадочный материал (акты расхода семян и посадочного материала, иные первичные учетные документы, содержащие информацию о затратах на семена и посадочный материал);
- копии первичных учетных документов, подтверждающих затраты на удобрения, пестициды, биологические средства защиты растений (акты об использовании удобрений, пестицидов, биологических средств защиты растений, иные первичные учетные документы, содержащие информацию о затратах на удобрения, пестициды, биологические средства защиты растений).
Из материалов дела следует, что 15.11.2019 ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" подало в Министерство заявление с приложением документов, необходимых для получения субсидии на возмещение части затрат, связанных с организацией практических занятий студентов, слушателей образовательных организаций в сфере агропромышленного комплекса в соответствии с Порядком.
ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" было заявлено к субсидированию 10 027 039 руб. 72 коп. расходов, понесенных в 2019 году на организацию и проведение практических занятий студентов.
По итогам рассмотрения заявления и документов Министерством принята к возмещению сумма затрат 6 244 229 руб. 51 коп., выплате 6 181 787 руб. 22 коп. (99% от суммы признанных затрат). В оставшейся части отказано в возмещении затрат.
Согласно письму Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 14.02.2020 N 1005/2276, содержащему разъяснения о причинах невыплаты субсидии в полном (заявленном) размере, часть первичных документов, представленных заявителем не была принята, поскольку свидетельствовала о несении затрат в 2018 году, тогда как Порядок предусматривает возмещение затрат, понесенных только в 2019 году.
Оспариваемый отказ Министерства произвести выплату субсидии имеет характер ненормативного правового акта, а возникшие правоотношения сторон вытекают из административных и иных публичных правоотношений, в связи с чем отказ Министерства правомерно оспорен заявителем в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие факта отказа в предоставлении субсидии, поскольку отсутствует ненормативный правовой акт Министерства, отклоняется, поскольку отсутствие правового акта по итогам рассмотрения заявления о предоставлении субсидии и подмена понятия "отказ в предоставлении субсидии" и "уменьшение суммы субсидии" не может служить основанием для освобождения от ответственности.
В качестве основания отказа в выплате субсидии в заявленном предприятием размере послужил тот факт, что сумма указанных предприятием затрат в размере 3 782 810 руб. 21 коп. подтверждена первичными документами, датированными 2018 годом, тогда как условия Порядка предусматривают принятие к субсидированию расходов, имевших место непосредственно в 2019 году.
По мнению Министерства, материальные затраты (расходы) относятся к периоду фактической оплаты ресурсов (материала, сырья), в независимости от периода их использовании, и определяет дату, исходя из представленных заявителем платежных документов, датированных периодом 2018 года, суммы в которых не подлежат возмещению в рамках предоставления субсидии в 2019 году.
При этом, Порядок предоставления субсидий в 2019 году не раскрывает понятия "затраты, связанные с организацией практических занятий студентов, слушателей образовательных организаций", следовательно, коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что подлежат применению положения налогового законодательства, которые раскрывают содержание указанного понятия расходов, применяемых при налогообложении.
В силу части 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи, и определяются с учетом положений статей 318 - 320 настоящего Кодекса.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают, исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Приказом Министерства от 13.06.2001 N 654В утверждены Методические рекомендации по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса и методических рекомендации по его применению (далее - Методические рекомендации N 654В).
Согласно разделу 3 Методических рекомендаций N 654В для правильного понимания, однозначного толкования и использования, а также единого подхода с целью рационального построения учета затрат на производство вводятся следующие основные понятия и признаки их содержания:
- затраты на производство - совокупность всех издержек производства за определенный период, связанных с обеспечением процесса расширенного воспроизводства (суммарное выражение всех издержек производства;
- себестоимость продукции (работ, услуг) - текущие затраты производственных ресурсов или затраты на простое воспроизводство. Представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство;
- расходы - часть затрат, понесенных организацией в связи с получением дохода;
- входящие затраты - средства (ресурсы), которые были приобретены, имеются в наличии и должны принести доход в будущем. В балансе они отражаются как активы (запасы семян, кормов, материалов, сырья в ожидании использования и переработки; запасы в незавершенном производстве; запасы готовой продукции).
Согласно разделу 3 "Затраты на производство" Методических рекомендаций N 654В организация учета затрат на производство продукции основывается, в том числе на принципе правильности отнесения затрат и включения их в себестоимость того периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты (принцип начисления).
Аналогичным образом затраты истолкованы в Положении по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Так, пунктом 18 ПБУ 10/99 определено, что расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Подтверждением использования (расходования) семян и посадочного материала являются документы первичного бухгалтерского учета, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 29.09.1997 N 68 (акт расхода семян и посадочного материала).
Таким образом, затраты на реализацию плана организации практических занятий студентов, слушателей образовательных учреждений в сфере агропромышленного комплекса, поименованные в постановлении Правительства Челябинской области от 23.08.2019 N 357-П, включают в себя расходы материальных ресурсов (семян, посадочного материала, удобрений), понесенных в связи с реализацией плана производственных работ по реализации договора о проведении практических занятий студентов и слушателей образовательных учреждений.
Доводы подателя жалобы о том, материальные затраты, подтвержденные предприятием первичными документами, оплата по которым произведена в 2018 году, относятся к периоду фактической оплаты товара (материала, сырья), в независимости от периода их использования при организации производственной практики студентов, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Министерство неправомерно определило дату несения затрат как дату заключения договора (фактической оплаты приобретенных материальных ресурсов), не принимая во внимание, что данные материальные ресурсы, несмотря на то, что были приобретены до 2019 года, но использованы для организации практических занятий студентов в 2019 году, что подтверждено представленными первичными учетными документами. Следовательно, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации датой осуществления данных затрат признается дата использования (расходования) материальных ресурсов предприятия на организацию практических занятий студентов и слушателей образовательных учреждений, равно как и соответствующие расходы были бы понесены в 2019 года, притом что сам факт использования (расходования) материальных ресурсов в 2019 году сомнению Министерством не подвергнут.
ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" в подтверждение понесенных материальных расходов в соответствии с требованиями Порядка были предоставлены в Министерство соответствующие первичные учетные документы, а именно: план производственных работ на 2019 год, договоры, соглашения об отступном, первичные бухгалтерские документы (товарные накладные, универсальные передаточные документы, платежные поручения), акты расхода семян и посадочного материала и акты об использовании удобрений, пестицидов, биологических средств защиты растений (т.1, л.д.83-119).
Коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что сумма затрат в размере 3 782 810 руб. 21 коп. документально подтверждена предприятием первичными учетными документами, материальные ресурсы были использованы для организации практических занятий студентов в 2019 году, что подтверждается планом план производственных работ на 2019 год, а также актами расхода семян и посадочного материала, актами об использовании удобрений, пестицидов, биологических средств защиты растений.
Размер фактически понесенных расходов подтвержден документами первичного (бухгалтерского) учета, в частности: товарными накладными, УПД и платежными поручениями, сведения о представлении которых содержаться в реестре первичных учетных документов (т.1, л.д. 23). Согласно представленным в материалы дела актам об использовании семян и посадочного материала, а также актам об использовании пестицидов (указаны в справке-расчете понесенных затрат) (т.1, л.д. 25-26, 96-111) предприятием определена общая сумма затрат на организацию практических занятий.
Доводы Министерства о непредставлении предприятием при подаче заявления о предоставлении субсидии части документов, предоставленных в материалы дела, не обоснован, поскольку Порядок предусматривает представление в Министерство первичных учетных документов, подтверждающих произведенные расходы, к которым договоры и соглашения не относятся. Соответственно, договоры на приобретение удобрений не были отражены в представленных в Министерство реестрах первичных учетных документов и справке-расчете субсидии (формы, установленные приложениями 3, 4 Порядка предоставления субсидии в 2019 году).
Выводов об отсутствии указанных документов (договора от 21.11.2016 N 3-2017, контракта от 01.06.2018 N 03-203, контракта от 06.03.2018 N 03-71) в ответе Министерства от 14.02.2020 исх. N 1005/2276 также не содержится. С учетом указанного представленные договоры не подлежат исключению из числа доказательств, подтверждающих размер понесённых затрат предприятия.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, среди прочего, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из предмета заявленных требований, существа допущенного заинтересованным лицом нарушения, в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя арбитражный суд посчитал необходимым возложение обязанности на Министерство в течение 7 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о выплате ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" субсидии на возмещение части затрат, связанных с организацией практических занятий студентов, слушателей образовательных организаций в сфере агропромышленного комплекса, в размере 3 744 982 руб. 10 коп.
Довод подателя жалобы о том, что решение суда без исполнительного листа не может быть исполнено, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку основана на ошибочном толковании норм права.
Данная формулировка судебного акта не исключает получение истцом исполнительного листа на принудительное исполнение по истечении семи дней после вступления судебного акта в законную силу и предъявления его на исполнения в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Окончание 2019 года в целях решения вопроса о выплате субсидии не имеет правового значения для целей исполнения решения суда первой инстанции, принятого по результатам оценки неправомерного отказа Министерства от исполнения соответствующей обязанности по выплате субсидии.
Соответствующие доводы Министерства направлены на уклонение от реализации возложенных на него в силу действующего законодательства обязанностей, что является недопустимым.
Заявленные ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" требования правомерно оценены судом первой инстанции в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя от неправомерного поведения заинтересованного лица.
Наличие тех или иных затруднений для Министерства в исполнении принятого по результатам дела судебного акта не свидетельствуют о необоснованности и незаконности выводов, изложенных в решении суда первой инстанции. Соответствующие затруднения являются следствием самих же действий заинтересованного лица, риски совершения которых последнее должно нести самостоятельно.
Произвольный отказ публично-правового образования в лице Министерства от исполнения соглашения, заключенного с получателем субсидии, и (или) принятого уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, не связанный с отсутствием денежных средств для осуществления этих бюджетных ассигнований в отчетный (заявленный) период, не соответствует принципам верховенства прав, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не может быть признан допустимым (определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, от 01.02.2018 N 305-КГ17-16017, от 21.02.2017 N 305-КГ16-14941).
Как указал Верховный суд Российской Федерации в определении от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, невозможность перечисления субсидии в рамках бюджетных ассигнований текущего финансового года (пункт 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации) не означает, что обязанность по выплате предоставленной субсидии, возникшая у публично-правового образования, прекращается, а получатель субсидии лишается приобретенного права. Статья 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не исключает возможность фактического доведения предоставленной субсидии до ее получателя за счет бюджетных ассигнований очередного финансового года.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство сельского хозяйства Челябинской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.04.2021 по делу N А76-6856/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6856/2020
Истец: ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Челябинской области
Третье лицо: Министерство финансов Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7166/2021
29.09.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7166/2021
16.07.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6772/2021
08.04.2021 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-6856/20