г. Чита |
|
16 июля 2021 г. |
Дело N А58-8767/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Бушуевой Е.М., Каминского В.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский колледж культуры и искусств" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2021 года по делу N А58-8767/2020 по иску Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия (ИНН 1435311229, ОГРН 1161447060895) к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Саха (Якутия) "Якутский колледж культуры и искусств" (ИНН 1435030316, ОГРН 1021401044697) об обязании провести работы по ограничению доступа к объекту культурного наследия,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия (далее - истец) обратился в суд с иском к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Саха (Якутия) "Якутский колледж культуры и искусств" (далее - ответчик) об обязании провести работы по ограничению доступа к объекту культурного наследия.
Определением суда от 16.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Саха (Якутия) и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).
Определением суда от 16.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.04.2021 иск удовлетворен. Суд обязал государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский колледж культуры и искусств" в месячный срок со дня вступления решения в законную силу провести работы по ограничению доступа к объекту культурного наследия регионального наследия "Здание Якутского реального училища (1910-1917 гг.)", расположенного по адресу: Республики Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ярославского, 32, корпус 1. С государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский колледж культуры и искусств" в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель не согласен с решением суда первой инстанции по причинам фактического отсутствия представителя отраслевого ведомства в лице Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), ответственного за выделение бюджетных ассигнований на содержание объекта культурного наследия "Здание Якутского реального училища (1910-1917 гг.)", что привело к отсутствию работ по ограничению доступа к объекту культурного наследия.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) представило отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Четвертый арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ярославского, 32, корпус 1, является объектом культурного наследия регионального значения "Здание Якутского реального училища (1910-1917 гг." на основании приказа Министерства культуры и духовного развития РС (Я) от 10.09.2014 N 78-ОКН.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.02.20214 N 01/013/2014-750 объект находится на оперативном управлении у государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский колледж культуры и искусства".
15.05.2019 истцом составлен акт технического состояния объекта культурного наследия. Данным актом технического состояния были определены состав видов работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки проведения таких работ, в том числе, в срок до 01.01.2020 было определено провести работы по ограничению доступа к объекту культурного наследия. Акт технического состояния направлен в адрес ответчика письмом от 11.06.2019 N 01-21/298.
16.03.2019 истцом составлен акта осмотра N 03/2020, из которого следует, что доступ к объекту культурного наследия не ограничен, доступ открыт со всех сторон здания, через окна и двери, внутреннее состояние здания из-за открытого доступа находится в крайне неудовлетворительном санитарном и противопожарном состоянии из-за скопления мусора. При этом в ходе осмотра установлено, что здание является аварийным, вследствие чего имеется опасность обрушения отдельных конструктивных частей здания. Открытый доступ к зданию создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, в случае проникновения людей в здание через открытые доступы. Также отмечено, что в непосредственной близости от объекта культурного наследия находится Якутская городская классическая гимназия, что увеличивает возможность проникновения в аварийное здание лиц несовершеннолетнего возраста.
В связи с невыполнением ответчиком работ по ограничению доступа к объекту культурного наследия, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
В соответствии со статьей 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно статье 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного им акта технического состояния объекта с учетом вида данного объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта.
В силу статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как правильно установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно выписке из ЕГРН от 12.02.20214 N 01/013/2014-750 объект находится на оперативном управлении у государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский колледж культуры и искусства", в связи с чем пришел к выводу, что именно данный ответчик несет обязанность по проведению работ, связанных с сохранением объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 Закона N 73-ФЗ.
Доказательств иного в материалы дела не представлено.
При этом отсутствие бюджетных ассигнований на проведение указанных работ не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности по ограничению доступа на объект.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции иск удовлетворен обоснованно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2021 года по делу N А58-8767/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8767/2020
Истец: Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия
Ответчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский колледж культуры и искусств"
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия)