г. Владимир |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А43-39668/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Сарри Д.В., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28 апреля 2021 года по делу N А43-39668/2020, принятое по заявлению публичного акционерного общества "НБД-Банк", г. Нижний Новгород (ОГРН 1025200000022 ИНН 5200000222), о признании недействительным приказа от 25.11.2019 N326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", вынесенного Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, в части не включения объектов заявителя, а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж -цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж -цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2; о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, выразившегося в невключении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж -цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж -цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2, а также об обязании устранить допущенные нарушения.
при участии:
от заявителя - Желтова М.А. на основании доверенности от 08.06.2021 сроком действия до 08.06.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от ответчика - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "НБД-Банк" (далее - Банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным приказа от 25.11.2019 N 326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее - оспариваемый приказ), вынесенного Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство), в части не включения объектов заявителя, а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом. П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом. П2, о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, выразившегося в невключении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом. П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом. П2, а также об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28 апреля 2021 года требования публичного акционерного общества "НБД-Банк" удовлетворены частично. Бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, выразившееся в не включении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, объектов ПАО "НБД-Банк", а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2 признано незаконным. Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязано в порядке, установленном действующим законодательством, устранить допущенные нарушения, связанные с незаконным бездействием, и в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить необходимые действия по включению объектов ПАО "НБД-Банк", а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28 апреля 2021 года в части удовлетворенного требования и принять по делу новый судебный акт, ОТКАЗАВ в удовлетворении требований в полном объеме
По мнению ответчика, судом первой инстанции в основу судебного решения положены выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, нарушены, неправильно применены нормы материального права (применение закона, не подлежащего применению, неправильное истолкование закона) и нормы процессуального нрава, которые привели к принятию неправильного решения, что в соответствии с частью 1, 2, 3 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основаниями для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
От заявителя поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых Банк просит оставить решение АС Нижегородской области от 28.04.2021 года по делу N А43-39668/2020 без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, считал решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители ответчика не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчика.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ПАО "НБД-Банк" на праве собственности принадлежат следующие объекты: - нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, - нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2.
При определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, указанные объекты ПАО "НБД-Банк" не были включены в перечень.
Полагая, что при формировании перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год имеется техническая ошибка, Банк обратился в Министерство с заявлением об исправлении ошибки и внесении изменений в перечень, путем включения объектов Банка в данный перечень.
В ответ на заявление Банка от 16.04.2020 N 2811-0100-16/06 Министерство пояснило, что на момент формирования перечня основания для включения объектов Банка отсутствовали.
22 июля 2020 Банк заявлением N 05185-0100 обратился в межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения с просьбой принять решение об исправлении технической ошибки, допущенной при формировании перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, и включении объектов Банка в данный перечень.
По результатам рассмотрения заявления ПАО "НБД-Банк" во включении объектов - нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2, было отказано.
Не согласившись с приказом от 25.11.2019 N 326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", вынесенного Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, в части не включения объектов заявителя, а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2, а также полагая, что со стороны Министерства имеется бездействие, в невключении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2, заявитель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя в части, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае у уполномоченного органа отсутствовали основания для невключения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, объектов ПАО "НБД-Банк", а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2, следовательно, со стороны Министерства имеется незаконное бездействие.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в части признания недействительным приказа от 25.11.2019 N 326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", вынесенного Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, в части не включения объектов заявителя, а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, 11 А43-39668/2020 расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2, суд исходил из того, что сам по себе оспариваемый приказ не нарушает прав и законных интересов Банка и не создает необоснованных препятствий для осуществления его предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспаривание приказа не обеспечит достижение заявителем восстановление своих прав.
При этом, в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры обязать Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в порядке, установленном действующим законодательством, устранить допущенные нарушения, связанные с незаконным бездействием, и в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить необходимые действия по включению объектов ПАО "НБД-Банк", а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда в обжалуемой части и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с пунктом статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Как определено в части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: - здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; - здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения; - здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых помещений, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: - назначение, разрешенное использование или наименование помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; - нежилые помещения фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым, торговым центром, нежилым помещением, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
В соответствии с частью 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение Налогового кодекса Российской Федерации Законом Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-3 "О налоге на имущество организаций" определены налоговая ставка, порядок и сроки его уплаты, форма отчетности по налогу, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 N 61 "Об уполномоченном Органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Порядок N 635).
Судом установлено, что Банку отказано во включении объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год в связи с несоответствием объектов ПАО "НБД-Банк" требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно представленным в дело материалам, спорные объекты находятся у Банка на праве собственности, расположены на цокольном этаже здания с кадастровым номером 13:60:0010022:839, общей площадью 111,1 кв.м (кадастровый номер 13:60:0010022:866) и 110,9 кв.м (кадастровый номер 13:60:0010022:867), используются под Саровский дополнительный офис Банка.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относятся, в том числе привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; оказание консультационных и информационных услуг.
Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5).
При осуществлении указанных, а также иных предусмотренных законом банковских операций кредитной организацией осуществляется, в том числе прием и обслуживание клиентов, что является одним из признаков офисного помещения.
Согласно данным с официальной страницы ПАО "НБД-Банк" в сети Интернет, по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, имеется Саровский дополнительный офис Банка для обслуживания населения.
Кроме того, как следует из материалов дела, ранее - в 2017-2019 г.г., спорные нежилые помещения были включены в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на соответствующий год, и расчет налога на имущество исходил из кадастровой стоимости помещений.
Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом (часть 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, вышеуказанное положение НК РФ относится лишь к объектам, которые выявлены в текущем налоговом периоде, и не распространяется на объекты, выявленные в предшествующем налоговом периоде.
Поскольку спорные помещения Банка были выявлены Министерством как объект недвижимого имущества по налогу на имущество организаций, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в 2017-2019 г.г., суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о том, что данные помещения подлежали включению в перечень объектов и на 2020 год.
Указанные обстоятельства являются достаточными для того, чтобы признать принадлежащие Обществу нежилые помещения соответствующими требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и включить их в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае у уполномоченного органа отсутствовали основания для невключения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, объектов ПАО "НБД-Банк", а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2, следовательно, со стороны Министерства имеется незаконное бездействие.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал оспариваемое бездействие не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Подпункт 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, о б отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при подаче заявления, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 309-КГ16-4912, от 28.12.2017 N 310-КГ17-19983).
Указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения арбитражного суда, без чего оно не может считаться полным и законным.
Определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Таким образом, определение надлежащего способа устранения нарушения права зависит от оценки спорных правоотношений, совокупности конкретных обстоятельств по делу.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры правомерно посчитал возможным обязать Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в порядке, установленном действующим законодательством, устранить допущенные нарушения, связанные с незаконным бездействием, и в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить необходимые действия по включению объектов ПАО "НБД-Банк", а именно: нежилое помещение площадью 111,1 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:866, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П1, и нежилое помещение площадью 110,9 кв.м., этаж - цокольный, кадастровый номер 13:60:0010022:867, расположенное по адресу: г. Саров Нижегородской области, ул. Садовая, д.68, корп.2, пом.П2, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Доводы ответчка, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28 апреля 2021 года по делу N А43-39668/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Д.В. Сарри |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-39668/2020
Истец: ПАО "НБД-Банк"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области