г. Хабаровск |
|
13 февраля 2024 г. |
А73-516/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Мангер Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Фадеева М.В. по доверенности от 27.07.2023;
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Шамсутдинова Л.Р. по доверенности от 27.11.2023;
от Приморской транспортной прокуратуры: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 04.12.2023
по делу N А73-516/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным постановления
третье лицо: Приморская транспортная прокуратура
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее - административный орган, Дальневосточное управление Ростехнадзора) от 28.12.2022 N 05П07/25-01-12-22, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 9.4, части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Приморская транспортная прокуратура.
Решением от 04.12.2023 суд изменил оспариваемое постановление в части назначенного штрафа, снизив его до 300 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы и дополнений к ней приводит доводы об отсутствии нарушений части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, поскольку все работы на объекте выполнены в соответствии с утвержденной документацией; кроме того, ОАО "РЖД" не является субъектом ответственности в части нарушения пункта 1 статьи 9.1 КоАП РФ, поскольку работы по строительству порталов тоннелей выполняются в рамках договора субподряда, заключенного между ОАО "РЖД" и АО "Московский Метрострой". Также приводит доводы о повторности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, выявленное нарушение (отсутствие разрешения на строительство) являлось эпизодом состава административного нарушения, который установлен постановлением от 25.05.2022 N 05П02/25-21-138-01. Просит решение отменить, принять новый судебный акт с учетом доводов жалобы.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ОАО "РЖД" на доводах жалобы настаивала, просила решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель Дальневосточного управления Ростехнадзора в заседании суда, а также в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт без изменений.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Приморской транспортной прокуратурой во исполнение задания Дальневосточной транспортной прокуратуры совместно с Дальневосточным управлением Ростехнадзора и УФСБ России по Приморскому краю проведена проверка исполнения ОАО "РЖД" в лице ДКРС-Хабаровск федерального законодательства при реализации инвестиционных программ развития железнодорожного транспорта.
Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 N 2101-р, предусмотрена реализация инвестиционного проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей", в рамках которого осуществляется строительство объекта "Обход участка Шкотово -Смоляниново ДВЖД", источником финансирования которого является, в том числе федеральный бюджет.
Строительство осуществляется на основании договоров на выполнение строительно-монтажных работ от 26.04.2021 N 506/Х и от 29.06.2021 N 511/Х, заключенных между ОАО "РЖД" в лице ДКРС-Хабаровск с АО "Мосметрострой" и ООО "Промстрой".
При реализации объекта "Обход участка Шкотово - Смоляниново ДВЖД" предусматривается строительство электрифицированного двухпутного железнодорожного обхода с двумя однопутными тоннелями: протяженностью 1450 и 1420 метров.
В ходе проверочного мероприятия были установлены нарушения ч. 2 ст. 51, ч. 3, 6 и 7 ст. 52, ч. 1, 2, 4 и 8 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ), ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ч. 5 ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", утверждённых приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 505 (далее - Правила безопасности при ведении горных работ, Правила N 505), а именно:
-работы подготовительного периода (рубка леса и кустарника выполнено на 56 %, срезка растительного слоя на 63 %, вынос водопровода на 46%, площадки под временные здания и сооружения на 47 %, вынос кабеля систем централизации и блокировки на 0 %) выполняются с нарушением календарного графика строительства (проектная документация: Лист 1 шифра 1669-09-7636-ПОС2 (Изм. 1);
-выполненные работы по устройству свай 01000 портальных стен не соответствуют требованиям утвержденной проектной документации. Проектом предусмотрено выполнение арматурных каркасов свай портальных стен из материалов:
арматура 020 А400, 012 А240, полоса 8x60, уголок 50x5, электроды типа Э55. Фактически (АОСР N 3-1 от 14.09.2021 и др.) при изготовлении арматурных каркасов применены:
арматура 020 А400, 010 А240, лист S5, уголок 50x5, сварочная проволока КС-28 IS014341.
Нарушены требования проектной документации: Лист шифра 373-032-АС; Лист шифра 373-034-АСВР;
-выполненные работы по устройству свайных ограждений котлованов на участках открытого способа работ Восточного портала не соответствуют требованиям утвержденной проектной документации. Проектом предусмотрено армирование свай двутавровой балкой I N 40Б2. Фактически (АОСР N3 от 15.12.2021, N3 от 16.12.2021; N3 от 17.12.2021; N3 от 18.12.2021 и т.д.) при армировании свай 0600 мм применены арматурные каркасы: арматура 028 А400, 010 А240, полоса 50x5, уголок 50x50x5. Нарушены требования проектной документации: Лист 77 шифра 373-ПОС.ТЖ1 (Изм.2); Лист 1 шифра 373-098-ПР; Лист 7 шифра 373-108-ПР.ВР;
-выполненные работы по разработке и креплению стен котлованов на участках открытого способа работ Восточного портала не соответствуют требованиям утвержденной проектной документации. Проектом предусмотрено крепление межсвайного пространства набрызгбетоном кл. В25. Фактически (АОСР N N 1.ВП.1.3.СЮ.1 от 26.02.2022, 1.ВП.1.3.СЮ.2 от 03.03.2022, 1.ВП.1.3.СЮ.З от 05.03.2022,
1.ВП.1.3.СЮ.4 от 08.03.2022, 1.ВП.1.3.СЮ.5 от 09.03.2022, 1.ВП.1.3.СЮ.6 от 12.03.2022) выполнено крепление межсвайного пространства раствором строительным марки М200 (В 15). Нарушены требования проектной документации: Лист 75 шифра 373-ПОС.ТЖ1 (Изм.2); Лист 1 шифра 373-098-ПР;
-выполненные работы по разработке и креплению стен котлованов на участках открытого способа работ Восточного портала не соответствуют требованиям утвержденной проектной документации. Проектом предусмотрен монтаж поясов обвязки к двутавровым балкам свайного ограждения через опорные элементы при помощи электросварки. Фактически (АОСР N N 1.ВП.1.5.СЮ.1 от 08.03.2022, 1.ВП.1.5.СЮ.2 от 13.03.2022, 1.ВП.1.6.СЮ.1 от 08.03.2022, 1.ВП.1.6.СЮ.2 от 20.03.2022, 1.ВП.1.7.СЮ.1 от 21.03.2022) выполнен монтаж поясов обвязки через опорные кронштейны ОК-1 и ОК-2 к сваям стен при помощи анкер-шпилек Hilti HST3. Нарушены требования проектной документации: Листы 74, 75 шифра 373-ПОС.ТЖ1 (Изм.2); Лист 1 шифра 373-098-ПР;
-выполненные работы по сооружению монолитной ж.б. отделки тип 7, 1 пути с ПК 430+52,54 по ПК 430+42,54 не соответствуют требованиям утвержденной проектной документации. Проектом предусмотрено устройство обратного свода 1 пути с ПК 430+52,54 по ПК 430+42,54 из бетона класса B30F300W6. Фактически (АООК N 1.ВП.16.1 от 20.08.2022) устройство обратного свода 1 пути с ПК 430+52,54 по ПК 430+42,54 из бетона класса B25F300W6. Нарушены требования проектной документации: Лист 30 шифра 373-ТКР.ТЖ1 (Изм. 2); Лист шифра 373-001-ИГ.ТР; Лист шифра 373-006-КЖ (Изм.1); Лист шифра 373-007-КЖ (Изм.1); Листы 2, 5 шифра 373-020-КЖ.ВР (Изм. 1);
-выполненные работы по сооружению монолитной ж.б. отделки тип 7, 1 пути с ПК 430+42,54 по ПК 430+32,54 не соответствуют требованиям утвержденной проектной документации. Проектом предусмотрено устройство обратного свода 1 пути с ПК 430+42,54 по ПК 430+32,54 из бетона класса B30F300W6. Фактически (АООК N 1.ВП.16.2 от 05.09.2022) устройство обратного свода 1 пути с ПК 430+42,54 по ПК 430+32,54 из бетона класса B25F300W6. Нарушены требования проектной документации: Лист 30 шифра 373- ТКР.ТЖ1 (Изм. 2); Лист шифра 373-001-ИГ.ТР; Лист шифра 373-006-КЖ (Изм.1); Лист шифра 373-007-КЖ (Изм.1); Листы 2, 5 шифра 373-020-КЖ.ВР (Изм. 1);
-выполненные работы по строительству двухпутного железобетонного моста по схеме 13,5+16,5+13,5 м через ручей без названия на ПК 378+05,00 не соответствуют требованиям утвержденной проектной документации. Проектом предусмотрено устройство шпунтового крепления ограждения котлована при сооружении фундаментов крайних опор моста (0 и 3) из металлического шпунта типа Л-4. Фактически устройство шпунтового крепления ограждения котлована при сооружении фундамента крайней опоры 0 моста не выполнено. Нарушены требования проектной документации: Листы 65 -69 шифра 1669-09-6545-ПОС1-Т (Изм. 1); Лист 1 шифра 1669-09-7637-ПОС2 (Изм. 1); Лист 3 шифра 1669-09-7950-ТКР.СВСУ-Г (Изм. 1);
-отсутствует исполнительная документация (акты освидетельствования скрытых работ) на выполненные работы (разбивка осей, устройство котлована, устройство основания, устройство армирования фундамента, устройство опалубки) при строительстве крайней опоры 0 двухпутного железобетонного моста по схеме 13,5+16,5+13,5 м через ручей без названия на ПК 378+05,00. Нарушены требования проектной документации: Лист 119 шифра 1669-09-6545-ПОС1-Т(Изм. 1);
-выполнено бетонирование фундамента крайней опоры 0 двухпутного железобетонного моста по схеме 13,5+16,5+13,5 м через ручей без названия на ПК 378+05,00 до освидетельствования скрытых работ по устройству котлована, основания,
опалубки и армированию фундамента. Нарушены требования проектной документации: Лист 119 шифра 1669-09-6545-ПОС1-Т (Изм. 1).
Вышеуказанные нарушения по Объектам капитального строительства представителем лица, осуществляющего строительный контроль застройщика, не зафиксированы актом и не внесены в раздел 4 "Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" общего журнала работ;
- в нарушение ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство на объекте ДКРС-Хабаровск и привлечённые им подрядные организации осуществляют в отсутствие разрешения на строительство, выполняя комплекс строительно-монтажных работ основного периода;
-вопреки требованиям ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ч. 5 ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и п. 7 Правил безопасности при ведении горных работ в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрированы строящиеся подземные сооружения - железнодорожные тоннели 1 и 11 пути "Обход участка Шкотово Смоляниново ДВЖД", на участке перевал 38 км ПК44 - км ПК 2 перегон Шкотово - Смоляниново ДВЖД.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 31.10.2022.
По факту выявленных правонарушений в отношении общества вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Определением от 28.12.2022 Дальневосточного управления Ростехнадзора дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 9.4, частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ объединены в одно производство.
Постановлением от 28.12.2022 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 9.4, части 1 статьи 9.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Объектом правонарушения являются отношения, регулируемые действующим законодательством о соблюдении требований промышленной безопасности, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов установлены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со статей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
По части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
По части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 505 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 7 указанных Правил объекты, на которых ведутся горные работы, переработка полезных ископаемых, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к категории опасных производственных объектов, подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
По материалам дела судом установлено, что при ведении горных работ в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрированы строящиеся подземные сооружения - железнодорожные тоннели 1 и 11 пути "Обход участка Шкотово-Смоляниново ДВЖД", на участке перевал 38 км ПК44 - км ПК 2 перегон Шкотово-Смоляниново ДВЖД.
При этом доводы ОАО "РЖД" о том, что оно не является субъектом ответственности данного правонарушения, ввиду того, что строительство железнодорожных тоннелей 1 и 11 фактически осуществляет подрядчик АО "Мосметрострой" на основании договора подряда, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку ОАО "РЖД" является застройщиком объекта "Обход участка Шкотово - Смоляниново ДВЖД", следовательно на него возложена обязанность обеспечить в ходе производства работ соблюдение как законодательства о строительстве, так и законодательства о промышленной безопасности. Передача обязанности по фактическому строительству опасного производственного объекта подрядчику с возложением на него обязанности по регистрации опасного производственного объекта не освобождают общество от обязанности по обеспечению эксплуатации спорного объекта с соблюдением требований об обязательной регистрации опасных производственных объектов.
Таким образом, управление пришло к правомерному выводу о наличии в действиях общества события правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается, в частности, в нарушении требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Субъектом данного административного правонарушения являются лица, на которых возложены обязанности по соблюдению установленных законодательством норм и правил в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируется законодательством о градостроительной деятельности, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс) (пункт 1 статьи 3 и пункт 1 статьи 4 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ строительство представляет собой создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Частью 1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией (часть 1.2 статьи 52 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.
Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В силу части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводится в форме государственной экспертизы и негосударственной экспертизы.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" утверждено "Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Положение)
В силу пункта 6 указанного Положения, строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Согласно пункту 12 данного Положения, проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
В соответствии с частью 7 статьи 53 ГрК РФ, отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.
В силу части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:
1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;
2) не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;
не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;
соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 15 статьи 48 ГрК РФ, проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.
Следовательно, невыполнение вышеуказанных требований ГрК РФ, в том числе осуществление строительства (реконструкции) объекта капитального строительства с нарушением проектной документации, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
В свою очередь, анализ представленных в дело документов показывает, что в ходе проверки спорного объекта капитального строительства были выявлены нарушения проектной документации, что подтверждается актом проверки от
Указанные нарушения подтверждаются актом проверки от 31.10.2022, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.11.2022, иными материалами административного дела.
При этом доводы ОАО "РЖД" о внесении надлежащим образом изменений в проектную документацию со ссылкой на приказ от 26.04.2022 N ДКРС-Хабар-24 правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку наличие оттиска штампа "к производству работ" на листах проектной документации не свидетельствует об утверждении изменений в проектную документацию в установленном порядке. Кроме того Приказ от 26.04.2022 N ДКРС-Хабар-24 указывает на штамп "к производству работ" как на свидетельство утверждения изменений к проекту Хабаровской группой заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта, однако не подтверждает соблюдение положений частей 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ.
Таким образом, оснований полагать, что внесенные изменения осуществлены в установленном законодательном порядке, у суда не имеется.
В связи с изложенным, административным органом обоснованно сделан вывод о наличии в действиях (бездействии) ОАО "РЖД" признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц в размере от пятисот до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических лиц, выразившиеся в осуществлении деятельности в сфере капитального строительства и реконструкции объектов капитального строительства без соответствующего разрешения.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, являются лица, на которых возложены соответствующие публично-правовые обязанности в сфере капитального строительства и реконструкции.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируется законодательством о градостроительной деятельности, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
По правилам части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно части 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
При этом строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ объект капитального строительства "Обход участка Шкотово - Смоляниново ДВЖД" является особо опасным, технически сложным объектом, как объект инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, следовательно, на строительство данного объекта требуется выдача разрешения на строительство в порядке, установленном статьей 51 ГрК РФ.
При этом, системное толкование пункта 13 статьи 1 ГрК РФ, частей 1, 2 статьи 51 ГрК РФ свидетельствует о том, что выдача разрешения должна предшествовать моменту начала строительства. Осуществление строительной деятельности без разрешения, полученного в установленном законом порядке, действующим законодательством не допускается.
В нарушение указанных норм права строительство на спорном объекте осуществляется в отсутствие разрешения на строительство.
При этом доводы ОАО "РЖД" о повторности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, поскольку выявленное нарушение (отсутствие разрешения на строительство) являлось эпизодом состава административного нарушения, который установлен постановлением от 25.05.2022 N 05П02/25-21-138-01, правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Так на момент вынесения оспариваемого постановления действительно административным органом уже было вынесено постановление от 25.05.2022 N 05П02/25-21-138-03-01 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ за нарушение, допущенное на объекте капитального строительства: "Обход участка Шкотово - Смоляниново ДВЖД".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.12.2022 по делу А73-9577/2022, оставленным в силе судебным актом суда апелляционной инстанции, в удовлетворении требований ОАО "РДЖ" о признании незаконным постановления Дальневосточного управления Ростехнадзора от 25.05.2022 N 05П02/25-21-138-01 отказано. Постановление Дальневосточного управления Ростехнадзора от 25.05.2022 N 05П02/25-21-138-01 признано не подлежащим исполнению.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.06.2023 N Ф03-2033/2022 поименованные судебные акты отменены, постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.05.2022 N 05П02/25-21-138-01 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса признано незаконным и отменено.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, постановлением от 25.05.2022 N 05П02/25-21-138-01 общество не привлечено к административной ответственности, в связи с чем повторность привлечения к ответственности за одно и тоже нарушение отсутствует.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества составов административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 9.4, частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, являются верными.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.
Нарушения процедуры привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено, поскольку общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ и составляющий один год с даты обнаружения административного правонарушения в области градостроительной деятельности, органом строительного контроля соблюден.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В рассматриваемом случае нарушение несло потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, счел возможным снизить назначенный размер штрафа до 300 000 руб.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Учитывая, что в каждом конкретном случае применение положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ является категорией оценочной, выводы арбитражного суда в части назначения административного штрафа обоснованы, оснований для их переоценки не имеется.
В рассматриваемом случае назначенный штраф (300 000 руб.) соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Доказательств чрезмерной карательности размера назначенного административного штрафа в деле не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда. Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.12.2023 по делу N А73-516/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-516/2023
Истец: ОАО ДКРС-Хабаровск "РЖД"
Ответчик: Дальневосточное управление Ростехнадзора
Третье лицо: Приморская транспортная прокуратура