город Ростов-на-Дону |
|
19 июля 2021 г. |
дело N А32-22022/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представителя Буракова И.В. по доверенности от 16.01.2021, представителя Щаденко Е.А. по доверенности от 11.01.2021,
от администрации - представителя Куцепаловой Е.В. по доверенности N 01-119-20 от 11.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Таманский комбинат формовочных материалов"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2021 по делу N А32-22022/2018
по иску закрытого акционерного общества "Таманский комбинат формовочных материалов"
к ответчику администрации муниципального образования Темрюкского района
при участии третьих лиц: публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268); открытого акционерного общества "Росийские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295); Артеменко Андрея Александровича; администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района (ИНН 2352037905, ОГРН 1052329075336)
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Таманский комбинат формовочных материалов" (далее - ЗАО "Тамкомформ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Темрюкского района (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 15.05.2018 N В-140/07-5620/18-26 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8; обязании администрации предоставить в собственность ЗАО "Тамкомформ" земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8, площадью 45 944 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, восточнее пос. Сенной, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; с видом разрешенного использования: для эксплуатации пескокарьера "Таманский".
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным, поскольку заявитель, как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, обладает исключительным правом на приватизацию данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у заявителя отсутствует исключительное право на приватизацию земельного участка, необходимого для пользования недрами, как и документы подтверждающих горный отвод, в связи с чем, на заявителя не распространяется исключительное право на приобретение участка занятого зданиями, сооружениями.
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "Тамкомформ" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 17.02.2021 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции необоснованно применен Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), поскольку границы горного отвода не проходят по спорному земельному участку. Установление вида разрешенного использования "для эксплуатации пескокарьера "Таманский" не является основанием для применения Закона о недрах. Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что площадь спорного земельного участка превышает площадь, необходимую для эксплуатации зданий, принадлежащих заявителю. Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы с целью определения площади, необходимой для эксплуатации зданий. Наличие охранных зон линий электропередач не имеет правового значения для разрешения вопроса о предоставлении спорного земельного участка в собственность ЗАО "Тамкомформ".
В отзывах на апелляционную жалобу администрация муниципального образования Темрюкского района, публичное акционерное общество "Россети Кубань", Артеменко Андрей Александрович просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание третьи лица явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании государственного акта на право пользования землей от 27.11.1958, выданного исполнительным комитетом Темрюкского районного Совета депутатов, Таманскому карьероуправлению (правопредшественнику ЗАО "Тамкомформ") на праве бессрочного и бесплатного пользования предоставлен земельный участок общей плоащдью 109,3 га в границах согласно плану землепользования.
Согласно постановлению главы Темрюкского района Краснодарского края от 15.12.1997 N 2315 из пользования пескокарьера "Союзформпески" (ЗАО "Тамкомформ") изъят земельный участок площадью 30,25 га и передан в ведение Сенновской сельской администрации, остальной части земельного участка площадью 729 600 кв. м (72,96 га) в 2003 году присвоен кадастровый номер 23:30:0503000:8.
В целях исключения из земель пескокарьера "Союзформпески" (ЗАО "Тамкомформ") произведен раздел в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8, в результате которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 23:30:0503000:8 площадью 64 562 кв. м и 23:30:0503000:165 площадью 658 663 кв. м. В последующем, под дорогой образован земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером 23:30:0000000:3032 площадью 97 915 кв. м.
При постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 установлено пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0503001:2, 23:30:0503000:7.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2012 по делу N А32-29072/2010 исправлена кадастровая ошибка и снят с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503001:2, границы земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:7 не изменены.
Согласно плану приватизации государственного предприятия Таманского комбината формовочных материалов в его состав под инвентарным номером 116 входит железнодорожный путь к депо тепловозному, под которым в настоящее время образован земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:10227 с разрешенным использованием - для эксплуатации железнодорожного подъездного пути.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8 является многоконтурным участком, состоящим из четырех контуров.
Также согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 27.12.2017 на государственный кадастровый учет 04.03.1998 поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8, площадью 45 944 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Темрюкский район, восточнее пос. Сенного, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для эксплуатации пескокарьера "Таманский". Граница земельного участка состоит из 4 контуров. Сведения, необходимые для заполнения Раздела 2 "Сведения о зарегистрированных правах", отсутствуют. В границах участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 23:30:0000000:1110.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.10.2003 серия 23-АБ N 198988 на основании плана приватизации государственного предприятия от 23.06.1993 обществу на праве собственности принадлежит цех керамический лит. Д, I этаж общая площадь 513 кв. м, II этаж общая площадь 147 кв. м, пристройка лит. д общая площадь 7,8 кв. м; подготовительный цех лит. Е общая площадь 216,6 кв. м, депо лит. Ж общая площадь 96,6 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Сенной автодорога Крымск-Порт Кавказ (кадастровый (условный) номер 23-01.44-2.27.2003-19). Указанному объекту недвижимости присвоен кадастровый номер 23:30:0000000:1276.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.2003 серия 23-АБ N 198989 на основании плана приватизации государственного предприятия от 23.06.1993 обществу на праве собственности принадлежит цех жгутов лит. А общей плоащдью 451,7 кв. м; пристройка лит. а общая площадь 33,9 кв. м; подвал лит. подА общая площадь 62,4 кв. м; склад лит. Б общая площадь 300 кв. м; пристройка лит. б общая площадь 7,7 кв. м; склад лит. В общая площадь 245 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Сенной автодорога Крымск-Порт Кавказ (кадастровый (условный) номер 23-01.44-2.27.2003-20). Указанному объекту недвижимости присвоен кадастровый номер 23:30:0000000:1110.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 07.10.2019 Артеменко А.А. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, северо-восточнее пос. Сенной, железнодорожный путь с кадастровым номером 23:30:0502003:10476; мощение (железнодорожная площадка) с кадастровым номером 23:30:0502003:10455, дом охранника с кадастровым номером 23:30:0502003:10475.
11.04.2018 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 в собственность, указывая на то обстоятельство, что в границах земельного участка расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю.
Решением администрации, изложенном в письме от 15.05.2018 N В-140/07-5620/18-26, обществу отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что согласно схеме территориального планирования муниципального образования Темрюкский район, утвержденной решением X сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 25.03.2016 N 100 "О внесении изменений в решение XLII сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 30.03.2007 N 616 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального образования Темрюкский район", границы испрашиваемого земельного участка пересекает соединительная линия связи, водопровод существующий и водопровод проектируемый. В соответствии с Генеральным планом Сенного сельского поселения Темрюкского района рассматриваемый земельный участок находится на территории земель сельскохозяйственного назначения; в соответствии с Правилами землепользования и застройки Сенного сельского поселения Темрюкского района территориальная зона не определена. Также администрация района указала на то, что при предоставлении земельного участка необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Заявитель, полагая, что отказ администрации района в предоставлении спорного земельного участка не соответствует закону, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается на принципах единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, определения правового режима земель, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Исходя из положений статей 39.1, 39.2, 39.3, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в развитие названных принципов предусмотрено, в том числе, исключительное право лица, являющегося собственником объекта недвижимости, на приобретение в собственность земельного участка, на котором указанный объект расположен, без проведения торгов. Данному праву корреспондирует обязанность уполномоченного органа предоставить земельный участок на основании договора купли-продажи. При этом реализация обозначенного права и исполнение соответствующей ему обязанности должны осуществляться с соблюдением установленного порядка.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи.
К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентированы статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, в соответствии с указанной статьей уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями послужил отказ администрации в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 в собственность ЗАО "Тамкомформ" посредством выкупа.
Нахождение принадлежащих на праве собственности ЗАО "Тамкомформ" объектов недвижимости на территории испрашиваемого земельного участка подтверждается материалами дела.
Отказывая в предоставлении в собственность спорного земельного участка администрация указала на то обстоятельство, что в соответствии с Генеральным планом Сенного сельского поселения Темрюкского района рассматриваемый земельный участок находится на территории земель сельскохозяйственного назначения; в соответствии с Правилами землепользования и застройки Сенного сельского поселения Темрюкского района территориальная зона не определена. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8, площадью 45 944 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Темрюкский район, восточнее пос. Сенного, отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для эксплуатации пескокарьера "Таманский".
С целью выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ Березову Александру Кимовичу
На разрешение эксперта поставить следующие вопросы:
1. Установить соответствуют ли границы земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 границам земельного участка выданного ЗАО "Тамкомформ" по государственному акту на право пользования землей от 27.11.1958 с учетом изменений площади и конфигурации согласно сведениям содержащихся в ЕГРН?
2. Установить соответствует ли вид разрешенного использования ("для эксплуатации пескокарьера "Таманский") земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 его фактическому использованию?
3. Установить когда земельному участку с кадастровым номером 23:30:0503000:8, выделенному из земель по государственному акту на право пользования землей от 27.11.1958, присвоена категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения?
4) Установить входил ли земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8 в границы населенного пункта - пос. Сенной Темрюкского района Краснодарского края по состоянию на 15.05.2018.
По итогам судебной экспертизы эксперт представил в материалы дела заключение.
В экспертном заключении содержатся следующие выводы.
По первому вопросу: местоположение границ земельного участка, предоставленного Темрюкскому пескокарьеру по государственному акту 1958 года соответствует местоположению земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8, сведения о местоположении которого содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Конфигурация границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 с учетом образования земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0503000:10319, 23:30:0503000:7, 23:30:053000:10227, 23:30:0000000:3032, не соответствует конфигурации границы земельного участка предоставленного Темрюкскому пескокарьеру по государственному акту 1958 года. С учетом внесенных изменений в сведения ЕГРН в отношении границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8, а также в результате образования земельных участков с кадастровыми номерами: 23:30:0503000:10319, 23:30:0503000:7, 23:30:0503000:10227, 23:30:0000000:3032, его площадь изменилась и не соответствует площади земельного участка, предоставленного ЗАО "Тамкомформ" по государственному акту на право пользования землей от 27.11.1958.
По второму вопросу: вид разрешенного использования ("для эксплуатации пескокарьера "Таманский") земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 соответствует его фактическому пользованию.
По третьему вопросу: земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8, выделенный из земель по государственному акту на право пользования землей от 27.11.1958, с 1948 года по 1991 год располагался на землях промышленности, а с 1991 года по настоящее время (2019 год) на землях категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения.
По четвертому вопросу: по состоянию на 15.05.2018 земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8 не входил в границы населенного пункта - пос. Сенной Темрюкского района Краснодарского края.
Согласно положениям статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Заключение экспертизы оценивается наряду с другими доказательствами.
Признавая представленное экспертное заключение допустимым доказательством, суд первой инстанции учел, что заключение является полным, ясным и понятным, в заключении приведен перечень исследуемых материалов, изложены примененные методики, сформулированы ответы на поставленные судом вопросы. Противоречий в выводах эксперта судом не установлено.
Оценив представленное экспертное заключение, суд первой инстанции в соответствии со статьей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно признал заключение эксперта надлежащим доказательством по делу.
С учетом выводов судебной экспертизы суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что внесенные изменения в генеральный план в части территориальной зоны, в границах которой расположен спорный земельный участок, не могут являться достаточным основанием в отказе в предоставлении спорного участка в целях эксплуатации объектов недвижимости, расположенных в его границах.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал на то обстоятельство, что поскольку спорный участок имеет вид разрешенного использования "Для эксплуатации пескокарьера "Таманский" необходимо руководствоваться Законом о недрах, исходя из следующего.
В силу положений Закона о недрах недра как часть земной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1314-О).
В соответствии со статьей 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Таким образом, пользователь недр имеет право пользования недрами, а не земельными участками, под которыми залегают недра.
При этом действующим законодательством (статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 25.1 Закона о недрах) регламентирован порядок и условия предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
На основании статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Из названных норм следует, что, обладая исключительным правом на пользование недрами в границах определенного горного отвода, лицо наделено правом на земельный участок, расположенный над участком недр, что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 N 15737/05).
Таким образом, исключительное право на приобретение земельного участка распространяются на часть участка, необходимую для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих обществу.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что установление вида разрешенного использования "для эксплуатации пескокарьера "Таманский" не является основанием для применения Закона о недрах.
Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка устанавливается исходя из его местоположения в конкретной зоне, определенной градостроительным регламентом и градостроительным зонированием, отражаемой в генплане поселения.
Так, исключительный характер права на приобретение земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приобретение участка, занятого этим зданием, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации об исключительном праве на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками расположенных на них объектов недвижимости, оно имеет целью обеспечение собственникам возможности эксплуатации таких объектов; земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены по указанному основанию только для целей эксплуатации уже существующих зданий, сооружений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 N 8536/13).
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, 03.06.2014 N 1152/14 сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка.
В соответствии с правовым подходом, нашедшим отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению в аренду или выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать или выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
Из представленных в материалы дела доказательств, очевидно следует, что площадь испрашиваемого заявителем земельного участка 45 944 кв. м несоразмерна площади принадлежащих ЗАО "Тамкомформ" объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:30:0000000:1276 и 23:30:0000000:1110 площадью 513 кв. м и 451,7 кв. м соответственно.
Кроме того, у общества отсутствует исключительное право на приватизацию земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы с целью определения площади, необходимой для эксплуатации зданий, в связи с чем, пришел к неверному выводу о том, что площадь спорного земельного участка превышает площадь, необходимую для эксплуатации зданий принадлежащих заявителю.
Вместе с тем, отказ в проведении экспертизы не является основанием для отмены судебного акта, поскольку в силу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации это является правом, а не обязанностью суда. Суд счел представленные в материалы дела доказательства достаточными для разрешения спора по существу с учетом предмета заявленных требований. Ходатайство о проведении судебной экспертизы в суде апелляционной инстанции общество не заявило.
Кроме того, выражая несогласие с выводами суда в указанной части, заявитель в материалы дела не представил доказательств, обосновывающих необходимость предоставления 45 944 кв.м. земельного участка для эксплуатации зданий и сооружений, площадь которых не превышает 1 000 кв.м., а также с учетом того, что участок имеет вид разрешенного использования - "для эксплуатации пескокарьера "Таманский".
Учитывая, что собственник расположенных на земельном участке объектов недвижимости вправе претендовать на земельный участок, непосредственно занимаемый этими объектами, а заявитель не обосновал площадь земельного участка, минимально необходимую для размещения и эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости, совокупность предусмотренных статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания оспариваемого решения администрации незаконным отсутствует.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2021 по делу N А32-22022/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22022/2018
Истец: ЗАО "Таманский комбинат формовочных материалов"
Ответчик: Администрация муниципального образовани\ Темрюкского района, Администрация муниципального образования Темрюкский район, Администрация муниципального образования Темрюкского района, ПАО "Россети Кубань"
Третье лицо: Администрация Сенного сельского поселения Темрюкского района, Артеменко Андрей Александрович, ОАО Краснодарское отделение СКЖД - филиал "РЖД", ОАО "РЖД", ОАО "Росийские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10842/2021
19.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5589/2021
17.02.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22022/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22022/18