г. Москва |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А40-36191/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционные жалобы
СПИ Царицинского ОСП ГУФССП России по г.Москве Шомахова Х.М. и АО "СИНУС" на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2021 по делу N А40-36191/21
по заявлению АО "СИНУС"
к 1) СПИ Царицинского ОСП ГУФССП России по г.Москве Шомахову Х.М., 2) ГУ ФССП России по г.Москве
третье лицо: Администрация муниципального образования Туапсинский район
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Синус" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными постановлений СПИ Царицынского ОСП ГУФССП России по г.Москве Шомахова Х.М. от 03.09.2020 о возбуждении исполнительного производства N 5922437/20/77023-ИП, о наложении запрета на ликвидацию, регистрацию, перерегистрацию изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, запрета на смену генерального директора, а также постановления от 16.02.2021 N 77023/21/4289367 о взыскании исполнительского сбора.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 20.04.2021 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным постановление СПИ Царицынского ОСП ГУФССП России по г.Москве Шомахова Х.М. от 16.02.2021 N 77023/21/4289367 о взыскании исполнительского сбора, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, АО "Синус" и СПИ Царицынского ОСП ГУФССП России по г.Москве Шомахов Х.М. обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Судебный пристав просит отменить решение суда в части признания недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора, считает, что постановление вынесено в соответствии с требованиями закона об исполнительном производстве.
АО "Синус" просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным постановления о возбуждении исполнительного производства, а также постановления о наложении запрета на ликвидацию, регистрацию, перерегистрацию изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, запрета на смену генерального директора. Считает, что постановления не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон N 229-ФЗ), части 1 статьи 329 АПК РФ, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде, в том числе Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 названного Кодекса.
В силу статьи 2 Закона об исполнительном производстве, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.
В силу части 2 статьи 30 Закона об исполнительном производстве взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
Частью 3 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что исполнительное производство подлежит возбуждению судебным приставом-исполнителем не только в случае нахождения должника на территории, подведомственной судебному приставу-исполнителю, но и в случае нахождения имущества должника на указанной территории (даже в случае отсутствия должника на этой территории).
Материалами дела подтверждено и заявителем не оспаривается, что исполнительное производство было возбуждено на основании заявления взыскателя, по адресу, указанному в исполнительном листе и в заявлении взыскателя.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что судебный пристав-исполнитель действовал в пределах своей компетенции, его полномочия по вынесению постановления о возбуждении исполнительного производства предусмотрены Законом об исполнительном производстве, оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства у ответчика отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы Общества о том, что судебный пристав-исполнитель в соответствии с 7 статьи 33 Закона должен составить акт и вынести постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, апелляционным судом отклоняются как не свидетельствующие о незаконности постановления о возбуждении исполнительного производства.
Статьей 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрены исполнительные действия, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов.
Согласно пункту 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (п. 17 ч. 1 ст. 64 Закона), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (ст. ст. 2, 4 Закона) не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.
При этом судебный пристав-исполнитель вправе запрещать должнику совершать определенные действия, а необходимость применения каждой конкретной меры обеспечения определяется судебным приставом-исполнителем самостоятельно в рамках закона.
К числу таких действий относится установление запрета на совершение регистрационных действий, который налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа; продолжительность меры зависит, в том числе, от добросовестности действий должника.
В рассматриваемом случае судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 03.09.2020, которым наложен запрет на ликвидацию, регистрацию, перерегистрацию изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, запрет на смену генерального директора. Указанное постановление вынесено с целью понуждения должника к исполнению исполнительного документа.
Установление запрета на ликвидацию, регистрацию, перерегистрацию изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, не противоречит таким принципам исполнительного производства, как законность, соотносимость объема требований и отвечает задачам исполнительного производства по полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа.
Доказательств, свидетельствующих о том, что принятые судебным приставом-исполнителем меры обеспечительного характера препятствуют осуществлению АО "Синус" предпринимательской деятельности, заявителем не представлено. Апелляционный суд считает, что вынесенное приставом постановление о запрете по внесению указанных изменений в ЕГРЮЛ объективно не нарушает прав должника при условии его добросовестности.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оспариваемое постановление в части запрета на ликвидацию, регистрацию, перерегистрацию изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, соответствует положениям Закона об исполнительном производстве и не нарушает права и законные интересы Общества.
Вместе с тем, совершение судебным приставом-исполнителем такого исполнительного действия как наложение запрета на смену генерального директора Общества, не отвечает предусмотренному пунктом 5 статьи 4 Закона об исполнительном производстве принципу соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Данный вывод апелляционного суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 23.01.2017 по делу N А40-15772/16, от 21.08.2019 по делу N А40-199203/18.
Таким образом, решение в данной части подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства на должника налагается денежное взыскание - исполнительский сбор. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
Как верно указал суд, по смыслу вышеприведенных норм основанием для взыскания с должника исполнительского сбора является неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу части 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении исполнительного производства от 03.09.2020 было направлено по адресу: 115404, Москва, ул.Бирюлевская, д.1, к.3, в то время как, актуальным адресом должника в указанный период времени был адрес: 115522, город Москва, Пролетарский проспект, дом 17 корпус 1, 1 пом Н к 2 оф а4э.
В материалах исполнительного производства имеются сведения о том, что постановление о возбуждении исполнительного производства было получено представителем должника 16.02.2021. Доказательств иного судебным приставом-исполнителем не представлено.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебным приставом был установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
Между тем, постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено 16.02.2021, т.е. до истечения срока для добровольного исполнения.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 16.02.2021 N 77023/21/4289367 принято с существенным нарушением Закона об исполнительном производстве, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Доводы судебного пристава о законности постановления апелляционным судом отклоняются, как недоказанные. Апелляционный суд отмечает, что в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ судебный пристав-исполнитель не представил доказательства выполнения требований, установленных частью 2 статьи 112 АПК РФ, в связи с чем в силу части 2 статьи 9 АПК РФ несет риск наступления последствий несовершения процессуальных действий.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, принял законное и обоснованное решение в части признания недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и отказа в удовлетворении заявленного Обществом требования о признании недействительным постановления о наложении запрета на ликвидацию, регистрацию, перерегистрацию изменений, вносимых в ЕГРЮЛ. По мнению апелляционного суда, суд первой инстанции в данной части полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Несогласие сторон с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2021 по делу N А40-36191/21 изменить.
Изложить резолютивную часть решения от 20.04.2021 в следующей редакции:
"Признать недействительным постановление СПИ Царицинского ОСП ГУФССП России по г.Москве Шомахова Х.М. от 16.02.2021 N 77023/21/4289367 о взыскании исполнительского сбора.
Признать недействительным постановление СПИ Царицинского ОСП ГУФССП России по г.Москве Шомахова Х.М. от 03.09.2020 в части объявления АО "Синус" запрета на смену генерального директора.
В удовлетворении остальной части требований АО "Синус" отказать".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36191/2021
Истец: АО "СТРОИТЕЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО Г. МОСКВЕ, Судебный пристав-исполнитель Царицынского ОСП УФССП России по г. Москве Шомахов Х.М.
Третье лицо: ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН