г. Москва |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А40-207621/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-207621/20 (139-1477)
по заявлению Департаменту городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства"
о признании незаконными решений и о возложении обязанностей,
при участии:
от заявителя: |
Хабаров Д.С. по дов. от 08.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконными решений изложенного в уведомлении от 06.12.2020 N КУВД-001/2020- 12522662/4 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости общей площадью 891 кв.м с кадастровым номером 50:21:0110301:863, расположенного по адресу: г. Москва, п.Московский, д. Саларьево, изложенного в уведомлении от 06.12.2020 N КУВД-001/2020-12520706/2 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости общей площадью 570,1 кв.м с кадастровым номером 50:21:0110301:849, расположенного по адресу: г. Москва, торговый комплекс, изложенного в уведомлении от 06.12.2020 N КУВД-001/2020- 12524442/2 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости общей площадью 362,6 кв.м с кадастровым номером 77:17:0000000:7771, расположенного по адресу: г. Москва, д. Саларьево,, торговый комплекс, о возложении обязанности снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности на объект недвижимости общей площадью 891 кв.м с кадастровым номером 50:21:0110301:863, расположенного по адресу: г. Москва, п.Московский, д. Саларьево, снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности на объект недвижимости общей площадью 570,1 кв.м с кадастровым номером 50:21:0110301:849, расположенного по адресу: г. Москва, торговый комплекс, снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности на объект недвижимости общей площадью 362,6 с кадастровым номером 77:17:0000000:7771, расположенного по адресу: г. Москва, д. Саларьево, торговый комплекс, с учетом принятых судом уточнений предмета требований в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда от 16.03.2021 решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в уведомлении от 06.12.2020 N КУВД-001/2020-12522662/4, от 06.12.2020 N КУВД- 001/2020-12520706/2, от 06.12.2020 N КУВД-001/2020-12524442/2, признано незаконным и отменено. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушение прав и законных интересов путем снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности на объект недвижимости общей площадью 891 кв.м с кадастровым номером 50:21:0110301:863, расположенного по адресу: г. Москва, п.Московский, д. Саларьево.
Управление Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы (Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости и прекращении прав собственности города Москвы в отношении объектов недвижимости: г. Москва, п.Московский, д. Саларьево с кадастровым номером 50:21:0110301:863; г. Москва, п.Московский, д. Саларьево с кадастровым номером 77:17:0000000:7771; г. Москва, с кадастровым номером 50:21:0110301:849.
Управлениями Росреестра по Москве от 04.09.2020 N N КУВД-001/2020- 12520706/2, КУВД-001/2020-12522662/2, КУВД-001/2020-12524442/2 сообщил о приостановки государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Причиной приостановления указывается не представление документов, подтверждающих прекращение существования объектов недвижимости - акта обследования кадастрового инженера в соответствии с п.2, ч.2, ст. 15 и ч.1 ст.23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Письмами Управления Росреестра по Москве от 06.12.2020 N КУВД-001/2020- 12522662/4, от 06.12.2020 N КУВД-001/2020-12520706/2, от 06.12.2020 N КУВД- 001/2020-12524442/2 отказано в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы на объекты недвижимости, в связи с неустаранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления учетно-регистрационный действий.
Заявитель с указанными решениями регистрирующего органа об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы на объекты недвижимости не согласился, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пп.3 п.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон онедвижимости) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
В качестве документов-оснований для осуществления учетно-регистрационных мероприятий в отношении указанных объектов недвижимости в регистрирующий орган были представлены соответствующие заявления с приложением акта о прекращении существования объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления учетно-регистрационных действий в адрес Управления Росреестра по Москве были направлены заявления о прекращении прав и снятии с кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости с приложением подписанного акта о сносе (заявления от 24.08.2020 N КУВД-001/2020-12520706, N КУВД-001/2020-12522662, N КУВД-001/2020-12524442).
Указанные объекты были изъяты из частной собственности для государственных нужд - для целей строительства Объекта "Строительство путепровода для транспортного обслуживания ТПУ "Саларьево" с необходимой для его функционирования улично-дорожной сетью", предусмотренного постановлением Правительства Москвы от 15.10.2019 N 1323-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 20189-2022 годы", а также в рамках исполнения распоряжения Департамента от 11.09.2019 N 36191 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества".
Учитывая факт изъятия объектов для государственных нужд - для целей строительство объектов регионального значения, к отношениям по снятию таких объектов с кадастрового учета подлежит применению специальное законодательство.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ N "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации -города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также транспортно- пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6 - 11, 13 и 14 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ)
В соответствии с ч. 20 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ В течение десяти дней после выполнения работ по сн осу объектов недвижимого имущества, указанных в части 19 настоящей статьи, и утилизации образовавшихся отходов организации, осуществившие снос указанных объектов и утилизацию образовавшихся отходов, подписывают акт о прекращении существования указанных объектов с органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, а в случае привлечения подрядной организации для выполнения работ по сносу указанных объектов и утилизации образовавшихся отходов также с данной подрядной организацией. При снятии указанных объектов с государственного кадастрового учета составление акта обследования не требуется.
В соответствии с ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества, является основанием для внесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (орган регистрации прав), сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости.
В целях подтверждения факта сноса изъятых объектов недвижимости в соответствии с ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ к заявлениям были приложен Акт о прекращении существования указанных объектов недвижимого имущества от 06.03.2020 (приложение).
Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества, указанный в ч. 20 ст. 10 Федерального закона N 43-ФЗ, является основанием для внесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества в ЕГРН.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст.8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, продолжение существования в ЕГРН записи об указанных нежилых зданиях способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования объектов недвижимости, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Учитывая изложенное, суды соглашаются с доводами Департамент полагает об отсутствии правовых оснований для приостановления снятия с государственного кадастрового учета, и в дальнейшем отказа и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в связи со сносом объектов недвижимости.
Согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Следовательно, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Таким образом, Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления учетно-регистрационных действий в связи со сносом объектов недвижимости, оснований для приостановления государственной регистрации, а также в дальнейшем для отказа в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, с чем соглашается апелляционная коллегия.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных требований, суд первой инстанции правомерно обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-207621/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-207621/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНО-МОСТОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"