город Томск |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А27-3858/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трегуб В. И.
рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-5760/2021) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.05.2021 по делу N А27-3858/2021 (судья Н.Н. Гатауллина) по заявлению администрации Топкинского муниципального округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Топкинского муниципального округа (652300, Кемеровская область-Кузбасс, город Топки, ул. Луначарского, 26, ОГРН 1024201979537, ИНН 4229005447) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (650991, город Кемерово, пр-т Октябрьский, 3г, ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178) о признании незаконными уведомлений от 10.02.2021 NКУВД-001/2021-3193413/1, NКУВД-001/2021-3193413/2,
УСТАНОВИЛ:
администрация Топкинского муниципального округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Топкинского муниципального округа (далее - заявитель, Комитет) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 10.02.2021 N КУВД-001/2021-3193413/1, N КУВД-001/2021-3193413/2 о приостановлении государственной регистрации прав.
Также заявитель просит обязать Управление совершить действия по регистрации перехода права общей долевой собственности в отношении помещения, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Топки, ул. Ленина, дом 188, кв. 10, на основании соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд от 08.10.2020.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.05.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд от 08.10.2020, представленное заявителем в материалы дела, составлено в простой письменной форме, тогда как в силу ч. 2 ст. 54 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) такое соглашение подлежит нотариальному удостоверению.
Комитет в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с ее доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва Комитета на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в Управление 29.01.2021 (N МРС0561/2021-26406-1, N МРС-0561/2021-26406-2) поступили заявления Е.В. Заикиной, К.А. Назыровой и Топкинского муниципального округа, в лице представителя О.А. Романовой о государственной регистрации права (перехода права) собственности в отношении жилого помещения (квартира) с кадастровым номером 42:35:0101011:727, расположенного по адресу: г. Топки, ул. Ленина, 188-10.
К данным заявлениям в качестве основания для совершения регистрационных действий представлено, в том числе соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд от 08.10.2020, составленное в простой письменной форме.
10.02.2021 уведомлениями N КУВД-001/2021-3193413/1, N КУВД-001/2021-3193413/2 Управлением приостановлена государственная регистрация прав с указанием на несоответствие представленного соглашения об изъятии от 08.10.2020 обязательной форме сделки, поскольку такие сделки подлежат обязательному нотариальному удостоверению.
Не согласившись с вышеуказанными уведомлениями, Комитет обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регламентированы Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Судом из материалов дела установлено, что обращаясь в Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением об осуществлении государственной регистрации права (перехода права) собственности в отношении жилого помещения (квартира) с кадастровым номером 42:35:0101011:727, расположенного по адресу: г. Топки, ул. Ленина, 188-10, заявитель представил в регистрирующий орган, в том числе соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд от 08.10.2020, составленное в простой письменной форме.
В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2019 N 199 "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019-2025 годы", постановлением администрации Топкинского городского поселения от 25.12.2014 N 89-п "Об утверждении перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Топкинского городского поселения, признанных аварийными подлежавши сносу по иным основаниям, в соответствии с "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2007 N 47, в связи с признанием многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Топки, ул. Ленина, дом 188 аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации Топкинского муниципального округа от 21.04.2020 N 276-п принято решение об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, с кадастровым номером 42:35:0101011:477 площадью 356,2 кв.м.
Названным постановлением также принято решение изъять путем выкупа для муниципальных нужд у собственников помещения, согласно приложению к данному постановлению. Также постановлением от 21.04.2020 N 276-п предусмотрена возможность предоставления собственникам взамен изымаемых помещений других помещений в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В перечне помещений, подлежащих изъятию у собственников, включена квартира N 10 площадью 16,2 кв.м.
08.10.2020 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Топкинского муниципального округа в лице председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Топкинского муниципального округа Мурашкиной Н.В. и собственниками квартиры N 10 Заикиной Е.В., Назыровой К.А., действующей с согласия матери Заикиной Е.В. заключено соглашение об изъятии.
Согласно данному соглашению долевые собственники в целях реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019-2025 годы" передали в собственность муниципального образования Топкинский муниципальный округ квартиру, расположенную по адресу: Кемеровская область, г. Топки, ул. Ленина, дом 188, кв. 10, взамен получения возмещения за изъятие объекта в размере определенном на основании отчета об оценке N 1217/20 от 10.09.2020 ООО "ПРАЙС-СЕРВИС", которое составило - 590 000 (пятьсот девяносто тысяч рублей) 00 копеек.
Как верно отметил суд первой инстанции норма ст. 42 Закона N 218-ФЗ была определена законодателем для целей защиты долевых собственников от злоупотреблений со стороны недобросовестных долевых собственников, для предотвращения совершения сделок одних собственников без соблюдения преимущественного прав других долевых собственников, для целей предотвращения мошеннических сделок, реализации прав в отношении незначительных долей, то есть для целей защиты добросовестных долевых собственников.
В данном случае соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд заключалось всеми долевыми собственниками и в их интересах.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 2 статьи 32 ЖК РФ установлено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно части 8 статьи 32 ЖК РФ другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Также судом первой инстанции приняты во внимание нормы гражданского (ст. 239.2 ГК РФ) и земельного (ст. 56.11 ЗК РФ) законодательства, регулирующие порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд и отмечено, что указанные нормы не предусматривают требования о нотариальном удостоверении соглашения об изъятии.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на нарушения, связанные с осуществлением публичными органами своих полномочий при признании жилых домов аварийными и подлежащих сносу.
Как верно отметил суд первой инстанции, в статье 56.9 ЗК РФ установлено, что к соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства, на которое сослался регистрирующий орган в оспариваемых уведомлениях и приостановлении государственной регистрации, ссылаясь на статью 163 ГК РФ, распространяющуюся на сделки о купли-продаже или мене, но нормы о купле-продаже или мене, закрепленные в ГК РФ, не содержат обязательного нотариального удостоверения, указанная норма содержится только в норме Закона N 218-ФЗ в части сделок по отчуждению долей в праве общей долевой собственности, и направлена законодателем на защиту прав долевых собственников, в том числе, при соблюдении прав преимущественного приобретения доли. Что же касается публичных образований в рамках изъятия для муниципальных нужд такого нарушения не допускается, поскольку процесс изъятия происходит в обязательном порядке всеми долевыми собственниками совместно. Кроме того, соглашение заключено в интересах граждан и для целей обеспечения последних пригодным для проживания жилым помещением, путем выплаты возмещения за изъятие объекта недвижимости.
Как указывалось выше, соглашение об изъятии заключено в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2019 N 199 "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019-2025годы".
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что приостановление государственной регистрации прав, а равно как логическое завершение действий Управления - отказ в регистрации перехода прав в отношении изъятого помещения и выплаты возмещение за изъятие объекта ставит под вопрос реализацию региональной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019-2025годы", необоснованно увеличивает расходы бюджета в части возмещения затрат гражданам, ограничивает права граждан на реализацию их прав по приобретению пригодного жилого помещения.
Установив, что заявителем на государственную регистрацию в установленные сроки представлены все необходимые документы для регистрации перехода права и права общей долевой собственности на объекты недвижимости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для принятия оспариваемого уведомления о приостановлении государственной регистрации права.
Доказательств невозможности осуществить испрашиваемую заявителем государственную регистрацию Управлением не представлено, в связи с чем суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, обоснованно удовлетворил требование заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе Управления Росреестра судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.05.2021 по делу N А27-3858/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3858/2021
Истец: КУМИ администрации Топкинского муниципального округа
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области