г. Москва |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А40-3561/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2021 г. по делу N А40-3561/21,
по заявлению Казенного предприятия города Москвы "Московское производственно-техническое объединение городского хозяйства"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Мацота Н.Э. по доверенности от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московское производственно-техническое объединение городского хозяйства" (далее - Заявитель, ГУП "Московское ПТО ГХ", Предприятие, КП "Московское ПТО ГХ") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве, изложенное в Уведомлении от 20 ноября 2020 года N КУВД-001/2020-11252227/3 об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП "Московское ПТО ГХ" в отношении объекта труба дымовая котельная, кадастровый номер, 77:17:0110201:2857 инв. N 65001827, (далее - Объект, тепловая сеть), расположенного по адресу: г. Москва, г. Московский, в районе д. 56, обязании Управления Росреестра по Москве, осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения ГУП "Московское ПТО ГХ" в отношении объекта недвижимости труба дымовая котельная, кадастровый номер, 77:17:0110201:2857 инв. N 65001827, (далее - Объект, тепловая сеть), расположенного по адресу: г. Москва, г. Московский, в районе д. 56
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2021 г. заявление ГУП "Московское ПТО ГХ" удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
ГУП "Московское ПТО ГХ", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ГУП "Московское ПТО ГХ" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 11.08.2020 г. о регистрации права хозяйственного ведения в отношении объекта недвижимости: труба дымовая котельная, кадастровый номер, 77:17:0110201:2857 инв. N 65001827, (далее - Объект, тепловая сеть), расположенного по адресу: г. Москва, г. Московский, в районе д. 56.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 20 ноября 2020 года N КУВД-001/2020-11252227/3 (указанный номер является регистрационным делом) Предприятию отказано в государственной регистрации права. Основанием для отказа в регистрации права хозяйственного ведения Управление Росреестра по Москве считает непредставление подлинников правоустанавливающих документов; непредоставление документов, подтверждающих принадлежность объекта МУП "РПО ЖКХ".
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
На основании статьи 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (пункт 1 статьи 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (пункт 1 статьи 14 Закона от N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 14 Закона N 218-ФЗ.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 18 Закона N 218-ФЗ, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации Ленинскогомуниципального района Московской области от 07.10.2008 г. N 3406-р/о "О мероприятиях по принятию МП "ВПТО ГХ" объектов теплоснабжения,водоснабжения и водоотведения от МУП "РПО ЖКХ"" объект был закреплен на праве хозяйственного ведения за Муниципальным предприятием "Видновское производственно-техническое объединение городского хозяйства" (МП "ВПТО ГХ").
В связи с реализацией Постановления Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" имущество инженерно-коммунального назначения, находящееся на передаваемых городу Москве территориях, подлежало передаче из собственности Ленинского муниципального района Московской области в собственность города Москвы.
С этой целью на основании ПостановленияАдминистрации Ленинского муниципального района Московской области от19.03.2012 N 1083 "О реорганизации МП "Видновское ПТО ГХ" путем выделения было создано МУП "Московское ПТО ГХ".
В соответствии с разделительным балансом, утвержденным Постановлением Администрации Ленинского муниципального районаМосковской области от 26.06.2012 г. N 3443 "Об утверждении разделительного баланса МП "Видновское ПТО ГХ" имущество МП "ВПТО ГХ", находящееся на территориях поселений, переходящих под юрисдикцию города Москвы, закреплено за МУП "Московское ПТО ГХ". В числе переданного имущества значился Объект: труба дымовая котельная, кадастровый номер, 77:17:0110201:2857 инв. N 65001827, (далее - Объект, тепловая сеть), расположенного по адресу: г. Москва, г. Московский, в районе д. 56, что подтверждается строкой N 492 Перечня основных средств по состоянию на 01.06.2012 г. стр.1150 разделительного бухгалтерского баланса.
Государственная регистрация права собственности и хозяйственного ведения Ленинским муниципальным районом Московской области и МУП "ВПТО ГХ" в отношении имущества, в том числе и Объекта, не осуществлялось.
Согласно Решению Совета Депутатов Ленинского муниципальногорайона Московской от 27.06.2012 г. N 10/76 "О передаче муниципальногоунитарного предприятия Ленинского муниципального района Московскойобласти "Московское производственно-техническое объединение городскогохозяйства" Предприятие было передано в собственность города Москвы имущественным комплексом.
На основании Распоряжения Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 215-РП "О принятии муниципального унитарного предприятияЛенинского муниципального района Московской области "Московскоепроизводственно-техническое объединение городского хозяйства" и Актаприема-передачи субъектами РФ МУП "Московское ПРО ГХ", а также егоимущественного комплекса от 24.05.2013 г. МУП "Московское ПТО ГХ" передано в собственность города Москвы имущественным комплексом, изменившее впоследствии вид предприятия с МУП на ГУП.
В 2016 году Объект был поставлен на государственный кадастровый учет (77:17:0110201:2857) и зарегистрировано право собственности города Москвы, после чего ГУП "Московское ПТО ГХ" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации вторичного права - хозяйственного ведения.
При подаче заявления на государственную регистрацию права хозяйственного ведения N КУВД-001/2020-1125227/2 в разделе "Примечание" были указаны номера основных регистрационных дел (NN 22/024/2014-27 и 77-77/12/068/2014-914), в которых имеются подлинники всех приведенных выше и иных правоустанавливающих документов. Кроме того, на это обращалось внимание государственного регистратора в й пояснительной записке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником имущества принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно статье 300 ГК РФ при переходе прав собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, государственная регистрация права собственности и хозяйственного ведения Ленинским муниципальным районом Московской области и МУП "ВПТО ГХ" в отношении спорного Объекта, не осуществлялась, что, однако, не могло явиться препятствием к осуществлению регистрационных действий.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, при реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ).
Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после завершения реорганизации.
В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
С учетом разъяснений, приведенных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции верно признал безосновательным утверждение Управления Росреестра по Москве о наличии препятствующих регистрации права Заявителя обстоятельствах.
Кроме этого, судом установлено, что в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 20 октября 2020 года N 34866 "Об изменении вида ГУП "Московское ПТО ГХ" на КП "Московское ПТО ГХ" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 17.11.2020 г. N 2207712160544 о внесении изменений в сведения о юридическом лице. С даты внесения указанной записи в ЕГРЮЛ вид и наименование ГУП "Московское ПТО ГХ" изменены на КП "Московское ПТО ГХ".
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, суд первой инстанции обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке, осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение Управления Росреестра по Москве, изложенное в Уведомлении от 20 ноября 2020 года N КУВД-001/2020-11252227/3 является незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.04.2021 по делу N А40-3561/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3561/2021
Истец: КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве