город Ростов-на-Дону |
|
21 июля 2021 г. |
дело N А32-53780/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Годунко А.С.,
при участии:
от истца: представитель Калугина А.В. по доверенности от 15.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная организация-10"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2021 по делу N А32-53780/2019
по иску муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" (ОГРН 1022302953947 ИНН 2320033802)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная организация-10" (ОГРН 1062320040166 ИНН 2320141212)
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная организация-10" (далее - ответчик, компания) о взыскании задолженности за период с 01.03.2019 по 31.07.2019 в размере 871 435 рублей 78 копеек, пени за период с 16.04.2019 по 05.04.2020 в размере 77 073 рублей 66 копеек, пени за период с 01.01.2021 по 15.04.2021 в размере 30 332 рублей 67 копеек, а также пени, исходя из размера, установленного пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), начиная с 16.04.2021 по день фактической оплаты задолженности, расходы по оплате государственной пошлины в размере 25 239 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2021 в удовлетворении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу отказано. Уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции от 24.05.2021 отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что истцом неправильно применены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды. Согласно совместным актам обследования многоквартирных домов имеются изолированные стояки, в многоквартирных домах по адресам: город Сочи, ул. Донская, 15а, 17; ул. Пасечная, 18; пер. Строительный, 2, 2Б, 4, 4а, 7, 9, 11, отсутствуют полотенцесушители. Контррасчет ответчика соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и необоснованно не принят судом. По расчету ответчика стоимость коммунального ресурса (ГВС) в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах за период фактического потребления с 01.03.2019 по 31.07.2019 составляет 719 101 рубль 60 копеек, с учетом оплаты - 266 260 рублей 11 копеек. В спорный период обязанность по поверке и надлежащее состояние общедомовых приборов учета была возложена на истца. Истец уклонился от комиссионной проверки по обращению ответчика (письмо от 24.01.2017). Судом не исследованы акты обследования на предмет установления технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, акты периодической проверки готовности к эксплуатации узлов учета тепловой энергии и ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии. Названные акты составлены с нарушением Правил N 354 и Порядка проведения ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. В актах отсутствуют даты их составления, подпись уполномоченного представителя потребителя. У ответчика отсутствуют введенные в эксплуатацию надлежащим образом общедомовые приборы учета.
В представленном в материалы дела отзыве истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприятие в период с 01.03.2019 по 31.07.2019 поставляло горячую воду в многоквартирные жилые дома, находящихся в управлении компании, в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, по следующим адресам: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Донская, д. 17; ул. Донская, д. 17А; ул. Донская, 29 Б; ул. Донская, д. 106; ул. Донская, д. 98А; ул. Донская, д. 102; ул. Донская, д. 15А; ул. Виноградная, д. 150; ул. Гранатная, д. 16; ул. Инжирная, д. 1; ул. Инжирная, д. 2; ул. Инжирная, д. 3; ул. Инжирная, д. 4; ул. Инжирная, д. 6; ул. Инжирная, д. 11; ул. Инжирная, д. 11А; ул. Крымская, д. 32; ул. Крымская, д. 34; ул. Крымская, д. 26; ул. Крымская, д. 36; ул. Крымская, д. 38; ул. Надежная, д. 16; ул. Санаторная, д. 23; ул. Санаторная, д. 21; ул. Санаторная, д. 49/8; ул. Санаторная, д. 55; ул. Санаторная, д. 59; ул. Пасечная, д. 18; ул. Политехническая, д. 42; ул. Рязанская, д. 6; ул. Рязанская, д. 12; ул. Тимирязева, д. 32/3; ул. Чехова, д. 4; ул. Чехова, д. 19; ул. Чехова, д. 26; ул. Чехова, д. 31; ул. Чехова, д. 33; ул. Чехова, д. 35; переулок Донской, д. 20; переулок Донской, д. 22; переулок Строительный, д. 1; переулок Строительный, д. 2; переулок Строительный, д. 2 Б; переулок Строительный, д. 4; переулок Строительный, д. 4А; переулок Строительный, д. 5; переулок Строительный д. 7; переулок Строительный, д. 8; переулок Строительный, д. 9; переулок Строительный, д. 11;
Вышеуказанные многоквартирные дома находятся под управлением ответчика, что подтверждается скриншотами страниц сайтов ГИС ЖКХ, Реформа ЖКХ (т. 1, л.д. 71-74).
Как указывает истец в исковом заявлении в период с 01.03.2019 по 31.07.2019 выше указанными многоквартирными жилыми домами потреблена горячая вода в целях содержания общего имущества на общую сумму 1 159 975 рублей 25 копеек.
Обязательства по оплате за потребленную горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах исполнены частично, в связи с чем за ответчиком образовалась задолженность в размере 873 281 рубля 04 копеек (с учетом уточненных исковых требований).
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Согласно пункту 72 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) и пунктам 6, 7, 30 Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354 и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) внесены в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменения, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы N 1075), двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В разделе VII приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении, и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 приложения N 2 Правилам N 354.
Таким образом, в соответствии с Правилами N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
В Краснодарском крае норматив на подогрев 1 куб. м воды утвержден приказом РЭК - ДЦиТ Краснодарский край от 18.05.2017 N 2/2017-нп, при этом в соответствии с пунктом 4 названного приказа нормативы вводятся с 01.06.2017.
Согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
При этом, положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386 в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Как указывалось выше, предприятие в период с 01.03.2019 по 31.07.2019 поставляло горячую воду в многоквартирные жилые дома, находящихся в управлении компании.
Факт поставки горячей воды не оспаривается.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что истцом неправильно применены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды. Согласно совместным актам обследования многоквартирных домов имеются изолированные стояки, в многоквартирных домах по адресам: ул. Донская, 15а, 17; ул. Пасечная, 18; пер. Строительный, 2, 2б, 4, 4а, 7, 9, 11, отсутствуют полотенцесушители. Контррасчет ответчика соответствует Правилам N 354 и необоснованно не принят судом.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в контррасчете объема и размера платы коммунального ресурса подлежащего оплате ответчиком неверно определен норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, что противоречит представленным актам совместного осмотра, зафиксировавших ненадлежащую изоляцию тепловых сетей МКД.
В отношении многоквартирных жилых домов по адресам: г. Сочи, проспект Строительный, д. 7 и ул. Донская, 17А, истцом произведена корректировка начислений согласно результатам осмотра (в МКД по проспекту Строительный, д. 7 отсутствуют полотенцесушители - уменьшен норматив нагрева с 0,066 Гкал/куб.м на 0,061 Гкал/куб.м; по ул. Донская, д. 17 А МКД оборудован полотенцесушителями, в связи с чем увеличен норматив нагрева с 0,061 Гкал/куб.м на 0,066 Гкал/куб.м). В связи с перерасчетом истец уточнил исковые требования (т. 2, л.д. 212).
Доводы заявителя о том, что судом не исследованы акты обследования на предмет установления технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, акты периодической проверки готовности к эксплуатации узлов учета тепловой энергии и ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, у ответчика отсутствуют введенные в эксплуатацию надлежащим образом общедомовые приборы учета, отклоняются апелляционным судом.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 разъяснено, что действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенные при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Истец является гарантирующим поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении общества, что подтверждается информацией с официального сайта "Реформа ЖКХ" и ГИС ЖКХ.
Согласно пояснениям истца, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, в силу части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" истец осуществил действия по принудительной установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, обслуживаемых обществом, ввиду того, что обязанность по установке общедомовых приборов учета не исполнена собственниками, передало техническую документацию управляющей организации с целью осуществления содержания в рамках договора управления МКД (л.лист 8-9 отзыва).
Техническая документация на узлы учета, в том числе акты об установлении наличия технической возможности установки общедомовых приборов учета, оригиналы паспортов на узлы учета, направлена управляющей организации почтовым отправлением с описью вложения.
Спорные многоквартирные дома оборудованы общедомовым прибором учета (узлы учета ГВС и ЦО). Приборы учета допущены к эксплуатации, соответствуют Федеральному закону от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
В материалы дела представлены акты ввода в эксплуатацию (акты допуска), акты периодической проверки общедомовых приборов учета, акты обследования на предмет установления наличия/отсутствия технической возможности установки приборов учета, из содержания которых следует, что общедомовые приборы учета технически исправны, поверены, оснований производить начисления платы за коммунальный ресурс без учета показаний прибора учета не имеется.
Работы по проверке исправности, работоспособности и техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (пункт 18).
При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (пункт 72 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034). Соответствующий акт в материалах дела отсутствует.
Поскольку Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по оснащению приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке, в том числе, общедомовых приборов учета, бремя доказывания того, что в жилом доме отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета, лежит на ответчике.
Указанный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.07.2018 N 309-ЭС18-9997 по делу N А43-5398/2017.
В материалах дела отсутствуют доказательства, в которых имелись бы, ссылки на проектные характеристики многоквартирных домов, заключения специалистов, позволяющие сделать вывод о том, что в спорный период отсутствовала возможность установки приборов учета.
Доказательств, подтверждающих неисправность общедомовых приборов учета ГВС в спорный период и свидетельствующих о невозможности принятия к расчетам показания спорных приборов учета, равно как и доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета по спорным адресам, материалы дела не содержат.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по делу N А32-10248/2018 с участием тех же сторон и аналогичными обстоятельствами.
Истцом заявлено требование о взыскании пени за период с 16.04.2019 по 05.04.2020 в размере 77 073 рублей 66 копеек, пени за период с 01.01.2021 по 15.04.2021 в размере 30 332 рублей 67 копеек, а также пени, исходя из размера, установленного пунктом 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, начиная с 16.04.2021 по день фактической оплаты задолженности.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, а также положения статей 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, пункта 65 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания неустойки.
Доводы в части взысканной судом первой инстанции неустойки в апелляционной жалобе не приведены, в силу чего исходя из пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" у апелляционного суда отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции в указанной части.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2021 по делу N А32-53780/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53780/2019
Истец: МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго", МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" "СТЭ"
Ответчик: ООО "УК "Ремонтно-Эксплуатационная организация - 10", ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная организация-10"