г. Москва |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А40-31243/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Бекетовой И.В., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.05.2021 по делу N А40-31243/21
по заявлению ООО "ФОТОАГЕНТСТВО "СТУДИЯ-КОНТРАСТ"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Государственная жилищная инспекция города Москвы, 2) Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, 3) Комитет государственного строительного надзора города Москвы, 4) кадастровый инженер Скобелева Е.А.
о признании незаконным решения
в присутствии:
от заявителя: |
Каржавина Н.С. по дов. от 08.02.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1-3. не явились, извещены; 4. Каржавина Н.С. по дов. от 04.09.2020 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФОТОАГЕНТСТВО "СТУДИЯ-КОНТРАСТ" (заявитель, общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 10.12.2020 N РКРVDMFC-2020-08-27-310640, N MFC-0558/2020-292300; о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет.
Решением от 14.05.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Представитель заявителя и кадастрового инженера Скобелевой Е.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, ООО "Фотоагентство "Студия-Контраст" является собственником нежилого помещения площадью 233,5 кв. м по адресу: г.Москва, ул. Уральская, д.1, что подтверждается государственной регистрацией права N 77-01/03-002/2001-1332 от 17.05.2001 и выпиской из ЕГРН от 09.02.2021 N 99/2021/374526675.
В результате произведенной перепланировки по адресу: г.Москва, ул.Уральская, д.1 произошло разделение помещения XII с кадастровым номером 77:03:0002012:5496 на два помещения.
Технический план помещения подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 2 (двух) помещений, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Уральская, д.1, образованных в результате раздела помещения с кадастровым номером 77:03:0002012:5496.
Первое помещение располагается на этаже 1 пом.ХII ком. 1-13 общей площадью 177.8 кв.м., в здании с кадастровым номером 77:03:0002014:1035.
Второе помещение располагается на этаже 1 пом.ХIIа ком. 1-4 общей площадью 47.8 кв.м., в здании с кадастровым номером 77:03:0002014:1035.
В результате согласования перепланировки в установленном законом порядке на основании постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП, Мосжилинспекция составила Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме б/н от 21.08.2019 в соответствии с Техническим заключением о допустимости и безопасности выполненной перепланировки и Архитектурным проектом изменения фасада здания, утвержденным заказчиком ООО "Фотоагентство "Студия-Контраст" во исполнение приказа N 15 от 25.12.2018.
В связи с демонтажем внутренних не несущих стен, возведением стен из листов гипсокартона по металлическому каркасу, обшивкой стен и колонн листами гипсокартона, устройством стеклянных стен и отделки помещений площадь исходного помещения с кадастровым номером 77:03:0002012:5496 уменьшилась на 7.9 кв.м. и составляет 225.6 кв.м.
27 августа 2020 года через Центр предоставления госуслуг "Мои документы" по району Восточное Измайлово заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество N MFC-0558/2020- 292300-1 (постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости (за исключением случаев ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, изъятия земельного участка на государственные нужды).
В отношении заявления от 27.08.2020 N MFC-0558/2020-292300 должностным лицом Управления 10.09.2020 было принято решение и сформировано уведомление N PKPVDMFC-2020-08-27-310640 N MFC-0558/2020-292300 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
В целях устранения причин приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права 06.10.2020 года было подано заявление о предоставлении дополнительных документов к ранее представленному заявлению и техническому плану от 02.10.2020 N б/н.
12.10.2020 сформировано уведомление об отказе в возобновлении учетно-регистрационных действий.
10.12.2020 Управлением вынесено решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права N PKPVDMFC-2020-08-27-310640 N MFC-0558/2020-292300 в связи с не устранением причин приостановления, указанных в решении о приостановлении от 10.09.2020.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 6 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131 и 164, 551 ГК РФ.
Из п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ следует, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу п.1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
* документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
* документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (п. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Порядок предоставления государственной услуги по переустройству и перепланировке помещений в многоквартирных домах регламентируется постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах", (далее - 508-ПП)
В силу п. 1 ст. 28 Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
Согласно ст. 28 ЖК РФ и постановлением N 508-ПП акт о завершенном переустройстве и перепланировке помещения в многоквартирном доме оформляется по результатам комиссионной приемки выполненных работ и является результатом предоставления государственной услуги, а также основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в установленном законом порядке.
На основании Приложения 6 к Административному регламенту предоставление государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах" в городе Москве 26.08.2019 Заместителем начальника Мосжилинспекции Сергиенко В.Г. утвержден Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, если такое решение требуется от 21.08.2019 на объект по адресу: г. Москва, Уральская ул., д. 1, пом. XII, который является официальным документом, подтверждающим, что перепланировка выполнена без нарушения строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правовых норм.
Требования к формированию технического плана утверждены приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке" (далее - Требования).
В соответствии с п. 20 Требований сведения о помещении, за исключением площади и местоположения в пределах здания, указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации здания, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки жилого помещения.
Образованные в результате перепланировки помещения являются изолированными и обособленными от помещений многоквартирного дома.
Доступ из данных помещений в помещения многоквартирного дома отсутствует.
Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме закреплено в статье 36 ЖК РФ.
В вышеуказанных помещениях отсутствует общее имущество многоквартирного дома либо помещения, предназначенные для обслуживания и обеспечения многоквартирного дома.
Ограждающие конструкции, затронутые изменением фасадной части, не находятся в габаритах многоквартирного дома, следовательно, они не могут быть отнесены к общедомовому имуществу и согласие собственников многоквартирного жилого дома на изменение фасадной части не требуется согласно постановлению Правительства Москвы N 508-ПП.
В соответствии с п. 13 N 508-ПП при проведении работ, затрагивающих архитектурный облик многоквартирного дома, проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, техническое заключение о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме подлежат согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура) посредством межведомственного информационного взаимодействия по запросу Государственной жилищной инспекции города Москвы.
Из пояснительной записки к архитектурному проекту изменения фасада здания установлено, что обследуемые помещения расположены в части 1-го этажа здания, занимают часть нежилой пристройки, имеют изолированные от жилой части здания входы - нежилые помещения, торговые, учрежденческие.
В ходе строительно-монтажных работ было выполнено на 1 этаже: устройство площадок и пандусов; устройство двух дверных проемов; закладка дверного проема; ликвидация входной группы; изменение входной группы.
Согласно п. 3.3 постановления N 508-ПП создание входов, входных групп (лестниц, крылец и других площадок) на первом этаже, общей площадью не более 10 квадратных метра без устройства фундамента, выполняются согласно проекту.
Как верно установлено судом первой инстанции, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве от 21.05.2019 N 06-10/01-02127-06 по результатам рассмотрения проектной документации, технического заключения, экспертного заключения ООО "КАНОН" N 05/19/04/01 от 17.04.2019 установило, что рассматриваемые помещения занимают часть нежилой пристройки к жилому дому, имеют изолированные от жилой части здания выходы, не являются памятником архитектуры. Управление Роспотребнадзора подтверждает, что проектные материалы перепланировки нежилого помещения для ООО "Фотоагентство "Студия-Контраст", расположенного по адресу: г. Москва, Уральская ул., д. 1, соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
В соответствии со ст. 51 ч. 17 п. 4 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ выдача разрешения на строительство на выполненные работы не требуется.
Заключение Москомархитектуры о согласовании проекта переустройства и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме, технического заключения о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме на основании анализа материалов, содержащих сведения о натурном обследовании переустраиваемого (перепланируемого) объекта и прилегающей территории явилось основанием для согласования Мосжилинспекцией выполненных работ.
Отказывая в проведении учетно-регистрационных действий, ответчик, ссылаясь на п. 3. Приложения N 1 508-ПП, указал, что заявитель не представил документ, подтверждающий согласие собственников многоквартирного дома на устройство балконов и террас на первом этаже многоквартирного дома.
При этом, как верно установлено судом первой инстанции, из согласованной в установленном порядке исходно-разрешительной и проектной документации следует, что данные виды работ на объекте не проводились.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, установлено, что государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений настоящих Правил осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.
Государственная жилищная инспекция также осуществляет контроль при проведении реконструктивных работ в помещениях жилого фонда.
Акт Мосжилинспекции согласован и утвержден в установленном нормативно-правовыми актами порядке.
Работы по изменению фасадной части, выполненные в соответствии с Архитектурным проектом, не являются реконструкцией, в связи с чем получение разрешения в Комитете государственного строительного надзора города Москвы не требуется в силу действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с Законом о регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о регистрации или иными федеральными законами.
Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В техническом плане от 02.10.2020 графические части в составе технического плана оформлены в соответствии с пп. 52-59, 62 Требований.
Декларации на вновь образованные помещения в техническом плане от 02.10.2020 г. сформированы.
В техническом плане от 02.10.2020 в соответствии с п.50 Требований имеется вывод кадастрового инженера (сумма площадей образованных помещений в результате перепланировки не соответствует площади исходных помещений).
Заключение кадастрового инженера в составе технического плана было изначально. Сумма площадей образуемых помещений не совпадает с площадью исходного помещения, так как была произведена перепланировка.
В техническом плане от 02.10.2020 в соответствии с пп.6 п.43 Требований в графе "3" строки "6" раздела "Характеристики объекта недвижимости" указан кадастровый номер здания, в котором расположено помещение.
Действия Общества по подготовке технического плана на принадлежащий истцу объект недвижимости с кадастровым номером 77:03:0002012:5496 соответствуют закону.
Пунктами 70, 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 7 июня 2017 г. N 278 (далее -Административный регламент N 278) прямо установлено, что уведомление о приостановлении или об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления или отказа осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление Росреестра по Москве в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета изменений и государственной регистрации прав на образованные помещения: этаж 1, пом.XII ком.1-13, общей площадью 177,8 кв.м в здании с кадастровым номером 77:03:0002014:1035, этаж 1, пом.XIIа ком.1-4, общей площадью 47,8 кв.м в здании с кадастровым номером 77:03:0002014:1035.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2021 по делу N А40-31243/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31243/2021
Истец: ООО "ФОТОАГЕНТСТВО "СТУДИЯ-КОНТРАСТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, КАДАСТРОВЫЙ ИНЖЕНЕР СКОБЕЛЕВА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА, КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ, КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ, Скобелева Екатерина Юрьевна