г. Красноярск |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А69-243/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" июля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клят Э.М.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "23" апреля 2021 года по делу N А69-243/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва (ОГРН 1021700513010, ИНН 1701025968, далее - заявитель, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищно-эксплуатационный участок "Ангарский" (ОГРН 1151719000730, ИНН 1701055761, далее - ответчик) о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 46 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республика Хакасия от 23 апреля 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявления за периоды июль и август 2020 года, в данной части принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что страхователь дополняющие сведения по форме СЗВ-М за спорные периоды в адрес фонда направил с нарушением установленного срока, в отношении лиц, ранее не указанных в исходных формах.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части (взыскание финансовых санкций за июль, август 2020 года), возражений со стороны лиц, участвующих в деле, не поступило.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
11.08.2020 ответчик представил в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исхд) за июль 2020 года в отношении 81 застрахованных лиц. 15.09.2020 ответчик представил в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп) за июль 2020 года в отношении 9 застрахованных лиц, в отношении которого сведения в форме СЗВ-М (исходная) за июль 2020 года не представлялись.
Фонд установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за июль 2020 года в отношении 9 застрахованных лиц и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришёл к выводу о нарушении ответчиком требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 21.09.2020 N 018S18200001829 и вынесено решение от 22.10.2020 N 018S19200001894, которым ответчик привлечён к ответственности.
Требованием от 09.11.2020 заявителем предложено ответчику уплатить в установленные сроки суммы штрафа, в срок до 19.11.2020.
16.09.2020 ответчик представил в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года, в отношении 1 застрахованного лица, без представления сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года.
Фонд установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, без представления сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года, и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришёл к выводу о нарушении ответчиком требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о чём был составлен акт от 21.09.2020 N 018S18200001830 и вынесено решение от 22.10.2020 N 018S19200001893, которым ответчик привлечён к ответственности.
Требованием от 09.11.2020 заявителем предложено ответчику уплатить в установленные сроки суммы штрафа, в срок до 19.11.2020.
17.09.2020 ответчик представил фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года, в отношении 81 застрахованных лиц, без представления сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года.
Фонд установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года в отношении 81 застрахованных лиц, без представления сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года, и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришёл к выводу о нарушении ответчиком требований пункта 2.2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 21.09.2020 N 018S18200001831 и вынесено решение от 22.10.2020 N 018S19200001892, которым ответчик привлечён к ответственности.
Требованием от 09.11.2020 заявителем предложено ответчику уплатить в установленные сроки суммы штрафа, в срок до 19.11.2020.
Неисполнение ответчиком вышеперечисленных требований к установленному сроку явилось основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Проверив полномочия фонда, суд апелляционной инстанции установил, что решения приняты уполномоченным должностным лицом компетентного органа, процедура принятия решений не нарушена, доказательств обратного в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у заявителя отсутствовали основания для применения к ответчику финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ (ноябрь 2018 года), так как ответчик реализовал своё право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
В части указанных выводов фонд и ответчик возражений не заявили, суд апелляционной инстанции не проверяет законность судебного акта в указанной части.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факту представления ответчиком сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп): за июль 2020 года в отношении 9 застрахованных лиц; за август 2020 года в отношении 81 застрахованных лиц у заявителя отсутствовали основания для применения к ответчику финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку страхователь самостоятельно обнаружил и устранил ошибки.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным
В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" согласно приложению к настоящему постановлению.
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отмн".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, которая вступила в силу 27.07.2020 (далее - Инструкция N 211н), отменена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Таким образом, на момент предоставления страхователем как исходных, так и дополняющих сведений действовала Инструкция N 211н.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, положения Федерального закона N 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд, а именно дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях.
11.08.2020 ответчик представил в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исхд) за июль 2020 года в отношении 81 застрахованных лиц. 15.09.2020 ответчик представил в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп) за июль 2020 года в отношении 9 застрахованных лиц, в отношении которого сведения в форме СЗВ-М (исходная) за июль 2020 года не представлялись.
16.09.2020 ответчик представил в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года, в отношении 1 застрахованного лица, без представления сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года. 17.09.2020 ответчик представил в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года, в отношении 81 застрахованных лиц, без представления сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчиком самостоятельно, до момента обнаружения ошибки фондом, дополнило ранее представленные и принятые фондом сведения о застрахованных лицах.
При этом ни статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 211н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в фонд сведениях, до их обнаружения фондом, и представить в фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Принимая во внимание вышеуказанное правовое регулирование и установленные по делу фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ за указанные составы.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н, согласно которому в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Суд апелляционной инстанции, оценив указанные доводы, отклоняет их в силу следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, возможно не применять.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Право страхователя на исправление (дополнение) отчетности предусмотрено Федеральным законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьях 15 и 17 Федерального закона N 27-ФЗ законодателем какие-либо изменения не вносились, следовательно, с принятием новой Инструкции N 211н не могут быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свое практикообразующее значение.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по факту представления ответчиком сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку фонд обязан установить все элементы состава правонарушения, что им не было сделано.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции на основании следующего.
16.09.2020 ответчик представил в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года, в отношении 1 застрахованного лица, без представления сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года.
Фонд установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, без представления сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года, и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришёл к выводу о нарушении ответчиком требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Судом первой инстанции верно отмечено, что 01.01.2017 отношения, связанные исчислением и уплатой страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, нормативно регламентируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, что также предполагает применения положений глав 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статей 101, 101.4, 106, 108, 110 Налогового кодекса Российской Федерации, привлекая ответчика к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт представления "некорректных" сведений (отсутствие сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года), существо правонарушения, но и обязано определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность привлекаемого к ответственности лица.
В нарушение вышеприведённых норм закона, ни акт проверки, ни решение фонда не содержат конкретных обстоятельств правонарушения, сведений о виновных противоправных ошибках, допущенных страхователем. Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
Апелляционный суд отмечает, что установление всех элементов состава любого правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Состав правонарушения должен быть установлен и доказан фондом. Недопустимо привлечение к ответственности на основании предположений.
Таким образом, отсутствуют основания для привлечения страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ за данный состав.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "23" апреля 2021 года по делу N А69-243/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-243/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕКЫЗЫЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА, ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат ПФР в РТ
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ УЧАСТОК "АНГАРСКИЙ"