г. Владимир |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А43-10549/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.07.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автолигатранс-НН" (ИНН 5257172466,ОГРН 1175275032855) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.05.2021 по делу N А43-10549/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автолигатранс-НН" о признании незаконными и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Нижегородской области от 11.03.2021 N 52522104200073700006, решения Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 29.03.2021 N 09-12/06676@.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Автолигатранс-НН" - Елисеева М.Г. на основании доверенности от 16.01.2020 сроком действия по 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Нижегородской области - Калинин А.А. на основании доверенности от 19.01.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) на основании поручения от 04.02.2021 N 525220210001002 проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Автолигатранс-НН" (далее по тесту - Общество) валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
По результатам проверки составлен акт от 05.02.2021 N 525220210001004.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции 12.02.2021 в отношении Общества составило протокол N 52522104200073700003 об административном правонарушении и 11.03.2021 вынесло постановление N52522104200073700006 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 1 276 548 рублей 24 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее по тексту - Управление) от 29.03.2021N 09-12/06676@ жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением Инспекции и решением Управления, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Решением от 18.05.2021 Арбитражный суд Нижегородской области изменил постановление от 11.03.2021 N 52522104200073700006, уменьшив сумму штрафа до 638 274 рублей 12 копеек. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказал.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неправильное применение норм материального права.
Указывает, что у суда имелось право на замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Часть 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под термин "валютная операция".
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
При этом возможность выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, указанной нормой не предусмотрена.
Таким образом, валютные операции между юридическими лицами-резидентами и нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется осуществление валютных операций без использования банковского счета.
Как следует из материалов дела, в 2018 и 2019 годах между Обществом и
Абдурахманходжаевым Г., Абраевым А.С., Абраевым У.Г., Айтбаевым К.М., Акопяном Г.Ю., Алимовым Н.Б., Алымкуловым М.А., Базарбаевым Ж.Б., Борубаевым У., Ботировым О.Ж., Зиёмиддиновым Х.Т., Кадыровым Х., Казнабековым А.Т., Киргизбаевым Ж., Кыпчакбаевым А.А., Максудовым А., Мамасадыковым И., Манасовым С.У., Махмудовым Ж., Мнацаканяном А.Т., Нурматовым Ж.А., Ормоновым Д.С., Орозовым Т., Сайиповым А., Сангиновым Б.А., Саримсаковым Д.Т., Саттаровым А.Т., Серобяном С.С., Соатмуминовым О.Т., Холматовым М., Холмуминовым Б.Ю., Шамурзаевым Ж.К., Эргашевым А.А. заключены трудовые договора 24.09.2019 N 51, 14.05.2019 N 27, 30.04.2019 N 25, 29.04.2019 N23, 14.05.2019 N27, от 29.04.2019 N22, 29.07.2019 N42, 24.09.2019 N52, 07.10.2019 N58/1, 27.05.2019 N31, 16.10.2019 N60, 24.04.2019 N19, 06.05.2019 N26, 29.11.2019 N65/2, 29.07.2019 N41, 01.10.2019 N55, 17.07.2019 N40, 17.10.2018 N212, 07.10.2019 N57, 07.06.2019, N33, 03.09.2019 N48, 15.04.2019 N15, 16.04.2019 N16, 01.10.2019 N54, 02.04.2019 N14, 29.04.2019 N21, 30.09.2019 N53, 17.10.2018 N215, 30.04.2019 N24, 07.06.2019 N32, 16.05.2019 N29, 23.08.2019 N45, 14.05.2019 N28 соответственно.
Абдурахманходжаев Г., Айтбаев К.М., Алымкулов М.А., Базарбаев Ж.Б., Борубаев У., Кадыров Х., Казнабеков А.Т., Киргизбаев Ж., Кыпчакбаев А.А.,
Максудов А., Мамасадыков И., Манасов С.У., Махмудов Ж., Орозов Т., Сайипов А., Шамурзаев Ж.К. имеют гражданство Киргизии, Абраев А.С., Абраев У.Г., Алимов Н.Б., Ботиров О.Ж., Саримсаков Д.Т., Саттаров А.Т., Соатмуминов О.Т., Холматов М., Холмуминов Б.Ю., Эргашев А.А. имеют гражданство Узбекистана, Зиёмиддинов Х.Т., Нурматов Ж.А., Ормонов Д.С., Сангинов Б.А. имеют гражданство Таджикистана, Мнацаканян А.Т., Серобян
С.С., Акопяну Г.Ю. имеют гражданство Армении и вида на жительство не имеют.
Общество в рамках трудовых договоров, заключенных с иностранными гражданами, производило выплату заработной платы нерезидентам в наличной форме по платежным ведомостям от 15.03.2019, 29.03.2019, 15.04.2019, 30.04.2019, 15.05.2019, 31.05.2019, 14.06.2019, 28.06.2019, 01.07.2019, 05.07.2019, 12.07.2019, 15.07.2019, 30.07.2019, 31.07.2019, 13.08.2019, 15.08.2019, 30.08.2019, 12.09.2019, 13.09.2019, 16.09.2019, 30.09.2019, 08.10.2019, 14.10.2019, 15.10.2019, 25.10.2019, 29.10.2019, 31.10.2019, 07.11.2019, 15.11.2019, 21.11.2019, 30.11.2019, 13.12.2019, 24.12.2019, 27.12.2019, 21.12.2019 в общей сумме 1 702 064 рублей 32 копеек.
На момент выплаты заработной платы иностранные граждане не имели вида на жительство в Российской Федерации и признавались нерезидентами.
Таким образом, в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполнение требований валютного законодательства резидентами не может быть поставлено в зависимость от волеизъявления нерезидента.
Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона N 173-ФЗ.
Следовательно, при выдаче Обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальные нормы Федерального закона N 173-ФЗ.
Ввиду изложенного в деянии Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, повлекших ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Исключительных оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным судом не установлено.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку совершение незаконных валютных операций угрожает экономической безопасности государства.
Исследовав и оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, на основании правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о необходимости снижения размера штрафных санкций до 638 274 рублей 12 копеек.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.05.2021 по делу N А43-10549/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автолигатранс-НН" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10549/2021
Истец: ООО "АВТОЛИГАТРАНС-НН"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 7 ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной Налоговой службы по Нижегородской области
Третье лицо: ООО Представитель "Автолигатранс-НН" Елисеева Мария Григорьевна